3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания 3.3.Первичное закрепление Физминутка 3.4. Самостоятельная работа 3.5. Повторение и включение в систему знаний | - Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. - И как вы думаете какова тема урока? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль имеют семейные традиции в современной семье, рассмотрим некоторые традиции и ответим на вопрос "Какова значимость семейных традиций?" - А какую цель мы можем поставить на уроке? - Ребята, давайте сначала определим для себя что же такое традиция? - Как вы думаете, что такое вообще традиция? - Давайте откроем учебник на стр. ……. и сравним свои выводы с определением, которое дает автор учебника. - Наши представления оказались очень схожи с определением автора. Давайте запишем это определение к себе в тетрадь. - Итак, мы уже знаем, что такое традиция, а кто может сказать, что такое семейная традиция? - Семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но имеет место потребность выработать свои собственные традиции, помогающие людям чаще собираться вместе, чтобы чувствовать себя настоящей семьёй. - Какие традиции существуют в вашей семье? Как они влияют на внутрисемейные отношения? - Этот список можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи. - СОВМЕСТНЫЕ ОБЕДЫ, УЖИНЫ, ЧАЕПИТИЯ, по мнению психологов, имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует). Учитель предлагает обменяться мнением после прочтения высказывания А.Б. Зубова: "Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом. Отсюда, кстати, и дипломатические обеды, и приёмы с фуршетом: Совместный стол есть символическая демонстрация единства - вкушение одной пищи одновременно делает сотрапезников как бы единым целым". - Исходя их этого, можно сказать, что совместный стол - символическая демонстрация единства. Учитель предлагает домашнее задание- эксперимент: ввести в традицию совместных ежедневных семейных ужинов или вечернего чаепития, в процессе которых будет происходить обмен впечатлениями, событиями, новостями текущего дня. Учащиеся заполняют таблицу: - Эту таблицу вы должны заполнять в течении всего урока, после того, как мы будем касаться различных традиций. № | Семейная традиция | Цель | Имеется в моей семье | Необходима моей семье | 1 | Совместный стол | Символическая демонстрация единства | да | да | 2 | | | | | - Прекрасная традиция СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество. А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал.: Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров". Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения! - ОБЩЕНИЕ С БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ Какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи? Учитель предлагает высказать мнение . Учитель предлагает прочесть эпизод из книги Э. Виггена " Дар вырастить внуков". "Молодых людей приходящих в гости к своим бабушкам и дедушкам, влечет, за редким исключением, одна и та же потребность: они хотят, иногда очень страстно, пообщаться со старейшинами своей семьи. Та самая бабушка, которая обыгрывала меня в шашки в мои девять лет, в девятнадцать оказалась для меня мудрым другом и доверенным лицом. Она писала мне письма, длинные, освещавшие все семейные новости. Когда я приезжал домой из колледжа, мы с ней подолгу беседовали. И знаете что? Бабушка внимательно меня слушала! Я вскоре обнаружил, что её приводят в восторг мои соображения. И у неё гораздо больше времени на то, чтобы слушать меня, чем у моих родителей. Для ваших внуков и внучек, от начала переходного возраста и до свадьбы, самое, возможно, лучшее "развлечение", которое вы можете им предложить,- просто выслушать их, когда они хотят что-то сказать. Анализ эпизода из книги Э. Виггена " Дар вырастить внуков". Анализируя приведенный эпизод, учащиеся делают заключения: После обсуждения учитель помогает сделать ВЫВОДЫ: - семейные традиции способствуют сближению членов семьи; - совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению; - традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй. № | Семейная традиция | Цель | Имеется в моей семье | Необходима моей семье | 1 | Совместный стол | Символическая демонстрация единства | да | да | 2 | Семейные чтения | Создание атмосферы духовного единения, начало творчества. | нет | да | 3 | Общение с бабушками и дедушками. | - Молодые соприкасаются с историей своей семьи; - Бабушки и дедушки - лучшие собеседники, способные выслушать, понять, посочувствовать, т. к. они не ограничены во времени, неторопливы; - Опыт и мудрость старшего поколения позволяет по-иному посмотреть на проблему, избежать серьёзных ошибок. | да | да | 4 | Необычные встречи Нового года. | | | | 5 | | | | | 6 | | | | | - Ребята, я вижу, что вы уже устали. Нам необходимо немного отдохнуть. Включаю видеофизминутку «Самолет». Учащиеся продолжают заполнение таблицы:
Проверка таблиц. Оценивание работы. Вывод: - Что мы сегодня с вами узнали нового? - Чему научились? - Что было самым интересным? - Когда сегодня вы придете домой, чем в там сможете поделиться с ними? - Какие бы вы традиции хотели создать в своей семье? | Слушают учителя. «Семейные традиции» Слушают учителя. - Узнать роль традиций в семье и важность в воспитании поколений. Возможные ответы детей. Читают определение в учебнике. Записывают определение в тетрадь. Предполагаемые ответы детей Учащиеся высказываются, учитель делает записи на доске. Ответы учащихся Это: - проведение каждого лета в путешествии; - необычные встречи Нового года; - празднование Дня Рождения; - совместные поездки за город; - субботние обеды; - семейные чтения; - приём гостей; - совместное проведение отпуска; - посещение театра, концертов - совместное приготовление подарков. Обмениваются мнениями после прочтения высказывания учителем или учащимися. Читают текст. Слушают учителя. Запоминают д.з.- эксперимент. Заполняют таблицу и слушают учителя. Слушают учителя. Слушают учителя. Учащиеся высказывают свое мнение. Читают эпизод. Анализируют прочитанный эпизод. Делают выводы вместе с учителем. Выполняют физминутку. Выполняют самостоятельную работу. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | РУУД: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; ПУУД: Строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; КУУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов. КУУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов. ЛУУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебному предмету. РУУД: понимать учебную задачу РУУД: формирование готовности восприятия учебного материала; ЛУУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебному предмету. ЛУУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебному предмету. РУУД: понимать учебную задачу КУУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов. ПУУД: Строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами ЛУУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного; РУУД: понимать учебную задачу ЛУУД: Способность к самооценке. КУУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов. ПУУД: Строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами | Подводящий диалог, постановка системы перспектив Беседа, работа с учебником, выведение понятий Беседа Беседа Работа с литературным материалом формирование готовности восприятия учебного материала Работа с литературным материалом Беседа Беседа Самостоятельная работа Самооценка Беседа |