МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРЛОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ БЫТА И СФЕРЫ УСЛУГ»
Методическая разработка открытого урока
в группе I курса №74 (профессия 43.01.02 Парикмахер)
по теме : «Организация генетического материала эукариот.Хромосомы.Кариотип.»
подготовила
преподаватель биологии и химии
Вихрова Е. И.
Горловка
2022 г.
Дисциплина: ОДБ.14 Биология
Тема, раздел: Клеточный, тканевой и организменный уровни организации жизни. Структурная организация живой материи.
Урок №14, группа 74 (13.12.2022г.)
Тема урока:
Организация генетического материала эукариот.Хромосомы.Кариотип.
Цель урока:
1. Образовательная: Сформировать знания об организации генетического материала эукариот, строении и функциях ядра, о его химическом составе, роли хромосом в жизнедеятельности клеток.
2. Развивающая: Проанализировать связь между особенностями строения хромосом и их функциями. Развивать познавательный интерес, стремление к знаниям, умение делать выводы.
3.Воспитывающая: Воспитание у студентов стремления к правильному и здоровому образу жизни, прививать интерес к науке.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: презентация «Ядро. Организация наследственного материала клетки. Хромосомы», мультимедийный проектор, ноутбук карточки: «Тест. Клеточный уровень организации живой природы», плакат « Строение ядра».
Ход урока:
I.Организационный момент:
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к занятию студентов.
1.3.Отметка отсутствующих в журнале учебных занятий.
II.Актуализация опорных знаний:
Для проверки пройденного материала проведем тест по теме «Клеточный уровень организации живой природы» (Приложение 1).
Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом и проведем взаимопроверку работы с выставлением оценки.
III. Мотивация учебной деятельности:
Прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомним, что вы знаете про ядра клеток эукариотов? Какова функция ядра? Почему при удалении ядра клетка погибнет?
IV. Изучение нового материала:
(Объяснение преподавателя с использованием презентации):
История изучения ядра (Слайд 1).
1.Р.Броун 1831 год обнаружил ядро в препарате пробки дуба.
2.Многообразие эукариот по форме ядра, количеству ядер.
3. Утрата ядер эукариотами на примере ситовидных трубок растений и эритроцитов крови млекопитающих.
Состав ядра (Слайд 2).
(Работа студентов с текстом учебника по вариантам с целью выяснения особенностей строения ядра):
1) Ядро эукариот состоит:
А) Кариолема - Двойная ядерная мембрана, отделяет кариоплазму от цитоплазмы. Является производной ЭПС. Каждая мембрана толщиной 8 нм. Ширина ее 30 нм.
Отделяет ядро от цитоплазмы, регулирует транспорт веществ из ядра в цитоплазму и обратно;
Б) Поры – отверстия в кариолеме, обеспечивают связь ядра со всей клеткой. Диаметр пор 20 нм. Осуществляют контакт между кариоплазмой и цитоплазмой. Число пор непостоянно, оно зависит от размеров ядер и их функциональной активности;
В) Кариоплазма (ядерный сок) содержащий органические и неорганические вещества: коллоидный раствор белков, ферментов, нуклеиновых кислот и минеральных солей. Функция – транспорт веществ, субъединиц рибосом внутри ядра;
Г) Хроматин – деспирализованные мелкозернистые структуры ядра. Состоит из ДНК и белков-гистонов. В период деления превращаются в хромосомы;
Д) Ядрышки – временные шарообразные органоиды ядра, образованные р-РНК и белками. Образуются в предсинтетический период интерфазы клетки. Образуют субъединицы рибосом, которые через поры поступают в цитоплазму и объединяются в рибосомы.
Обычно клетки имеют по одному ядру, но бывают и исключения;
Функции ядра (Слайд 3).
(Самостоятельная работа с текстом учебника, определяя функции ядра):
1. Регуляция обмена веществ клетки;
2. Хранение и передача наследственной информации в процессе размножения.
Строение и функции хромосом (Слайд 4).
Хромосома - это интенсивно окрашенное тельце, состоящее из молекулы ДНК, связанной с белками-гистонами. Хромосомы формируются из хроматина в начале деления клеток (в профазе митоза), но лучше их изучать в метафазе митоза. Когда хромосомы располагаются в плоскости экватора и хорошо видны в световой микроскоп, ДНК в них достигают максимальной спирализации.
Рис. Особенности строения хромосом
(Объяснение преподавателя с элементами самостоятельной работы с учебником):
Внутренняя полость ядра заполнена кариоплазмой, состоящей из органических и неорганических веществ, а также хроматина и ядрышек.
Обратитесь к учебнику параграф 10, ответьте на вопросы:
- Что такое спирализация хромосом, когда она происходит?
- Какую роль в этом процессе играют белки?
(Объяснение преподавателя с элементами беседы):
Хромосомы – органоиды ядра, образующиеся в период деления клетки. Каждая хромосома состоит из одной нити ДНК и белков. Функция – носитель генетической информации.
(Зарисовывание схематичного рисунка хромосомы в тетради).
