СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме «Заглянем в бабушкин сундук» (Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России») УМК «Начальная школа XXI века»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Заглянем в бабушкин сундук» (Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России») УМК «Начальная школа XXI века» МБОУ «Лесозаводская СШ» посёлок Коноша, Архангельская область

 Цель урока: Знакомство с многообразием национальной одежды, отражающей традиции народа, его отношение к природе, окружающему миру и семейному хозяйству. 

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме «Заглянем в бабушкин сундук» (Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России») УМК «Начальная школа XXI века»»

Тема «Заглянем в бабушкин сундук»

(Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России»)

УМК «Начальная школа XXI века»


Учитель Кутилова Марина Владимировна

МБОУ «Лесозаводская СШ» посёлок Коноша

Архангельская область


Цель урока:

Знакомство с многообразием национальной одежды, отражающей традиции народа, его отношение к природе, окружающему миру и семейному хозяйству.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и конкретизировать знания детей о костюмах народов России. Сравнить особенности костюмов разных народов.

Развивающие: Развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные: Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту,

к народным ценностям, к родной земле.


Оборудование: Музейные экспонаты русского костюма и предметов быта, сундук, обереги, компьютер (презентация), иллюстрации, карточки с заданиями.


Ход урока


I. Организационный момент урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Обратите внимание на оформление доски. Можете ли вы сказать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об одежде). А почему на уроке ОРКСЭ мы говорим об одежде? ( История одежды – часть общей истории России.)


II. Постановка темы и целей урока.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Вадима Шафрана. (слайд 1)


И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

- Как вы понимаете слова «Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим»?

- Когда мы можем встретиться с прошлым?


Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – скрынях (карточка) дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений. А вы хотите заглянуть в бабушкин сундук? ( показать модель сундука)

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Что нового вы хотите узнать?

- Какая тема нашего урока? (Тема «Заглянем в бабушкин сундук») (слайд 2)


III. Актуализация знаний.

- Как назывался дом на Севере? (Избой.). В избе стоял большой красивый сундук.

- А, как вы думаете, для чего предназначался сундук? ( В нем хранили одежду.) И не только одежду, еще предметы быта.

IV. Изучение темы « Заглянем в бабушкин сундук».

- Я прочитаю стихотворение, а вы должны назвать, что хранилось в бабушкином сундуке?

БАБУШКИН СУНДУК

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Обещала бабушка показать добро,

Хоть не накопила злато-серебро.

Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок,

И на свет появится старый башмачок.

Ссохся он от времени, кожа не блестит,

Потерял давно уже свой нарядный вид.

Поржавела пряжка, стоптан каблучок.

Чем же ей так дорог этот башмачок?

Как плясала бабушка в этих башмачках,

С вышитым платочком в тоненьких руках!

В сундуке хранится и другой наряд:

В этом на покосе много лет подряд

Ворошила сено, жала рожь, пряла-

Бабушка работницей первою была.

Из сатина юбка, ситцевый платок,

Рукава у кофты лишь по локоток.

Выцвела от пота кофта на спине,

Но лежит у бабушки в сундуке на дне.

Фартук да лаптишки - вот и весь убор.

Но ходить грязнулей был большой позор.

Надевала бабушка в праздник сарафан.

Насыпала семечек в потайной карман.

Шла к подругам бабушка, повязав платок-

Вышит ниткой шелковой тонко уголок.

Шею обвивали бусы в два ряда,

Кофта рукодельницей ярко расшита.

А на свадьбе голову украшал чепец.

В сундуке диковинкам не пришел конец.

Шубная покромка,

Шали да платки,

Хоть и шерстяные, как перо легки.

Из сукна корсетка, вязаный платок. (Корсетка – жилетка)

Полотенца с кружевом, с красным петухом,

Скатерти ажурные связаны крючком.

С малолетства дочку приучала мать-

"Не расти бездельницей! "- прясть, вязать и ткать.

Выходила замуж с полным сундуком

И следила строго за своим добром.

Много тайн поведал бабушкин сундук.

Только что-то бабушка загрустила вдруг.

Вспомнила заветное, вытерлась платком

И закрыла крышку, щелкнула замком.

Тишкова Надежда Павловна


- Какие предметы вы можете назвать? (Дети называют предметы. Из модели сундука появляются предметы (иллюстрации) старины)


1) Сарафан. ( Достать сарафан).

Рассказ ученика

Традиционный женский костюм уже в начале 20 века сохранялся главным образом в деревне. Крестьянки в северных областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан, в южных — понёву из шерстяной (главным образом клетчатой) ткани.

