Органы чувств. Регуляция деятельности организма
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями органов чувств животных из разных групп, сформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.
Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных групп.
Ход урока
Актуализация знаний
Биологический диктант.
Способность животных реагировать на раздражение
Нервная клетка называется ....
Короткие отростки нейрона называются ....
Длинные отростки нейрона называются ....
У гидры нервные клетки образуют нервную ....
Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является
Впервые нервные клетки появляются у....
У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов — ....
Головной мозг состоит из .... отделов.
Центр условных рефлексов в головном мозге - ....
Отдел мозга, отвечающий за координацию движения и за равновесие -....
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы называется
Индивидуальный опрос
Что такое рефлекс? Какие виды рефлексов вы знаете?
Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.
Каковы особенности нервной системы ланцетника?
Каковы особенности нервной системы птиц?
Что такое раздражимость? Приведите примеры реакции раздражимости у простейших.
Как шло эволюционное изменение нервной системы хордовых животных?
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Координированная деятельность организма основана на непрерывном притоке информации из внешней и внутренней среды.
Сведения об окружающем мире организм получает благодаря специальным чувствительным органам — нервным образованиям периферической части сенсорной системы, воспринимающим и анализирующим раздражение. Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации. Благодаря органам чувств одновременно с детальным анализом предметов и явлений внешнего мира происходит непрерывный синтез различных ощущений. Благодаря этому и осуществляется целостное восприятие окружающего мира.
Наиболее распространенными органами чувств являются: зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие, вкусовые ощущения.
У простейших имеются органоиды, выполняющие осязательную функцию. При этом амеба «чувствует» всей поверхностью клеточного тела, инфузория - только ресничками. У эвглены имеется светочувствительный глазок — стигма, примитивный орган зрения, способный различать только свет и тьму.
О Заполнить таблицу, используя текст учебника на странице 230-231.
| Органы |
Группы животных | равновесия | осязания | обоняния | слуха | зрения | химической чувстви тельности |
Кишечнополостные | | | | | | |
Плоские черви | | | | | | |
Группы животных | Органы |
равновесия | осязания | обоняния | слуха | зрения | химической чувстви тельности |
Круглые черви | | | | | | |
Кольчатые черви | | | | | | |
Брюхоногие | | | | | | |
моллюски | | | | | | |
Двустворчатые | | | | | | |
моллюски | | | | | | |
Головоногие | | | | | | |
моллюски | | | | | | |
Ракообразные | | | | | | |
Паукообразные | | | | | | |
Насекомые | | | | | | |
Органы чувств хордовых животных еще более усложняются.
У ланцетника, как наиболее примитивного представителя хордовых органы чувств не сильно развиты. Световое раздражение ланцетник воспринимает особыми светочувствительными клетками - глазками Гессе, расположенными вдоль всей нервной трубки. На верхней передней части головного отдела тела есть особый орган, способный воспринимать химические свойства воды
У рыб имеются хорошо развитые органы зрения, слуха, вкуса и обоняния. Орган слуха представлен только внутренним ухом. Вопреки распространенному мнению рыбы способны издавать различные звуки и переговариваться. Зрение развито слабо. Органы вкуса расположены в ротовой полости и на различных участках поверхности тела. Орган обоняния — ноздри. Кроме того, у рыб существует особый орган чувств — боковая линия, которая способна воспринимать давление тока воды нервными клетками, расположенными в кожном канале (рис. 177).
Выход земноводных на сушу отразился на строении практически всех органов чувств. Глаза амфибий имеют целый ряд особенностей, связанных с по- луводным образом жизни: подвижные веки защищают глаз от высыхания и загрязнения; выпуклая роговица и линзовидный хрусталик, позволяющие хорошо видеть в воздушной среде (рис. 178). Орган слуха представлен кроме внутреннего уха еще и средним, закрытым барабанной перепонкой. Кроме того, существует орган обоняния — парные капсулы, которые сообщаются с наружной средой через ноздри.
Органы чувств пресмыкающихся в большей мере, чем у амфибий, соответствуют наземному образу жизни. Кроме того, существует орган, воспринимающий механическое раздражение — осязательные волоски, расположенные на чешуйках и связанные с осязательными пятнами - скоплением чувствительных клеток. А так же у многих змей и ящериц существует дополнительный орган осязания — язык.
Особенности строения органов чувств птиц напрямую связаны с особенностями их жизни. Органы слуха птиц развиты лучше, так как Орган слуха наряду с глазами является важнейшим органом чувств. Очень часто об
опасности птицы узнают при помощи слуха. Зрение у птиц тоже очень хорошо развито. Глаза большие. У большинства птиц зрение почти монокулярное. Поле бинокулярного зрения равно 30—50°. У сов зрение в большей мере бинокулярное, что связано с ночным образом жизни (рис. 179) Глаза защищены верхним и нижним веками и мигательной перепонкой, расположенной в углу глаза. Обоняние у птиц развито слабо.
Для млекопитающих органы зрения не так важны, как для птиц, по этому развиты они слабее. В жизни млекопитающих огромную роль играет обоняние. При помощи обоняния они отыскивают пищу и друг друга, распознают врагов. Прогрессивное развитие обонятельных органов выражается в увеличении объема обонятельной капсулы и ее усложнении. Органы слуха у большинства наземных млекопитающих развиты очень хорошо. В их состав кроме внутреннего и среднего уха входят так же наружный слуховой проход и ушная раковина. Особенно сильно она развита у ночных зверей. Зрение в жизни млекопитающих имеет меньшее значение, чем в жизни птиц. У обитателей леса зрение менее острое, чем у обитателей безлесных пространств, а у подземных жителей глаза редуцированы. Характерной особенностью является наличие у млекопитающих осязательных волос — вибрисс.
Для полноценного существования любому организму, даже одноклеточному, требуется регулировать собственную деятельность, т. е. Регулировать физиологические процессы в соответствии с собственными потребностями и изменениями окружающей среды. Например, поиск и добывание пищи при чувстве голода, поиск благоприятных мест для отдыха или зимовки, борьба с переохлаждением или перегревом и т.д. У всех животных от простейших до млекопитающих одной из систем включения регуляции является наличие и концентрация того или иного вещества внутри клетки или организма, а так же температура, влажность и другие климатические.показатели. Для осуществления постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма: нервный и гуморальный.
Гуморальная (жидкостная) регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ, которые поступают из различных органов и тканей в кровь и разносятся по всему организму. Это более древний способ регуляции. Он имеет большое значение для низших организмов. Его преимущество в том, что химические вещества доставляются ко всем органам, но распространяются они очень медленно.
Нервная регуляция заключается во взаимодействии органов тела с помощью нервной системы. Нервные воздействия всегда направлены на отдельные органы и распространяются в сотни раз быстрее. При нервной регуляции системой запуска регуляторного организма является нервный импульс, полученный от органа чувств переданный к нервному узлу, кольцу головному мозгу.
Нервный и гуморальный способы регуляции тесно связаны между собой. У большинства животных действуют оба типа регуляции и дополняют один другой.
Лабораторная работа
Тема работы: Изучение органов чувств животных.
О Используя текст учебника (стр. 232—233) и рассказ учителя, заполнить таблицу.
Группы животных | Органы |
слуха | зрения | обоняния | вкуса | равновесия |
Рыбы | | | | | |
Земноводные | | | | | |
Группы животных | Органы |
слуха | зрения | обоняния | вкуса | равновесия |
Пресмыкающиеся | | | | | |
Птицы | | | | | |
Млекопитающие | | | | | |
§ 44, вопросы после параграфа.