ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ АТОМОВ МЕТАЛЛОВ. МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ
СВЯЗЬ. КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ.
Цель: закрепить умения и навыки работы с периодической системой; повторить и обобщить сведения о строении атомов металлов на основании их положения в периодической системе и строения атомов; определить основное химическое свойство металлов; рассмотреть кристаллическую структуру металлов, металлическую связь и физические свойства металлов; развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, предсказывать свойства и делать выводы, развивать навыки самообразования.
Базовые понятия и термины: атомы металлов, химическая связь, металлическая связь, восстановление; кристаллическое и аморфное состояние вещества; свойства металлов – теплопроводность, электропроводность, блеск, ковкость.
Оборудование: периодическая система, шаростержневые модели кристаллических решеток, таблица химических связей.
Урок усвоения новых знаний
Структура и содержание урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
(беседа с учащимися)
Назовите известные вам металлы
Где расположены элементы металлы в периодической системе?
Каково строение атомов металлов?
Есть ли какие закономерности в строении атомов металлов?
Металлы окисляются или восстанавливаются?
О чем говорит уравнение: Ме 0 − пе → Ме+П
Можете ли вы теперь сделать вывод об основном химическом свойстве металлов?
Сообщение темы и цели урока
Мотивация учебного процесса
На доске выписаны термины: простые, сложные вещества, высокая прочность, прозрачность, блеск, пластичность, не электропроводны, теплопроводны, вытягиваются в проволоку, но не прокатываются в лист.
Вчитайтесь в эти термины, может что-то измените, и дайте определение металлам.
Изучение нового материала
(эвристическая беседа с учащимися)
Кристаллическое и аморфное состояние вещества
Подумайте, что характерно для структуры металлов?
Что характерно для кристаллической и аморфной структуры:
Атомы, молекулы, ионы расположены в определенном порядке, образуя кристаллическую структуру геометрической формы.
Атомы и молекулы расположены беспорядочно.
Что это дает металлам?
Кристаллическая решетка металлов (рассказ учителя)
На шаростержневой модели учитель демонстрирует механизм образования кристаллической структуры металла, отмечая, что узлы решетки погружены в электронный газ.
Подумайте!
Какое значение в структуре решетки имеют свободные электроны?
Могут ли в узлах решетки находиться только атомы?
Почему структура металла прочная и не распадается?
В беседе с учащимися выясняется, что в узлах решетки могут находиться атомы и ионы, а между ними блуждают свободные электроны.
Металлическая связь
Учитель нацеливает учащихся на самостоятельное определение металлической связи
Обобщение и закрепление новых знаний
(самостоятельная работа учащихся с текстом учебника)
Ответьте на вопросы.
Что общего в строении атомов металлов?
Что общего в металлической и ковалентной связи?
Что общего в металлической и ионной связи?
Какие общие физические свойства металлов вы знаете?
Объясните их с точки зрения строения кристаллической структуры.
Подведение итогов урока
Ученики на уроке познакомились со строением атомов металлов, рассмотрели кристаллическую структуру и металлическую связь. Самостоятельно изучили общие физические свойства металлов
Домашнее задание
Выучить § и подготовить сообщение «особые физические свойства металлов»