Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Родная страна
Цель: формирование у учащихся понятия Родина.
Задачи:
Закрепление и расширение знаний, связанных с символикой нашей страны, формирование уважительного отношения к многонациональной культуре России;
Воспитание интереса у детей к своей «малой» родине;
Обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора;
Ход урока:
Оргмомент
Введение в тему.
А) Звучит песня «Росиночка Россия» с показом фото-презентации родных мест.
Б) Послушав эту песню, посмотрев эти замечательные фотографии, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Действительно, речь пойдёт сегодня о нашей Родине.
У кого-то она ассоциируется с берёзками и ромашками, а у кого-то совсем другие ассоциации.
Символы.
А) Учитель открывает доску, где представлены символы России.
Как одним словом можно назвать всё, что вы видите на доске?
Как только вы родились, вашим родителям вручается первый ваш документ: свидетельство о рождении
На нём мы видим один из символов нашего государства: герб. Что он из себя представляет?
Где ещё в жизни мы встречаем герб? Ответы детей.
Б) А теперь представляю вашему вниманию несколько флагов. Флаг – это тоже символ государства. Какой же из них наш?
Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время вручения наград за спортивные победы, вывешивают во время праздников.
Что же означают цвета нашего флага? Белый – цвет мира; синий – вера, верность; красный – цвет силы и цвет крови, пролитой за Родину и её независимость.
В) А теперь я предлагаю послушать вам 2 музыкальных отрывка и ответить на вопрос: что их объединяет? (звучат гимн дореволюционной России и гимн наших дней)
Ученики пытаются ответить на вопрос, поставленный перед прослушиванием.
Оба эти музыкальных произведения являются гимнами, но 1 – это гимн нынешней России, а другой – гимн царской России.
Слово ГИМН греческого происхождения и означает «торжественная хвалебная песнь». Первые государственные гимны возникли в XVIII веке.
С гимна начинаются торжественные мероприятия. Звуки гимна звучат во время парадов. С гимна начинают свою трансляцию телеканалы. Гимн звучит, когда наступает новый год, когда на соревнованиях побеждают наши спортсмены, также звучит гимн России. Когда звучит музыка гимна, слушающие и поющие встают. Я предлагаю исполнить вам первый куплет гимна.
Звучит музыка, все встают и исполняют гимн.
Физминутка.
Работа с учебником.
Вы видите 2 символа нашего государства и текст. Давайте познакомимся с текстом (чит.1 абзац)
Что нового узнали?
Что означает слово ФЕДЕРАЦИЯ?
Федерация – это объединение, союз. А как называется часть страны, в которой мы живём? Ответы детей.
Главным городом в Ростовской области является…
У нас есть свой герб. Что он из себя представляет?
Но в нашей стране не только много краём и областей. Их населяет огромное количество народностей. Какие вы можете назвать? Ответы детей.
Каждый читает самостоятельно, затем рассказывает соседу, что узнал (прочитал)
Проверка.
Татарский, башкирский, чувашский праздник – Сабантуй. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же в честь их окончания (в июне)
Народы, живущие в степях не представляют свою жизнь без лошади, а потому многие традиционные состязания связаны с этим животным.
А вот народы Крайнего Севера не могут жить без оленя. Олень – это транспортное средство, из оленьих шкур шьют одежду, оленье мясо едят. Вы видите соревнования на оленьих упряжках.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «Нет» не говорите!
На вопросы ведущего нельзя отвечать словами чёрный, белый, да , нет. Проигравший отдаёт какую-то вещь, а затем её (фант) «выкупает».
- Ты любишь ходить в магазин за хлебом?
- А какой хлеб ты покупаешь?
-Любишь ли ты сушки?
- А баранки?
-Что запомнилось на хлебозаводе во время экскурсии?
- Понравилось?
ВЫКУП ФАНТА.
«Шапка» русская народная игра 2 игрока в шапках должны держась левыми руками и левыми ногами, упираясь в ногу другого, стянуть с соперника шапку
«Ашык» татарская народная игра (резерв)
Подбрасывают правой рукой одну кость и этой же рукой берут другую кость со стола, затем ловят ту, что кидали.
Итог.
Что нового узнали на уроке?
Что такое федерация?
Можно ли сказать , что в России живут только русские?