Тема «Буддизм – древнейшая мировая религия»
Цели урока:
Образовательные: знакомство с мировой религией – буддизм, жизнью ее основателя Сиддхартхи Гаутамы.
Развивающие: развитие воображения, образного мышления, логики учащихся, формирование навыков публичного выступления
Воспитательные: воспитание духовной культуры, религиозной терпимости, умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.
Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология игровых методов; здоровье сберегающие технологии.
ЭОР: презентация
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой на урок
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.
Перед началом урока я хотела бы произнести изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»
Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (ответы учащихся)
2. Работа по теме урока
1) Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие.
Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.
Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.
Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой
(Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам)
(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране)
(Христианство, ислам)
Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?»
Распределите слова на группы по религиям
Иудаизм
Христианство
Ислам
Рождество, пророк Мухаммед, Библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Аллах, церковь, Моисей.
Скажите, можем ли мы в одном городе, в одном селе, увидеть памятники различных мировых религий? Почему так бывает?
(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи)
Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. К примеру, в нашем городе и даже в нашем классе есть представители всех мировых религий. Но все мы уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов
России.
21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур.
Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.
2) Работа над новым материалом
а) Рассказ об Индии
Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии?
Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.
Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.
б) Сообщение темы и цели урока.
Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле – буддизм, сегодня на уроке мы начнём знакомство с этой религией, её основателем и его учением. Запишите дату и тему нашего урока.
А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности?
Учебник, стр.68
Запись 1-го предложения
Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.
Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.
Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.
Учебник, стр.68 – 69, чтение текста
3) Видеоролик о жизни Будды Гаутамы.
Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека.
4) Физминутка « Ангелочки»
Прилетели ангелочки –
Становитесь на носочки!
Вверх руками потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили –
В сторону направили.
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
5) Проверка первичного восприятия. Беседа.
Какое предсказание сделали мудрецы при толковании сна царицы? (Ребёнок станет либо великим государём, либо святым)
Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец? (От всего, чтобы могло опечалить его любимого сына)
О чём задумался принц после встреч со стариком, больным человеком, аскетом и похоронной процессией? (О жизненном пути каждого человека)
На какой поступок решился царевич и почему? (На странствие и поиски истин)
Какой путь выбрал Сиддхартха? (Путь четырёх благородных истин)
Будда сформулировал четыре благородные истины. (записать в тетрадь)
Первая истина - в жизни существуют страдания. (рождение, любовь, болезнь, смерть – всё приносит страдание человеку)
Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях. (жизнь и так всё даёт человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)
Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от пороков.
Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий (правильные воззрения, речь, поведение, жизнь).
Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.
Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.
Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.
6) Обобщение
Чему учит нас религия Буддизма?
(Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается, взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое)
7) Рефлексия
Предлагаю подвести итог нашей беседе, закончив предложения
Я запомнил, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
8) Домашнее задание
Всем: Стр. 68-69, читать, задание 2,3,6
Дополнительно:
попробуйте изобразить Будду, как вы его представляете
определите значение слова «страдание» (по словарю)
расскажите, как Сиддхартха стал Буддой
Притча об учении Будды
40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Вот одна из притч об учении Будды:
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.
Предание о рождении Будды:
Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошёл в её опочивальню и три раза обошёл вокруг её ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.
Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определённого возраста, он женился и у него родился свой сын.
Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?»
С этим вопросом он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и всё пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его неистовство довело его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки, и он уснул долгим сладким сном, а, проснувшись, сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедеть, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветлённый» и создал своё учение.
Будда изложил четыре истины:
1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть – всё приносит страдание человеку)
2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так всё даёт человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)
3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки
4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.