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

Вся одежда была украшена.

- Чем украшали одежду? (стеклярусом, мехом, вышивкой).

- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

2) Головной убор (Кокошник, чепец) (Достать кокошник, чепец)

Рассказ учителя.

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.


- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки). (стр. 59 Рубрика «Картинная галерея» К. Маковский «Девушка в венке»)

- А причёски? (коса или распущенные волосы).

-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком, чепцы).

- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.


Девушки носили на голове повязку — ленту, венец, в косу вплетали ленты; замужние женщины должны были надевать головной убор, скрывавший волосы, — кичку с сорокой, в праздники (главным образом на севере) — кокошник. Традиционные головные уборы на севере украшали речным жемчугом, на юге — разноцветным бисером. К концу 19 — началу 20 века все виды женских головных уборов вытеснил платок.


3) Рубаха-косоворотка. (Достать рубаху-косоворотку.)

Рассказ ученика

Мужской костюм почти повсеместно состоял из рубахи-косоворотки, которую носили навыпуск поверх нешироких штанов, с поясом.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).


4) Скатерть. (Достать скатерть.)

В старину нельзя было ткать скатерти не из каких материалов, кроме сукна и льняного полотна. Ею накрывали столы и сундуки.


5) Рушник.

Рассказ ученика.

А вот это полотенце, раньше его называли рушник. Может вы видели у своих бабушек. Ими украшали красный угол. Их вешали на иконы, фотографии, зеркала. Рушники тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданное невесты и свидетельствовали о том какая она мастерица. Полотенца дарились на свадьбе жениху и его родственникам .

Великолепным по исполнению, и различными по назначению, были рушники ( полотенца). Кроме повседневного использования они выполняли и обрядные функции. Их клали на руку куму на крестинах и священнику, подкладывали под голову покойнику, но особенную роль играло оно на свадьбе. Для свадьбы готовили по 20- 30 полотенец. Перед свадьбой гости невесты ехали в дом жениха и развешивали рушники. Для повседневного использования мать давала дочери 10- 15 полотенец. Иногда к краю полотенца пришивали кружево. Которое тоже плели вручную. Вышивали поленца долгими осенними вечерами довольно часто сопровождая свое рукоделие песнями.


ОБОБЩЕНИЕ: - Россия – многонациональное государство. Эти предметы костюма и быта были у всех народов, но костюмы народов имели свои особенности.

V. Самостоятельная работа в парах.

Прочитайте статью в учебнике с. 54-57 и ответьте на вопросы: (слайд 3)

  1. О чем может рассказать одежда человека?

  2. Для чего украшали одежду и обувь?

  3. Какие символы изображались в вышивке?

VI. Проектная работа в группах.

Детям выдается раздаточный материал: статья и иллюстрации с костюмами разных народов. (Иллюстрации в слайдах 5, 6, 7, 8)

- А сейчас мы с вами составим проект и выявим особенности костюмов разных народов.

1 группа – Мужская рубаха (русская, чувашская, марийская, мордовская)

-Выявить сходства и отличия.

2 группа – Женский сарафан (русский, украинский, чувашская, удмуртский)

-Выявить сходства и отличия.

3 группа – Головной убор (русский, якутский, татарский, мордовская, башкирский)

-Выявить сходства и отличия.

4 группа – Обувь (русская, татарская, якутская, нанайская, башкирская)

-Выявить сходства и отличия.

Алгоритм работы в группе: (слайд 4)

  1. Прочитайте статью.

  2. Рассмотрите рисунки и сравните национальный орнамент (цвет, детали орнамента)

  3. Сделайте вывод.

Защита проектов. (слайды 5, 6, 7, 8) (слайд 9 – орнаменты народов России.)

ВЫВОД: Национальная одежда отражает традиции народа, его отношение к природе, окружающему миру и семейному хозяйству. (с. 60)

VII. Итог урока.

Ресурсный круг, как рефлексия.

- Я узнал, что народный костюм…

-Вернемся к теме нашего урока и заглянем в бабушкин сундук. Каждому из вас я дарю оберег-плетешок (очельник) из бересты. Пусть он вас оберегает и помогает вам.

Если хватает времени, можно посмотреть презентацию «Национальные костюмы народов России».









Статьи для групп.

Группа 1. РУБАХА

Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма для женщин и мужчин. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Она часто соотносилась с судьбой человека. Например у восточных славян считалось, что если продать свою рубаху значит продать и свое счастье.

