СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКиСЭ "«От добрых правил – добрые слова и поступки»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование у учащихся понятий, что есть добро и зло, нравственных и моральных ориентиров;

                       формирование внутренней потребности прогнозировать собственные поступки.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКиСЭ "«От добрых правил – добрые слова и поступки»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов

Щелковского муниципального района Московской области







План-конспект

урока по предмету

«Основы светской этики»

для учащихся 4-х классов







Составитель:

Андрюхина Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов

















г. Щёлково

2017 г.

Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки»


Цель урока: формирование у учащихся понятий, что есть добро и зло, нравственных и моральных ориентиров;

Формиррование внутренней потребности прогнозировать собственные поступки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

 определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

(нравственным, общечеловеческим);

 анализировать и объяснять понятия: добро, зло;

 делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и

отвечать за него;

 договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему),

удерживать ее в процессе всего урока;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу

других учащихся;

 развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.


Познавательные УУД:

 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация

понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

 отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди

предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

 доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной

речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

 доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать

её, приводя аргументы;

 слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,

быть готовым изменить свою точку зрения;

 читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: отделять новое от известного;

выделять главное;

 договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные

роли в группе;

 развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной

отзывчивости.


Личностные

 оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и

ценностей, отделять поступки человека от него самого;

 объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки

считаются добрыми и злыми;

 самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей

правила поведения;

 делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию);

 адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

 чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт

ответственность за свои поступки.


Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.


Основные понятия: добро и зло.


Методы обучения на уроке:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные,

практические, наглядные.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного

управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного

управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник для 4 класса «Основы светской этики» А.И.Шемшурина 2014, компьютер, мультимидийный проектор, толковый словарь Ожегова,

Презентация «Добро и зло»





Содержание урока.

  1. Самоопределение к деятельности

СЛАЙД 1

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.


- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок


2. Актуализация знаний


- На прошлом уроке вы должны были усвоить Золотое правило нравственности.

- Как оно звучит? («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»)


СЛАЙД 2

- Дома вы рассматривали несколько вариантов общения между одноклассниками.

- Каким, на ваш взгляд, главным качеством должен быть наделён каждый человек в обществе? (Добротой)


- Добрый человек- это…?

- Прошу вас прочитать следующее высказывание и дать название сегодняшнему уроку.

- Василий Осипович Ключевский (русский историк) сказал так:

СЛАЙД 3


  1. Постановка проблемы

-Почему он так сказал?

- Что такое добро и что такое зло?

- На эти вопросы вам предстоит сегодня ответить.


РАБОТА В ГРУППАХ

Учащиеся делятся на группы и получают задание на карточках:

трудолюбие радушие

доверие обиды

лень зависть

лживость бескорыстность

ответственность

равнодушие

братство

радость

отвага


- Предложите свой вариант «расшифровки» слов

Д____________

О____________ З____________

Б____________ Л____________

Р____________ О____________

О____________


- Как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?

- Существуют ли достоверные источники для подтверждения ваших версий? (Это учебник и толковые словари)


4. Проектирование и фиксация нового знания.

Работа с учебником.

с.20

- Можно ли ,используя эту информацию, записать в тетради определения «что такое добро» и «что такое зло»? (НЕТ)


Работа с толковыми словарями


СЛАЙД 4


Работа в тетради (запись определений в тетрадь по выбору)


ПРИТЧА


Шрамы на душе.

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и сказал:

- Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора. В первый же день мальчик вбил 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец, наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:

- Каждый день, когда тебе удастся сдерживаться, вытаскивай из столба один гвоздь. Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к

забору:

- Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

- Каждый из нас каждую минуту делает выбор между добром и злом, выбор между добрым и злым поступком.

И вы должны понимать, что каждый поступок, как песчинка в море, важен для семьи, друзей, для всех с кем вы соприкасаетесь в этом мире…

Для того, чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро!



  1. Первичное закрепление.

СЛАЙД 5

Соедини части пословицы и объясни её смысл

Не ищи красоты Доброту не унесут

Добрые дела А его добрые дела

Красоту уносят годы Красят человека

Не одежда красит человека Ищи доброты





  1. Рефлексия, самооценка, подведение итога

-Давайте вернёмся к словам Василия Осиповича Ключевского.

СЛАЙД 6

- Почему он так сказал? Что имел в виду?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои знания по данной теме.

Я мало что понял-белое сердечко

Я хорошо всё понял-розовое

Я отлично всё понял-красное

(Учитель раздаёт сердечки)

- Прошу вас на этих сердечках написать добрые слова своему учителю.

СЛАЙД 7+музыка «Дорогою добра»

Далее всё упаковывается в конверт



  1. Домашнее задание

- Выучить определения в тетради

- с. 20-23



Дополнительный материал

Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...



Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехав в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит там же на месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

-Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!