ПЛАН УРОКА
Класс 8
ТЕМА: Основы композиции. Силуэт и форма в одежде.
ЦЕЛИ:
1. ознакомить учащихся с основами композиции одежды;
2. сформировать у учащихся устойчивые знания о понятиях композиция, силуэт;
3. углубить знания учащихся о профессии модельера;
5. привить эстетический вкус.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Межпредметная связь: ИЗО, русский язык, черчение, конструирование
Наглядности: рисунки с различными видами силуэтов; шаблоны.
Литература:
(kopilkaurokov.ru)
.Яндекс (yandex.ru)
.https://shei-sama.ru/publ/
Планируемые результаты
Предметные умения
1. Давать определение изученных понятий: Силуэт, композиция, форма в одежде.
2. Анализировать разнообразие источников информации и их использование при изучении данной темы
3. Знать требования, предъявляемые к одежде
4. Уметь различать: Силуэт и форму в одежде.
Образовательные
Ознакомить учащихся с основами композиции одежды;
сформировать у учащихся устойчивые знания о понятиях композиция, силуэт, форма;
способствовать формированию и развитию у учащихся устойчивых умений и навыков по определению и изменению фасонов и покроев одежды;
углубить знания учащихся о профессии модельера;
Развивающие
Способствовать формированию и развитию художественно-образного мышления и эстетического вкуса;
развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;
приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;
развивать стремление к анализу и оценки своей работы;
развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;
развивать умения логически мыслить;
развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.
Воспитывающие
Способствовать формированию и развитию аккуратности в работе, ответственности, коммуникабельности.
творческое отношение к труду;
культуру труда;
коллективизм, чувство взаимопомощи;
усидчивость;
воспитывать чувство требовательности к себе;
ответственности за свою работу;
стремление доводить свою работу до конца.
ХОД УРОКА.
I Организационный момент.
Подготовленные ручные рабочие места, шаблоны, линейки, карандаши, ластик.
Инструктаж по технике безопасности.
II Объяснение новой темы.
1.Определение « композиции».
2.Этапы формирования композиции модели:
- назначение костюма;
- требования, предъявляемые к костюму;
- индивидуальные особенности фигуры человека.
3.Элементы композиции одежды:
- «силуэт»;
- виды силуэта;
Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным особенностям своей фигуры
Чтоб по моде быть одетым,
Мало знать ее приметы,
Надо многое уметь
И хороший вкус иметь.
На одежду, украшенья,
Чтоб, избегнув искушенья,
Взять все лучшее из моды
И не выглядеть уродом,
Взять из моды только то
Хоть в костюме, хоть в пальто,
Что, бесспорно, красит Вас
И подходит к цвету глаз,
К росту, и к телосложению
И к характеру движенья,
То, что стиль ваш выявляет,
Красоты вам прибавляет.
Слайд№ 2
Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу.
Нам одежда интересна как явление конструктивных искусств. Ведь костюм – это объёмная конструкция, которая создаётся исходя из пропорций и размеров конкретного человека. Можно сказать, что костюм – это «дом», который человек носит на себе. И своеобразие этого «дома» зависит от различий и индивидуальности наших фигур.
Задаёт вопросы:
Как вы думаете, что значит:
Быть модным?
Быть стильно одетым?
Как вы думаете, можно скрыть недостатки своей фигуры при помощи одежды?
Что важно знать, чтобы хорошо выглядеть и даже быть успешным в повседневной жизни?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем на уроке говорить, какова тема урока?
С чем мы должны познакомиться на уроке?
Что научимся делать?
- Верно, молодцы, это и будут цели нашего урока.
Запишите число и тему занятия в тетради.
(Слайд №3)
Цели урока:
1. ознакомить учащихся с основами композиции одежды;
2. сформировать у учащихся устойчивые знания о понятиях композиция, силуэт, пропорции.
3. углубить знания учащихся о профессии модельера;
4. привить эстетический вкус
Рассказ с опорой на презентацию
Грамотно подбирать одежду – важное умение не только для дизайнеров. Каждый человек должен уметь делать это в своей повседневной жизни. Одежда должна подчёркивать достоинства каждой фигуры и скрывать недостатки, соответствовать месту и ситуации.
(Слайд№4)
Композиция (в переводе с латинского означает «связывание, составление») – это создание определенного образа костюма, все части которого связаны в единое целое.
Процесс создания композиции модели и выполнение её в материале называется творческим моделированием. Можно ещё сказать, что это художественный язык, с помощью которого художник – модельер передаёт свой замысел.
Слайд №5
Работая над композицией костюма, художник – модельер делает эскиз модели, изучив особенности рекомендуемого материала: цвет; размеры рисунка; определяет драпируемость; ищет форму, в которой ткань наиболее выгодным образом проявляет свои качества в данной модели. А также учитывает назначение одежды; возраст и занятие человека, которому она предназначена; пропорции и телосложение его фигуры; гигиенические, экономические, эксплуатационные и эстетические требования, предъявляемые к ней и направление моды.
