СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающий мир 3 класс"Озеро Байкал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

о водах озера Байкала, о растительном и животном мире озера

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир 3 класс"Озеро Байкал"»

Тема урока: «Озеро Байкал»

Тип урока: урок - исследование.

Технологии, используемые на уроке: проблемная, исследовательская, развивающая, образовательная, здоровьесберегающая.

Оборудование: учебники для 3 класса, таблицы, компоненты природы, карты для самооценки, проектор.

Задачи урока:

-образовательные: особенности вод, природного и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

- развивающие: формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; умение работать в группах;

- воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма (через воспитание любви к природе), экологического сознания, интереса к предмету.

Содержание урока:



  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть. У меня прекрасное настроение. А у вас?

- Покажите смайлики!

А сейчас посмотрим на барометр настроения. Барометр тоже показывает, что у нас прекрасное, замечательное настроение.



А чтобы оно оставалось таким же хорошим на целый день, нужно выполнять правила поведения на уроке: 1.Хочешь работать – подними руку. 2.Работай молча.

- Сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем всех присутствующих.

- Девиз урока.

Если путь твой

к познанию мира ведет,-

Как бы ни был он долог

и труден - вперед!



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Что обозначает этот знак? Знаком ли он вам? (Всемирного наследия)

-Как называется тема раздела над которой мы работаем?

-О чем мы говорили на прошлом уроке? (о Кремле).

Актуализация знаний и умений.

Перед путешествием упорядочим знания прошлого урока.

- С каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились? (Кремль).

- Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?

- Покажите на карте город Москву, где находится Кремль.

Проверка домашнего задания

Тест Тема «Московский Кремль»

1.В каком году Московский Кремль был включён в список Всемирного наследия?

а) 1990 б) 1993 в) 2000

2. Какую фигуру представляют собой сооружения Московского Кремля в ансамбле?

а) квадрат б) треугольник в) прямоугольник;

3. При каком великом князе была построена крепость Московского Кремля впервые итальянскими мастерами?

а) Иван | | | б) Дмитрий Донской в) Иван Калита;

4. Вставь пропущенное слово:

Московский Кремль по праву считается объектом Всемирного наследия. Он является ________________ , где собраны сокровища культуры, подлежащие обязательной охране.

А) музеем б) хранилищем в) домом

5. Где находится резиденция Президента России

А) Грановитая палата б) Успенский собор в) Здание Сената

Проверка , оценки ( на доске)

  1. А

  2. Б

  3. А

  4. А

  5. В











3. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

На доске начальные и последние буквы слов «озеро» и «Байкал» между ними поставлены столько прочерков, сколько пропущено букв.





- Сегодня мы продолжим знакомство с объектами Всемирного наследия и отправимся в далекую Сибирь. А вот куда, узнаем из стихотворения

М. Сергеева «А что это такое?»

А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!



-Да, ребята, именно так называется наш урок!

-В стихотворении вы услышали, какое же оно, озеро Байкал? (голубое, прозрачное, золотое, холодное)

-Что означает слово Байкал?

-Не одно из названий научно не подтверждено, но есть две версии происхождения имени озера Байкал.  Названия озера - от тюркского слова "Бай-Кул" - "богатое озеро". Монгольское название - "Далай-Нор" - "святое море".



4. Постановка проекта и выхода из затруднения

-Скажите еще раз тему раздела, над которой мы работаем уже несколько уроков?

-Почему озеро Байкал изучают именно в разделе этой темы?

-Так же, как и объекты Всемирного культурного наследия, природные объекты должны обладать определенными критериями.

-Сегодня на уроке мы должны выяснить, соответствует ли озеро Байкал установленным критериям.

-Вспомним, какими критериями должен обладать объект Всемирного культурного наследия. Своими словами, как вы поняли. (уникальный, исторически важный, древний)

Выводят дети, учитель корректирует.

-Перед вами природные критерии.

-Это план нашего урока.

-Прочитайте природные критерии глазами.

-Кто прочитает вслух громко, выразительно, для всех?



Природные критерии (признаки)

  • Объект представляет собой природное пространство исключительной природной красоты и важности.

  • Объект является выдающимся образцом главных этапов истории Земли, в том числе памятником прошлого.

  • Объект является выдающимся образцом растительных и животных сообществ.

-Что такое природное сообщество?

(Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды)

  • Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания растительных и животных сообществ.

-Что такое среда обитания?

(Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.)



-Сейчас, мы послушаем интересные факты об озере и определим, какие критерии они подтверждают.

















-Немного отдохнем.

Физминутка

Не спешить, не отставать!
Ноги врозь, на пояс руки.
Надо спинки нам размять.
Наклоняться будем, ну-ка,
Не спешить, не отставать! (Наклоны в стороны и вперёд.)
Крутим мельницу вперёд:
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом наоборот
Будем мельницу вращать. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)
Подтянуть к груди колено
И немного постоять.
Научитесь непременно
Равновесие держать. (Поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

1 ученик: Озеро Байкал – уникальный водоем. Оно вмещает пятую часть мировых запасов пресных вод.  Только байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли. Работая вместе, все реки мира затратили бы целый год, чтобы заполнить Байкал.

