Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мобилизующий этап | Добрый день! Я рада всех приветствовать на уроке ОРКСЭ. – Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг. Проведем игру «Импульс». Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. – Займите свои места. (слайд 1) | Дети встают в круг и передают рукопожатие по кругу. |
2. Вводно-мотивационный этап | «Вначале было слово. Оно было у Бога. То было Божье слово. То было слово – Бог! Великое начало Писания Святого, Из времени былого Принес нам Божий слог.» Леонид Брайловский – Ребята, о каком Святом Писании идет речь? . (слайд 2) | О Библии, священной книге христианства. |
-Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах. (звучит звон колокола) – Что вы услышали? | – Колокольный звон. |
– Зачем звонят в колокола? | Напоминают о событиях, праздниках, о Боге. |
А что еще является символом Бога? | – Крест. |
– Где вы видели крест? . (слайд 3) | Высказывания детей. |
В нашей речи существует выражение «нести свой крест» . (слайд 4). Мы с вами поразмышляем о значении этих слов после просмотра притчи «Хитрец» . (слайд 5) | Дети предполагают |
Итак, как вы поняли выражение «нести крест свой»? | Каждый из нас имеет крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в жизни. Крест — даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не гневаясь и не изнемогая под его тяжестью, так как Он даёт каждому крест по силам его — сколько кто сможет снести. |
Многие христиане носят нательные кресты. А у вас они есть? Зачем? Посмотрите, кто изображен на вашем нательном кресте? | Охраняет от бед и болезней Иисус Христос |
Да, это сын Божий, он тоже нес свой крест. Об этом мы с вами и поговорим на уроке. Предположите, как звучит тема нашего урока? . (слайд 6) | Иисус Христос и его крест. |
3. Изучение нового материала | Скажите, Иисус был Богом или человеком? | Дети предполагают |
Иисус был Богочеловеком. Что это значит и как это возможно, вы узнаете, прочитав текст на с. 24-25 учебника. . (слайд 7) | Дети читают |
– Как вы понимаете боговоплощение? . (слайд 8) | – Бог сохранил в себе все от Бога, но теперь стал человеком – Богочеловеком. |
– Что христиане считают чудом? | – Чудо – воплощение. |
– Что было у Иисуса от Бога? | – От Бога – способность творить чудеса. |
– Что – от человека? | – Радовался и страдал, плакал от потери друзей, вкушал пищу и голодал. |
– Как вы думаете, что могло случиться дальше? | Предположения детей. |
-А дальше случилось страшное – Иисуса Христа предали, сделал это один из его учеников – Иуда. Иисуса Христа привели в дом первосвященника и на скорую руку судили, прибегая и к лжесвидетельствам, и к клевете. Христа подвергли наказанию дважды, бичевание - первое, и само по себе тяжелейшее наказание. Это тридцать девять ударов пятихвостым бичом со свинцовыми шариками, которые привязаны к концам каждого из ремней. При ударе бич обвивался вокруг всего тела и рассекал кожу до кости. Иисус получил их тридцать девять, потому что иудейский закон запрещал наносить больше сорока ударов. Это считалось смертельной нормой. После него выживал не каждый. И все же, за первой карой последовала вторая - Распятие. Предлагаю вам прочитать о нем в учебнике на с. 26-27. (слайд 9) | |
И вот израненный и преданный, Христос нес свой крест на Голгофу – это небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распинали преступников. Предлагаю Вам посмотреть видеофрагмент о пути Иисуса на Голгофу. (слайд 10) | Дети смотрят |
Как Вы думаете, что мог испытывать Иисус Христос, неся свой крест к месту казни? | Предположения детей. |
А что испытывали вы, когда смотрели это видео и видели страдания Христа? | Дети отвечают |
Как вы думаете, мог ли он избежать казни и спастись? | Да, мог бы |
Почему же он этого не сделал? Предлагаю вам найти ответ на с. 25 в главе «Голгофа» и зачитать его вслух | Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Также, как проходят через дверь, чтобы оказаться за ней в новом пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. До Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, встретил за ним не пустоту, а любовь. |
С тех пор, крест – орудие пытки и свидетельство страданий Христа – стал символом его любви к людям. Почему? | Потому что Иисус Христос пожертвовал своей жизнью на кресте ради людей, любя их и давая надежду. |
А теперь давайте более детально рассмотрим православный крест. Учитель раздает детям вырезанные заготовки православного креста, дети его наклеивают в тетрадь. Откройте учебники на с. 27, прочитайте текст «Символика креста». (слайд 11) Что обозначают буквы . ИНЦИ? | Подписывают каждую составляющую креста в тетради, вместе с учителем. Расшифровывают буквы |
4. Закрепление изученного | Скажите, тяжел ли крест был Иисуса Христа? | Да, очень |
Что подразумевается по тем, что Иисус «нес свой крест»? | Пойти на страдания ради человечества |
-Что обозначает символика креста? -Как нужно относится к своему нательному крестику? | |
5. Рефлесия | Продолжите предложения: . (слайд 12) Я узнал……. Меня заинтересовало… Домашнее задание: рассказать о символике креста родителям. | |