СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Урок-олимпиада по сольфеджио для учащихся старших классов ДШИ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-олимпиада по сольфеджио для старших классов

Просмотр содержимого документа
««Урок-олимпиада по сольфеджио для учащихся старших классов ДШИ»»

Тема: Выразительные свойства тональности Des dur.                        Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.

Цель урока: Закреплять в практических упражнениях теоретические знания и слуховые навыки; повысить у учащихся интерес к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. умение владеть навыками 2 и 3-голосного пения

  2. добиваться осознанного и точного интонирования

  3. использовать разные приемы над развитием гармонического слуха

Развивающие:

  1. развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах и аккордах, умение их анализировать

  2. использовать элементы музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде музыкальных примеров, аккордовой последовательности, музыкального диктанта

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение

  2. развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образцов русской и западноевропейской музыки

  3. показать выразительные свойства тональности  Des dur на музыкальных примерах

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Методы обучения:  Проблемный, дифференцированный, личностно-ориентированного обучения.

План урока:

1. Выразительные свойства тональности Des dur.

2. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.

3. Слушание произведений в Des dur, осознание тембральной окраски тональности.

4. Двух и трехголосное интонирование гаммы Des dur, цепочек интервалов, аккордов в разных фигурациях, двухголосной секвенции.

5. Двухголосный диктант.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Педагог: «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: тональность Des dur. Ее выразительные свойства. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.

Каждая тональность имеет свои характерные свойства, присущие только ей. Тональность Des dur многие композиторы рассматривали как одно из самых лирических, светлых, возвышенных; тональность, в которой написаны многие темы о любви. Свойства этой тональности: особый, мягкий, как бы приглушенный, матовый бархатистый тембр. Я предлагаю послушать 2 фрагмента из произведений, написанных в тональности Des dur.

Звучат фрагменты:

1. Ф. Лист «Утешение №3» в исполнении педагога.

2. П. И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джульетта». Побочная тема.

2. Педагог: «А теперь, ребята, перейдем к практической части нашего урока. Определим по квинтовому кругу сколько знаков в тональности Des dur.» Дети по квинтовому кругу называют тональности, знаки: С dur, F dur, B dur, Es dur, As dur, Des dur. Знаки: си , ми , ля , ре , соль . Пять знаков.

Педагог: «Настроимся, споем Т5/3, гамму Des dur натурального вида, теперь гамму от III ступени, теперь - гамму двухголосно от I и III ступеней. Тоже самое споем в гармоническом виде мажора.» Дети поют двухголосно гамму натурального и гармонического вида.

3. Педагог: «А сейчас, ребята, обратите внимание – на доске ступеневая цепочка, она записана в ритме. Спойте ее с начала без ритма, а потом в ритме». Дети поют.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Педагог: «Хорошо. А сейчас скажите, что написано на доске?»

Дети: «Секвенция двухголосная».

Педагог: «Какая она? Восходящая или нисходящая?»

Дети: «Восходящая».

Педагог: «Сколько тактов занимает одно звено?»

Дети: «1 такт».

Педагог: «Поем верхний голос». Дети поют.

Педагог: «Поем нижний голос». Дети поют.

Педагог: «А теперь поем двухголосно». Дети поют секвенцию двухголосно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Педагог: «Хорошо, ребята. Споем интервалы по цепочке. Я не буду называть качественную сторону. Вы строите интервал, поете, определяете и называете качественную сторону». Дети поют интервалы по цепочке: от ре  ↑Ч5,↓м3,↑м2,↓Ч4,↑б6,↓Ч5,↑м7.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Педагог: « А сейчас построим интервалы в последовательности:

I      III   II   IV   IV     III     II     II     I

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ч5   м3   ч5   б3   ув4   м6   м7   б6   ч8



Дети строят интервалы письменно, поют оба голоса поочередно в мелодическом виде, потом поют верхний голос, педагог одновременно играет нижний, затем поют нижний голос, педагог играет верхний. Затем делятся на 2 группы, поют интервалы в гармоническом виде двухголосно.

5. После этого дети поют главные трезвучия с обращениями в прямом и ломаном движении.

Далее – слуховой гармонический анализ. Последовательность:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Т6 – S3/5 – D6/4 – T6 – S6/4 – S6/4г – T3/5 – S6 –T6/4

 После 2-х проигрываний ребята называют аккорды, потом все звуки аккордов, затем поют последовательность мелодически.

Педагог: «А сейчас, ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. Вам нужно было построить аккордовую последовательность в тональности  Des dur. Давайте мы ее проверим»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Далее дети поют гармоническую последовательность:

1 раз поют все аккорды в мелодическом виде

2 раз – трехголосно в гармоническом виде, разделившись на 3 голоса

3 раз – трехголосно в ритме

4 раз – трехголосно в ритме, при этом педагог играет мелодию к ней из оперы Ж. Бизе «Кармен».

6. Педагог: «Хорошо, ребята, а сейчас  приготовьтесь к диктанту. Это будет 2 голосный, устный  диктант». Дается настройка. Звучит диктант (Учебник Ж. Металлиди, А. Перцовской «2 голосные диктанты для III – VIII классов ДМШ» №54, транспонированный в  тональность Des dur.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Педагог: «Какой размер в диктанте?»

Дети: «4/4, начинается с затакта, в затакте ♫

Педагог: «Период повторного или неповторного строения?»

Дети: «Повторного»

Прослушивают 2 раз.

Педагог: «Какое движение голосов?»

Дети: «Параллельными терциями. Начинается с терции фа - ля .  Есть паузы.»

Дети прослушивают 3 раз. Поют верхний голос. Прослушивают 4 раз, поют нижний голос. Затем делятся на 2 группы. Поют двухголосно.

Педагог: «Хорошо, ребята, молодцы. На этом закончилась основная часть нашего урока. А закончить сегодняшний урок мне хочется еще одним замечательным произведением П. И. Чайковского – I концертом для фортепиано с оркестром. В ту пору Чайковский жил в Москве. Он недавно блестяще закончил Петербургскую консерваторию, по приглашению Н. Рубинштейна переехал в Москву. После холодного, неприветливого Петербурга Москва показалась ему более радушной, гостеприимной, как он говорил: «более русской». Он полюбил этот город. В его жизни это был самый счастливый период. Так вот, это произведение – одно из самых светлых, радостных, ликующих в его творчестве. Здесь столько радости, счастья, ликования, любви к жизни. Итак, слушаем» Звучит музыка.

7. Педагог: «На этом, ребята, наш урок закончен. Сегодня вы осваивали тональность  Des dur, прорабатывали различные упражнения в ней, а также узнали о характерных выразительных свойствах тональности. Вы хорошо сегодня поработали, молодцы».

8. Домашнее задание:

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!