(1 критерий)

2 ученик: Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1637 метров. Само озеро лежит в Байкальской впадине – каменной чаше, со всех сторон окруженной горами. Слой осадков на дне озера около 7 километров. Если их убрать, то глубина Байкала станет как в океане.

(1 критерий)

ученик: Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет.  Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками  и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год.

(2 критерий)

ученик: Изумительная прозрачность и чистота байкальской воды давно уже стали легендой. Весной после освобождения озера ото льда, прозрачность воды достигает 40 метров, можно разглядеть отдельные камни и различные предметы. За свою чистоту и уникальные свойства байкальская питьевая вода ценится во всем мире.

(1 критерий)

ученик: Озеро Байкал является домом для более 2000 разновидностей растений и животных, большинство из которых не встретишь нигде в мире. Такое большое количество живых организмов объясняется большим содержанием кислорода в байкальской воде.

(4 критерий)

ученик: Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и другие. Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию и Англию. Для увеличения численности омуля на реке Большая речка создан рыборазводный цех.

(3 критерий)

ученик: На Байкале, по данным орнитологов (ученых, изучающих птиц), водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например,  на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников.

(4 критерий)

8 ученик: Происхождение байкальской нерпы до настоящего времени не выяснено. Возможно, она проникла в озеро через крупные, связанные между собой озера и реки из Ледовитого океана. Особенно много нерпы на Ушканьих островах.

(3 критерий)

9 ученик: В год нерпа съедает около тонны рыбы. В поисках пищи она ныряет на глубину до двухсот метров и остается под водой на 20-25 минут. Максимальная скорость плавания 20 – 25 километров в час.  Продолжительность жизни байкальского тюленя – 56 лет.

(3 критерий)

Физ минутка


10 ученик: В озеро Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна – Ангара. Название свое Ангара получила из-за расщелины, дающей выход водному потоку из озера (по-бурятски  и  по-эвенкийски слово «анга»  означает «пасть», «рот»). Исток реки Ангары – самый широкий и крупный в мире. Ширина истока 863 метра.

(1критерий)

ученик: На середине истока виден Шаман-камень высотой до полутора метров над водой. Этот камень представляет собой  выступ подводной гранитной скалы. Напротив Шаман-камня находится смотровая площадка. Весной из-за низкого уровня воды он больше выступает и лучше виден с берега.

ученик: В  древности местные жители  наделяли Шаман-камень чудодейственной силой. Здесь проходили особо важные шаманские обряды, давались клятвы и произносились молитвы. Об этом свидетельствует усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

(2 критерий)

-Мы прослушали и обсудили интересные факты, что мы доказали?

(Все подобранные факты подтверждают, что озеро Байкал относится к объектам всемирного природного наследия) –

экологические проблемы нужно решить людям, чтобы сохранить этот удивительный объект Всемирного наследия!





5. Первичное закрепление.

(Работа с учебником)

-Откройте учебник на стр. 100. Прочитайте, найдите предложения подтверждающие критерии, по которым Байкал отнесли к объектам Всемирного природного наследия.

-Послушайте, что нам хотят рассказать об озере Байкал авторы учебника. (1,2)

-1, В каком году Байкал стал объектом Всемирного культурного наследия?

-Назовите коренное население побережья озера Байкал? (буряты и эвенки поближе познакомимся на следующем уроке)

-2, По правилам ЮНЕСКО объект должен обладать хотя бы одним признаком из четырех. Сколько признаков или, мы называли их критерии, имеет озеро Байкал?



6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Что интересного вы узнали об озере на уроке?

-Проверим, насколько вы внимательны

. -Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполните работу в парах. Не забудьте правила работы в парах. Договоритесь, кто пишет.

Печатная тетрадь

(проверка устно)

-Кто выполнил без ошибок? Молодцы!









Работа в парах.

Тестовая работа. Проверка по образцу.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Ребята предлагаю рассказать о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне прилагательные, которые отражают Ваше мнение об уроке.

Карта самооценки

На сегодняшнем уроке я узнал


На этом уроке я похвалил бы себя за


После урока мне захотелось



Сегодня я сумел

-У кого возникли трудности?

-Как девиз нашего урока помог преодолеть сложные моменты урока?

8. Домашнее задание

1) Подготовить сообщение о любом объекте Всемирного наследия.

2) Подготовить сообщение об озере Байкал.

3) Нарисовать рисунок на тему «Байкал жемчужина Сибири».

Итог урока

-Закончим наш урок чтением стихотворения одного из известнейших поэтов Бурятии Цыден-Жаб Арсалановича Жимбиева. Его называют певцом Забайкалья, потому что он воспевает в своих произведениях красоту родного края, седого Байкала.

«Байкал»

Байкал зовут Байкюлем,

Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало

Таинственных имён.

Но мы на карте мира

Всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим

И скажем: «Это он!»

(Ц. Жимбиев)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!