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Так поступали потому, что верили в священную силу предметов и одежды. Пытаясь таким способом заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков, она не имела половых различий и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей.

Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов. Бывало, что девушка до свадьбы ходила в рубахе, «венчальная рубаха» считалась символом невинности невесты.

Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Скорее всего, ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. Это тем более вероятно, что вышивка обладала в древности оберегающим смыслом.

Узоры вышивки были священными, божественными изображениями или знаками - символами, обладающими магической и оберегающей силой.

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в

доме.

Конь – оберег домашнего очага, символ добр

Древо – символ жизни, единства рода.

Вода– живительная сила.

Огонь – очистительная сила.

Рубашка определялась фактически как вторая кожа, то есть вторая сущность человека, на ней оформлялись детали и вышивка, особенно все отверстия: рукава, ворот, подол, покрывались вышивкой, которая содержала языческие символы. По мнению древних, это оберегало и тело, и душу человека, который носил эту рубаху (одежду).

Иногда встречался в рубахах и воротник «стоечкой» но это крайне редко, разрез от ворота был прямой посередине, иногда бывал и косой либо справа, либо слева. Именно ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, у богатых людей это было золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье».

У рубах были длинные и широкие рукава, запястья схватывались тесьмой, а по случаю праздника тесьму заменяли браслетами («обручами»). Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. Это все носило ритуальный, религиозный характер. Праздничные рубахи передавались в семье из поколения в поколение как семейное сокровище. А холщовые белые рубахи северные крестьянки носили с сарафанами.


Группа 2. САРАФАН И ПОНЁВА

В старинном костюме рубаху редко носили отдельно: в северных и центральных районах России сверху надевали сарафан, а в южных - понёву.

Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье - это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».

Комплекс одежды с сарафаном в конце XIX - начале XX века ассоциировался в России с «национальным костюмом».

Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом.

Наиболее ранними считались косоклинные сарафаны. Шились они из домотканого шерстяного материала, набивного ситца, кумача, пестряди черного, темно-синего или красного цветов. Носили их преимущественно молодые женщины и девушки - в праздник.

Белые сарафаны украшали вышивкой. Важным символом в народной вышивке является использование цветов.

Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет - атрибут Бога-Отца.

Красный цвет, как самый активный после белого, очень высоко ценился в различных ритуалах, обрядах. Особенно много этого цвета было на свадебной, детской и праздничной одежде, поскольку красный цвет активно защищает от зла и притягивает энергию гармонии, творения, любви.

Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, достатка, богатства. Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений.



Группа 3. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

С середины прошлого века наибольшее распространение получили платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом. Платки являлись как бы продолжением русского полотенчатого головного убора.

Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» - концами назад.

Со временем сложные крестьянские головные уборы заменяются на мягкие - в виде шапочки-чепца из легкой, чаще всего фабричной ткани: повойников, сборников, - поверх покрывали платок.


Группа 4. ОБУВЬ

Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Лапти плели из вязового или липового лыка (одевались они на онучи из сукна, холста). Лапти лаптям были рознь: в зависимости от числа полос лыка, применявшихся для плетения лаптя, их называли пятериками, шестериками, семериками. Великорусский лапоть был прямого плетения; на орловской земле повсеместно были распространены лапти московского типа, сплетенные из липового лыка косым плетением. Праздничными считались вязовые красноватые семерики. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Держались лапти на сборах - веревках из конопляного волокна или шерсти. Вязаные чулки носили обычно до колен. Вязали чулки, как правило, из белой и черной шерсти, часто без пятки. И "модницы" натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, для шика их еще собирали на ногах гармошкой. Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти - чуни, в разных деревнях их называли по-разному - «чёботы», «чёботки», «тапки».

В зимнее время носили валенки. В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».

В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили - стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такая обувь считается прямым продолжением древней обуви, когда привязывали к ноге шкурку небольшого животного. Такую обувь называли поршни.

Кожаная обувь похожая на поршни, но не морщенная, а сшитая, с подшитой подметкой, называется коты, их носили и женщины и мужчины и в будни, и в праздники. Название их происходит от слова "катать", так как первоначально их катали из шерсти.

Кожаную обувь с высокими голенищами - сапоги (чёботы) - русские шили сначала без каблуков, его заменяла небольшая железная подковка на пятке, так же носили бахилы - подметка к ним пришивалась изнутри, они были широкие и неуклюжие.

Все вышеописанные виды обуви носили как мужчины, так и женщины. К специальной женской обуви относятся башмачки - черевички - с низким голенищем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!