Тема: Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.
Цель урока: Закреплять в практических упражнениях теоретические знания и слуховые навыки; повысить у учащихся интерес к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
умение владеть навыками 2 и 3-голосного пения
добиваться осознанного и точного интонирования
использовать разные приемы над развитием гармонического слуха
Развивающие:
развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах и аккордах, умение их анализировать
использовать элементы музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде музыкальных примеров, аккордовой последовательности, музыкального диктанта
Воспитательные:
воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение
развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образцов русской и западноевропейской музыки
показать выразительные свойства тональности Des dur на музыкальных примерах
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Методы обучения: Проблемный, дифференцированный, личностно-ориентированного обучения.
План урока:
1. Выразительные свойства тональности Des dur.
2. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.
3. Слушание произведений в Des dur, осознание тембральной окраски тональности.
4. Двух и трехголосное интонирование гаммы Des dur, цепочек интервалов, аккордов в разных фигурациях, двухголосной секвенции.
5. Двухголосный диктант.
6. Обобщение.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Педагог: «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: тональность Des dur. Ее выразительные свойства. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.
Каждая тональность имеет свои характерные свойства, присущие только ей. Тональность Des dur многие композиторы рассматривали как одно из самых лирических, светлых, возвышенных; тональность, в которой написаны многие темы о любви. Свойства этой тональности: особый, мягкий, как бы приглушенный, матовый бархатистый тембр. Я предлагаю послушать 2 фрагмента из произведений, написанных в тональности Des dur.
Звучат фрагменты:
1. Ф. Лист «Утешение №3» в исполнении педагога.
2. П. И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джульетта». Побочная тема.
2. Педагог: «А теперь, ребята, перейдем к практической части нашего урока. Определим по квинтовому кругу сколько знаков в тональности Des dur.» Дети по квинтовому кругу называют тональности, знаки: С dur, F dur, B dur, Es dur, As dur, Des dur. Знаки: си , ми , ля , ре , соль . Пять знаков.
Педагог: «Настроимся, споем Т5/3, гамму Des dur натурального вида, теперь гамму от III ступени, теперь - гамму двухголосно от I и III ступеней. Тоже самое споем в гармоническом виде мажора.» Дети поют двухголосно гамму натурального и гармонического вида.
3. Педагог: «А сейчас, ребята, обратите внимание – на доске ступеневая цепочка, она записана в ритме. Спойте ее с начала без ритма, а потом в ритме». Дети поют.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог: «Хорошо. А сейчас скажите, что написано на доске?»
Дети: «Секвенция двухголосная».
Педагог: «Какая она? Восходящая или нисходящая?»
Дети: «Восходящая».
Педагог: «Сколько тактов занимает одно звено?»
Дети: «1 такт».
Педагог: «Поем верхний голос». Дети поют.
Педагог: «Поем нижний голос». Дети поют.
Педагог: «А теперь поем двухголосно». Дети поют секвенцию двухголосно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог: «Хорошо, ребята. Споем интервалы по цепочке. Я не буду называть качественную сторону. Вы строите интервал, поете, определяете и называете качественную сторону». Дети поют интервалы по цепочке: от ре ↑Ч5,↓м3,↑м2,↓Ч4,↑б6,↓Ч5,↑м7.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Педагог: « А сейчас построим интервалы в последовательности:
I III II IV IV III II II I
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ч5 м3 ч5 б3 ув4 м6 м7 б6 ч8
Дети строят интервалы письменно, поют оба голоса поочередно в мелодическом виде, потом поют верхний голос, педагог одновременно играет нижний, затем поют нижний голос, педагог играет верхний. Затем делятся на 2 группы, поют интервалы в гармоническом виде двухголосно.
5. После этого дети поют главные трезвучия с обращениями в прямом и ломаном движении.
Далее – слуховой гармонический анализ. Последовательность:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Т6 – S3/5 – D6/4 – T6 – S6/4 – S6/4г – T3/5 – S6 –T6/4
После 2-х проигрываний ребята называют аккорды, потом все звуки аккордов, затем поют последовательность мелодически.
Педагог: «А сейчас, ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. Вам нужно было построить аккордовую последовательность в тональности Des dur. Давайте мы ее проверим»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Далее дети поют гармоническую последовательность:
1 раз поют все аккорды в мелодическом виде
2 раз – трехголосно в гармоническом виде, разделившись на 3 голоса
3 раз – трехголосно в ритме
4 раз – трехголосно в ритме, при этом педагог играет мелодию к ней из оперы Ж. Бизе «Кармен».
6. Педагог: «Хорошо, ребята, а сейчас приготовьтесь к диктанту. Это будет 2 голосный, устный диктант». Дается настройка. Звучит диктант (Учебник Ж. Металлиди, А. Перцовской «2 голосные диктанты для III – VIII классов ДМШ» №54, транспонированный в тональность Des dur.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог: «Какой размер в диктанте?»
Дети: «4/4, начинается с затакта, в затакте ♫
Педагог: «Период повторного или неповторного строения?»
Дети: «Повторного»
Прослушивают 2 раз.
Педагог: «Какое движение голосов?»
Дети: «Параллельными терциями. Начинается с терции фа - ля . Есть паузы.»
Дети прослушивают 3 раз. Поют верхний голос. Прослушивают 4 раз, поют нижний голос. Затем делятся на 2 группы. Поют двухголосно.
Педагог: «Хорошо, ребята, молодцы. На этом закончилась основная часть нашего урока. А закончить сегодняшний урок мне хочется еще одним замечательным произведением П. И. Чайковского – I концертом для фортепиано с оркестром. В ту пору Чайковский жил в Москве. Он недавно блестяще закончил Петербургскую консерваторию, по приглашению Н. Рубинштейна переехал в Москву. После холодного, неприветливого Петербурга Москва показалась ему более радушной, гостеприимной, как он говорил: «более русской». Он полюбил этот город. В его жизни это был самый счастливый период. Так вот, это произведение – одно из самых светлых, радостных, ликующих в его творчестве. Здесь столько радости, счастья, ликования, любви к жизни. Итак, слушаем» Звучит музыка.
7. Педагог: «На этом, ребята, наш урок закончен. Сегодня вы осваивали тональность Des dur, прорабатывали различные упражнения в ней, а также узнали о характерных выразительных свойствах тональности. Вы хорошо сегодня поработали, молодцы».
8. Домашнее задание: