Тема: «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Орг. Момент
- Добрый день, уважаемые наши гости мы рады приветствовать Вас на нашем занятии. Присаживайтесь.
Актуализация знаний.
- Всем внимание! Кто это? (слайд 1)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/30/s_5b880ffe3975f/943237_1.png)
Правильно, это Конфуций – древнекитайский ученый и философ. Какую фразу он оставил нам в наследие, о чем таком важном мы должны помнить?
- Это Золотое правило нравственности. (слайд 2)
- Что это за правило?
- Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к себе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
- С этого дня мы в нашем классе установим это правило для каждого из нас, в нашей классной семье мы будем ему придерживаться.
- У каждого на парте лежат таблички с понятиями, распределите эти понятия на группы. При этом вы работаете в паре, каждый из вас выбирает слова одного признака. Что у вас получилось? (слайд 3)
Человек, ученик, доктор, иностранец, учитель, земляк.
Мама, дедушка, отец, сын, внучка, сестра.
- Почему именно так, вы распределили? Проверим (слайд 4)
Что может объединять все эти понятия?
(2 группу объединяет понятие семья) (Ребус). (слайд 5)
Два человека – одна пара, семь человек – семья.
«семь членов семьи и я – как глава семейства»
Знакомимся с основным вопросом урока.
- Как вы думаете, чему посвящён сегодняшний урок. (О СЕМЬЕ)
- Что такое семья? Это близкие люди и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого мы берем пример. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем счастья и добра. Это наши родители дедушки, бабушки, сестры и братья.
- Какую семью можно назвать счастливой?
- Как называются люди, объединенные одной семьей? (родственники, родные)
Обратимся к нашему учебнику, как там трактуется понятие род? Что это такое?
(род – это люди, которые считают себя потомками общего предка по отцовской или по материнской линии с.38)
- А знаете ли вы своих родственников? Историю вашей семьи?
Сегодня мы будем учиться строить цепочку родственных отношений наших любимых литературных героев, с помощью программы «Древо жизни». Для этого вам понадобятся:
Задания, которое содержится в конвертах, лежащих на столе.
Программа «Древо семьи», на ваших планшетах.
Предлагаю сесть удобным для вас образом, разбившись на группы.
На столе лежит инструкция (слайд 6) работы с этой программой, внимательней ознакомьтесь.
Откройте конверты. Прочитайте задания.
Можете приступать к работе.
Выполнение работ с помощью программы.
Защита.
- Расскажите о том, какие родственные связи у вас получились?
- Для того чтобы проверить выполненную работу, отправьте мне на мой электронный ящик скриншоты. ). (слайд 7)
Проверим.
Д/з. Дома вы попытаетесь создать с помощью этой программы историю вашей семьи, построить древо своих семейных отношений.
Физминутка. Встаньте на 1 ногу, а теперь подойдите к соседу, возьмите его за плечо. Теперь пусть к вам присоединится еще один – стоять, таким образом, намного легче? Почему? Потому что нас окружает поддержка, помощь.
- Без взаимоподдержки и помощи очень трудно человеку прожить.
- Послушайте, одну историю
(аудиозапись) басня «Старик и сыновья» Л.Н.Толстого
- Чему учит нас эта история? (нельзя ругаться, ссориться, нужно жить дружно)
(Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если вы будете ссориться, да и все врозь – всякий легко погубит) (Если не было стариков, то кто бы передавал мудрость нашим поколениям.)
- Какой вывод сделаем? Правило? Нельзя ругаться и ссориться.
Без совета стариков дело не пойдет.
Один старый человек стоит четверых.
- Внимательно, слушаем!
Рассказ «Дедушка» К.Д.Ушинского
- Почему героям стало стыдно за свое поведение?
-О каких ценностях рассуждают герои этой истории.
Нельзя забывать своих предков, нужно уважать старших, о них заботиться.
Посади на печь старика, тебя внуки посадят. Уважай старика, сам будешь старым.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Почитай родителей, тебе же будет хорошо.
Не пожалеешь старого человека, самому придется плохо.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
- Как вы думаете, какая семья самая большая?
– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот...
- Тогда, какая самая главная ценность для этой семьи? (помогать детям)
Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
Пьер Огюстен де Бомарше
Наши дети — это наша старость.
Правильное воспитание — это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (А..С. Макаренко)
Итог урока
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (семья)
- Чему мы сегодня научились и что для себя узнали?
- Какие главные правила выявили? (никогда не ссориться, почитать и уважать старших и заботиться о младших)
- Тогда какие же отношения должны сложиться в наших семьях?
- Чему они нас должны научить?
- Что представляет смысл человеческой жизни? ((семья) каждый в семье отвечает за что-то, каждый человек в семье важен)
1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.
2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.
3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.
4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.
5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.
7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.
8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.
10. ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ И ЗЕМЛЮ ПРЕВРАЩАЕТ В КЛАД.