Слайд №6
Если композиция выполнена правильно, то костюм будет прекрасно сидеть на фигуре, удобен, радовать глаз.
Помните поговорку «Встречают по одежке провожают по уму»
Слайд №7
Первое зрительное впечатление от одежды – это ее форма. А выражение формы на плоскости – это силуэт и он неразрывно связан с композицией.
Силуэт (с французского) – это «внешнее очертание предмета», его тень, выражение формы на плоскости.
Силуэтные формы костюма:
1-прямой; 2-полуприлегающий; 3-приталенный;
4 – овальный; 5-трапециевидный;
Меняется мода, меняется и силуэт. Если вы хотите выглядеть современно, нужно, прежде всего, найти свой силуэт, соответствующий времени.
Слайд №8
У каждого силуэта есть свои характерные особенности, остается только познакомиться с описанием и сравнить со своим телосложением. Прежде чем отправиться в магазин подбирать наряды, нужно понять, к какому типу относится ваша фигура. Выделив разные особенности телосложения, можно увидеть, что определяющие точки – это плечи, бедра и талия. Именно на них и их соотношение стоит обратить внимание, если Вы пытаетесь понять, как определить тип женской фигуры. Всего выделяют пять вариантов: «яблоко», «груша», «песочные часы», «прямоугольник», «треугольник». Разобравшись с формами, можно будет приступать к подбору одежды.
Слайд №9
С ее помощью можно выбрать для себя наиболее подходящий образ и, соответственно, стиль. Успеха в создании индивидуальной одежды можно добиться, только хорошо зная свой тип фигуры и работая в пределах того, что для нее выгодно.
Слайд №10
Силуэт может одновременно служить фоном, на котором художник-модельер дает различные решения декоративного оформления одежды.
Физкультминутка:
А теперь немножко разомнемся:
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись!
Практический этап
Для закрепления полученных вами знаний нужно выполнить следующие задания, используя Приложение1 и 2.
Карточка-задание
1. Вводный инструктаж:
- Определить тип своей фигуры
- Определить, при помощи, каких деталей в одежде, можно скрыть возможные недостатки своей фигуры, используя подготовленные записи и рисунки.
-Зарисовать эскизы костюмов трёх основных стилей одежды для своей фигуры, и обосновать свой выбор, исходя из типа своей фигуры.
2. Текущий инструктаж
-целевые обходы рабочих мест
-выявление затруднений и помощь в выходе из них.
3. Заключительный инструктаж
Подведение итогов работы, определение лучших работ, (правильно спланированных и выполненных).
1. Создаёт атмосферу эмоционального комфорта
2. Предлагает закончить фразы высказывания :
“Я сегодня узнала...”
“Я сегодня научилась...”
“У меня вызвало трудность...”
“Я смогла помочь...”
Подведение итогов работы, определение лучших работ, (правильно спланированных и выполненных).
«Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой»
Будьте красивы не только внешне, но и внутренне!
До свидания! Спасибо за урок!
Приложение 1
Приложение 2
Как определить свой тип
У каждого силуэта есть свои характерные особенности, остается только познакомиться с описанием и сравнить со своим телосложением. Прежде чем отправиться в магазин подбирать наряды, нужно понять, к какому типу относится Ваша фигура. Выделив разные особенности телосложения, можно увидеть, что определяющие точки – это плечи, бедра и талия. Именно на них и их соотношение стоит обратить внимание, если Вы пытаетесь понять, как определить тип женской фигуры. Всего выделяют пять вариантов: «песочные часы», «груша», «треугольник», «прямоугольник», «яблоко». Разобравшись с формами, можно будет приступать к подбору одежды.
1.Тип фигуры «песочные часы» Основная задача для обладательницы типа фигуры «песочные часы» – подчеркнуть изгибы силуэта и женственность форм. С этой задачей справятся мягкие ниспадающие ткани. Крой для «песочных часов» должен иметь волнистые линии и округлые контуры. Можно использовать одежду определенного фасона:
юбки-карандаши хорошо подчеркивают хрупкую талию и изгиб бедер;
приталенные пиджаки создают акцент на линии талии, которая является преимуществом этого силуэта;
блузки и платья с драпировкой по диагонали выделяют все плюсы фигуры «песочные часы»;
юбка с запахом подчеркнет преимущества и будет хорошо сидеть, благодаря завязкам на поясе;
узоры должны иметь округлые контуры – подойдет горошек, волнистые линии, ткани с цветами;
платья-рубашки с поясом на талии создают удачный акцент для «песочных часов». Эту же функцию могут выполнять и другие декоративные элементы на линии пояса;
купальник может быть раздельным или слитным, с контрастными горизонтальными вставками или диагональными драпировками. Выигрышно будет смотреться бикини в стиле 50-х.
