1.Организационный момент 2.Целеполагания Внимательно прочитайте тему урока - Подумайте , на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания? - Сегодня на уроке вы сможете сами определить, какие существуют группы животных по особенностям их питания путём эмпирического обобщения, с алгоритмом которого мы познакомились на прошлом метапредметном занятии. - А как вы думаете , пригодиться ли вам это в жизни? - Вы готовы к достижению новых знаний? - Тогда сформулируйте цели вашей учебной деятельности на основе темы урока? - Как можно проверить достижение этих целей? 3. Работа над новым материалом Алгоритм эмпирического обобщения висит на рабочем стенде перед глазами . На интерактивной доске появляются изображения животных: Задание: сравните предложенных животных ( все изображения животных вывешиваются на доску ), по особенностям их питания . Сформулируйте определение понятий о разновидностях групп животных , различающихся по особенностям их питания и общее правило их применения. - Работаем по алгоритму. Есть ли все требования приамбулы 1 шаг. Рассмотрите каждое животное в целом – заяц, волк, гусеница, медведь, ласточка, рысь, Обращая особое внимание на свойства, связанные с указанным в задании основанием для сравнения. 2 шаг Сравните выделенные объекты по указанному основанию и ответь на вопрос: какими общими свойствами обладают отдельные группы сравниваемых объектов ,одновременно отличающими их от других объектов 3 шаг Подбери название выделенным группам объектов, учитывая присущие им общие свойства, отличающие эти группы друг от друга 4 шаг Сформулируйте определение – название групп животных , обобщающее выделенные свойства, отличающие одну группу животных от другой по особенностям их питания 5 шаг Исходя из полученных определений новых понятий о разновидностях групп объектов, сформулируй правило применения каждого из них 6 шаг Сформулируй общее правило использования всей совокупности новых определений Рефлексия (общая) - Достигли вы цели сегодняшнего урока? - Какие новые знания получили? - Какие умения вы приобрели на сегодняшнем уроке? - Над чем ещё следует поработать? | -Кто что ест. - Мы не можем назвать эти группы, так как мы их не знаем. - Да. Мы будем знать чем кормить своих домашних питомцев, животных в зоопарке (если будет можно) и т.д. -Да! - 1) Нам нужно освоить виды животных, различающихся по особенностям их питания путём эмпирического обобщения. - 2) выработать (усвоить) умение отличать каждую группу животных по заданному основанию -особенностям их питания ; 3) выработать умение определять к какому виду животных относится конкретное животное в зависимости от особенностей их питания Первую цель можно считать достигнутой, если на уровне знакомства я смогу правильно назвать группу животных, к которой относится конкретное животное - а на уровне понимания смогу ответить на следующий вопрос: «по какой особенности питания данная группа получила своё название» Вторая цель может считаться достигнутой, если я смогу правильно отличить группы животных по особенностям их питания. Третья цель будет считаться достигнутой, если я смогу правильно определить к какой группе по особенностям питания относится конкретное животное. -Да. (Требуется сравнить, Дано основание сформулировать определение понятий и вывести новое правило.) Заяц – питается корой молодых деревьев, морковкой, капустой – семенами , плодами , частями растений. Крот - насекомыми Волк – зайцами, рыбой, останками мертвых животных. Гусеница- листочками растений (деревьев, кустарников, травы) Медведь – рыбу, бычка, малину, мёд, корешки Синица – насекомых, сало, крошки хлеба Рысь- мелких животных Ящерица – насекомых 1. Заяц + гусеница –растениями 2. Волк + рысь -животными 3.Медведь + ворона – всем 4.Ящерица + крот–насекомыми Поедатели растений- на первое место поставьте второе слово в вашем словосочетаниями -растительноядные и т.д. Поедатели животных-?(здесь затруднение –подсказываент учитель)-хищники Поедатели всего - всеядные Поедатели насекомых - насекомоядные Растительноядные – это животные , которые питаются растительностью Насекомоядные – это животные , которые питаются насекомыми Всеядные – это животные , у которых смешанное питание. Хищники - это животные , которые поедают себе подобных. Животные делятся на группы : Чтобы определить является ли животное растительноядным надо посмотреть питаются ли они только растениями. Чтобы определить является ли животное насекомоядным , нужно посмотреть , питается ли оно только насекомыми. Чтобы определить является ли животное всеядным нудо посмотреть является ли его питание смешанным. Чтобы определить явл. ли животное хищником, надо посмотреть поедает ли оно себе подобных. Чтобы определить , к какой группе животных по особенностям их питания относится конкретное животное надо посмотреть чем оно питается . Если растительностью , то это растительноядные; Если насекомыми – насекомоядные; Если питание смешанное ,то всеядные; Если поедают себе подобных , то хищники. - Да - Мы сами смогли сформулировать определение понятий о разновидностях групп животных по особенностям их питания путём эмпирического обобщения. - Умение отличать группы животных по способу их питания. - Ещё следует потренироваться в определении того , к какой группе относится то или иное животное по особенности его питания. |