Хромосомный набор клетки – кариотип (Слайд 5).
(Объяснение преподавателя, сопровождающееся демонстрацией слайда):
Кариотип – уникален. И если количество хромосом у разных организмов может совпадать (например: картофель и шимпанзе имеют по 48 хромосом), то форма и размеры, а также структура хромосом будет отличаться.
Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
В диплоидном наборе, исходно половина хромосом досталась каждой клетке от материнской яйцеклетки и столько же хромосом – от сперматозоида отца. Парные, т.е. одинаковые хромосомы, получили название – гомологичных хромосом.
В кариотипе соматических клеток выделяются пары одинаковых (по форме и генному составу) хромосом – гомологичные хромосомы (1-я – материнская, 2-я – отцовская). Набор хромосом, содержащий пары гомологов, называется диплоидным (обозначается 2n). Половые клетки – гаметы, содержат половину диплоидного набора, по одной хромосоме из каждой паре гомологов. Такой набор называется гаплоидным (обозначается n).
V.Систематизация, закрепление нового материала:
Задание 1.
(Фронтальный опрос):
- Почему ядро, считается носителем наследственной информации клетки?
- Какие клетки не имеют ядер?
- Каковы функции ядрышек?
Задание 2.
Применение полученных знаний с помощью решения биологических задач:
(Парная работа на 10 минут).
Задача № 1. Рассмотрите фотографии трех близких видов хомячков.
1). Определите число хромосом в диплоидном наборе каждого вида?
2). Соедините стрелками гомологичные хромосомы, пронумеруйте их
( найдите пару каждой хромосоме)?
3). Найдите X-и Y-хромосомы. Подпишите их.
4) Составьте распределение хромосом по группам по плану:
а) равноплечие хромосомы;
б) хромосомы с одним плечом.
Задача № 2. Проведите сравнение кариотипов человека и шимпанзе по плану:
1). Количество хромосом;
2). Размеры хромосом;
3). Расположение гомологичных участков на них.
На рисунках хромосомы окрашены дифференциально для того, чтобы можно было проводить сравнение гомологичных участков хромосом – генов.
Объявление результатов решения задачи. Вывод:
1.У близкородственных животных кариотипы во многом схожи, но имеют свои индивидуальные особенности в морфологическом и количественном отношении.
2. Кариотип – уникальный набор хромосом данного вида, характеризующийся количеством хромосом, их длиной, размерами плеч и положением центромеры.
(Вывод записывается в тетрадь).
VI. Итоги урока. Рефлексия.
На уроке мы познакомились со строением ядра, изучили компоненты ядра и их функции.
1.Что вы считаете для себя главным открытием сегодняшнего урока?
2.Что было самым трудным?
3.Как пригодятся знания и умения, полученные сегодня на уроке?
VII.Домашнее задание:
Изучить &10 (учебник Д.К. Беляев «Биология» 10кл. стр.13-16).
Подготовка к проверочной работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопрос № 1
Какие из перечисленных положений составляют основу клеточной теории:
1.Все организмы состоят из клеток
2.Все клетки возникают из неживой материи
3.Все клетки образуются из клеток
4.Все клетки сходны по строению и химическому составу
Вопрос № 2
Кем была открыта клетка:
1.Р. Броуном
2.Р. Гук
3.4Т. Шванном
4.А. Левенгуком
Вопрос № 3
Какие формы жизни первыми появились на Земле:
1.Фаги
2.Вирусы
3.Бактерии
4.Сине-зеленые водоросли
Вопрос № 4
Что представляет собой тело доклеточных организмов:
1.Молекула ДНК, покрытая белковой оболочкой
2.Ядро
3.Цитоплазма
4.Молекула РНК, покрытая белковой оболочкой
Вопрос № 5
Какие организмы относят к клеточным предъядерным:
1.Фаги
2.Вирусы
3.Бактерии
4.Сине-зеленые водоросли
Вопрос № 6
Какие организмы относят к одноклеточным ядерным:
1.Амеба обыкновенная
2.Хламидомонада
3.Бактерии
4.Вольвокс
Вопрос № 7
Какие организмы относят к многоклеточным:
1.Хлорелла
2.Пресноводная гидра
3.Вольвокс
4.Бурые водоросли
Вопрос № 8
Чем отличается колониальный организм от многоклеточного:
1.Все функции выполняет одна клетка
2.Разделение функций отдельных групп клеток
3.Более низкий уровень целостности
4.Уровень целостности достигает единого организма
Вопрос № 9
Для каких организмов характерны следующие признаки: в живо клетке-существо, вне живой клетки-вещество:
1.Бактериофаги
2.Вирусы
3.Бактерии
4.Грибы
Вопрос № 10
Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием:
1.Генетики
2.Медицины
3.Микроскопии
4.Эволюционной теории.
Ответы
1 - 1, 2, 3;
2 – 2;
3 – 4;
4 - 1, 4;
5 - 3, 4;
6 - 1, 2;
7 - 2, 4;
8 - 2, 3;
9 – 2;
10 – 3.