Женщине с типом фигуры «песочные часы» лучше отказаться от одежды прямого кроя, жестких и плотных тканей, крупных рисунков, которые могут визуально полнить. Не следует использовать принты в клетку, с четкими линиями и геометрическими мотивами.
2.Тип фигуры«груша»При покупке гардероба «грушам» нужно подбирать одежду, которая поможет уравновесить плечи и бедра между собой – подчеркнет бюст и уберет акцент с нижней части:
можно носить изделия с карманами контрастного цвета;
широкие воротники, лацканы и вырезы приветствуются для «груш»;
блузки или жакеты из ярких и блестящих материалов в сочетании с однотонными брюками или юбкой уравновесят фигуру «груша»;
также для блузок и пиджаков можно использовать подплечники, но не слишком широкие, поскольку такие плечи сейчас не в моде;
хорошо будут смотреться блузки с запахом и диагональным разрезом;
«груше» можно использовать шейные платки или большие броши в качестве акцента;
платья с отрезной талией и свободным низом маскируют бедра;
купальник для «груши» – цельный, при этом верхняя часть должна быть светлее нижней, также на груди могут присутствовать яркие и броские узоры, аппликации, рюши. Если верх купальника будет заметным и выразительным, это отвлечет внимание от бедер.
«Груше» нужно избегать обтягивающих джинсов, юбок с силуэтом «тюльпан», дополнительных деталей на нижних частях одежды. Не подойдет сочетание контрастного верха и низа, если граница между ними лежит на талии. Широкие пояса подчеркивают бедра, что в этом случае противопоказано. Яркий принт на брюках будет полнить «грушу».
3. Тип фигуры «треугольник» В отличие от «груш» здесь стоит прямо противоположная задача – нужно зрительно уменьшить плечи и сделать акцент на бедрах, чтобы тип фигуры «треугольник» выглядел пропорционально. В этом «треугольникам» поможет правильно подобранная одежда:
стоит приобретать брюки и юбки с декоративными элементами, яркими рисунками или свободным фасоном;
хорошо будут смотреться пиджаки и блузки простого покроя и спокойных тонов;
рукава «реглан» и v-образные вырезы визуально уменьшат широкие плечи «треугольника»;
можно использовать в гардеробе модели одежды, не скрывающие бедра и талию;
сочетание светлого низа и темного верха сделает пропорции фигуры «треугольник» более гармоничными;
купальники можно использовать раздельные и цельные, но важно обратить внимание на сочетание цветов. Верхняя часть должна быть сдержанной, а на уровне бедер приветствуются узоры и принты, а также объемные декоративные элементы.
Для «треугольника» не подойдет одежда с драпировками и рюшами в верхней части, обтягивающие юбки, вырезы с круглой горловиной. Противопоказаны яркие цвета и принты в области груди, двубортные модели блузок и пиджаков.
4. Тип фигуры «прямоугольник»Обладательницам типа фигуры «прямоугольник» нужно добавить в образ больше женственности и скрыть угловатые очертания. Для таких форм есть свои рекомендации:
брюки, зауженные книзу, и юбки силуэта «тюльпан» помогут «прямоугольникам» выделить талию и слегка округлить бедра;
платья прямого силуэта подчеркнут гармоничные пропорции фигуры «прямоугольник»;
стоит использовать контрастные сочетания цветов, граничащие по вертикали;
ремни и пояса помогут визуально подчеркнуть талию «прямоугольника»;
купальник может быть раздельным и слитным, но обязательно с декоративным ремешком или контрастной границей в области пояса.
Женщинам с фигурой «прямоугольник» не стоит выбирать обтягивающую одежду, вещи из струящихся тканей, модели с косым кроем.
5.Тип фигуры «Яблоко»При выборе одежды для «яблока» главная задача – вытянуть силуэт, чтобы сделать его менее округлым. Можно использовать несколько хитростей:
хорошо подойдет одежда с вертикальными швами, линиями и отделкой;
однотонные платья-футляры делают силуэт «яблока» более гармоничным;
блузки, облегающие грудь и свободные на талии, помогают подчеркнуть достоинства «яблока»;
пиджаки длиной до бедер уравновешивают фигуру;
широкие брюки с высокой или низкой талией помогают скрыть животик у «яблок»;
лучше выбирать цельные купальники.
Обладательнице фигуры «яблоко» не стоит пытаться выделить талию, используя ремни. Лучше отказаться от одежды с горизонтальными полосками, не подойдут также узкие юбки и бикини. В зависимости от типа фигуры женская одежда должна гармонично уравновешивать особенности силуэта. Используя подходящие модели, можно создать элегантный и красивый образ, скрывая все недостатк