Урок окружающего мира
Тема: Начало оседлой жизни. Домашние животные и их дикие предки
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о становлении человека, о домашних животных и их диких
предках
Предметные задачи:
содействовать формированию представлений о взаимосвязях человека и природы;
способствовать формированию умений:
различать животных по внешним признакам;
сравнивать домашних животных с их дикими предками; исследовать происхождение домашних животных.
анализировать этапы становления человека ( начало оседлой жизни).
Метапредметные:
содействовать развитию умений работать с информацией, сравнивать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи,
осуществлять классификацию (познавательные);
создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).
Личностные:
содействовать развитию интереса к учебному материалу и внутренней позиции школьника.
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Класс:1 "В"
Учитель: Шангина С.М.
Дата проведения:15.02.2017г.
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Домашние животные и их дикие предки
Цель: познакомить обучающихся с тем, как происходило одомашнивание животных; расширить знания обучающихся о диких и домашних животных.
Личностные универсальные учебные действия:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных
моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия :
- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и
делать обобщения – формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
6.Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
7.Приемы ТРКМЧП: корзина идей, кластер, концептуальная таблица, схема "Фишбоун".
8.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
9.Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Оборудование: картинки диких и домашних животных.
1.Самоопределение к учебной деятельности:(Личностные: самоопределение.Регулятивные:целеполагание.Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.)
Прозвенел весёлый звонок,
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Хотят многое узнать на свете.
2. Актуализация знаний.
1.- Отгадайте загадки (выставляются картинки отгаданных животных).
Молоко пьет
Песенки поет,
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)
Хвост крючком,
Нос торчком.
(Свинья.)
Зимой спит –
Летом улья ворошит.
(Медведь.)
Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка.)
По долам, по горам
Ходит шуба и кафтан.
(Овца.)
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины?
И построили плотину.
(Бобры.)
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц.)
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? …
(мышка)
- Распределите животных в 2 группы (домашние и дикие, хищные и растительноядные. Всеядных животных относим к группе хищников)
- Мышка – дикое и домашнее животное? Почему?
- Каких животных мы называем дикими? Каких – домашними?
- Почему они получили такое название? ( Дикие животные – животные, живущие в дикой природе и сами добывающие себе корм. Домашние животные живут у человека. Человек заботится о них, а они приносят ему пользу).
(Мышь – дикое животное, о нем человек не заботится, она не приносит человеку пользу).
- Как вы думаете, всегда ли было так, что рядом с человеком жили животные?
3. Новая тема.
1. (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижины, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, охотники, кабан, поросята, козлята)
Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Во главе родовой общины стоял старейшина.
Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.
Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».
Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.
Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.
КАК ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ НАШЛИ ДРУГА.
Раз первобытные дети
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
И встретили дети в чаще
Неведомого зверька,
Какого ещё ни разу
Не видывали пока.
Сказал первобытный папа:
«Что ж, поиграйте с ним.
Когда он станет побольше,
Мы вместе его съедим».
Ночь. Первобытные люди
Спят первобытным сном.
А первобытные волки
Крадутся во мраке ночном.
Беда первобытным людям,
Во сне беззащитным таким.
Как часто звериное брюхо
Могилою делалось им!
Но, злых людоедов почуяв,
Залаял отважный зверёк,
И этим людей первобытных
От гибели он уберёг.
С папой ходить на охоту
Он начал, когда подрос.
Так другом стал человеку
Веселый и верный пёс.
Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так дикие животные стали домашними. Так возникло скотоводство.
2. Самостоятельное чтение текста на с. 19 (Учебник Н.Я. Дмитриева. Окружающий мир. 1 класс).
- Прочитайте текст и скажите: Загнав животных в загон, что заметили люди?
3. Сравнение домашних животных и их предков по иллюстрации на с. 20.
(На доске картинки современных домашних животных)
Соедините линией домашнее животное и его предка.
Они одинаковые или чем-то отличаются? Чем?
Для каких целей используют этих животных?
Корова - дает молоко (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, йогурт, сгущенка), мясо, жир. Кожа - одежда (куртки, пальто), сумки, обувь, ремни. Копыта и рога - клей, желатин (в мармелад).
Конь - тягловая сила, езда верхом. Мясо, молоко (кумыс). Шкура- кожа (ремни, сумки, упряжь).
Овцы - мясо (баранина), молоко (сыр, брынза), шерсть (ткани для пальто, костюмов), варежки, носки. Шкура с шерстью – полушубки, дубленки. Шкурки ягнят - каракуль (шапки, воротники, шубки).
Козы - мясо, молоко, кожа.
Свиньи - мясо, жир, сало. Щетина (сапожные щетки). Кожа – обувь.
Кролики - мясо, шкурки - шапки, шубки.
Гуси - мясо, пух (подушки, перины), жир.
Утки - яйца, пух, мясо.
Куры - яйца, пух, мясо.
Кошка - мышелов, друг.
Собака - сторож, пограничник, пожарник (спасает детей), милиционер (поиск преступника), сапер (ищет мины), таможенник ищет наркотики), пастух, охотник, ездовые собаки. Собака – друг человека.
4. Рефлексия.(Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование.)