Министр обороны РФ Белоусов Андрей Рэмович (с 14.05.2024 г.)
Урок освоения новых знаний и умений теме: «Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях социального характера»
Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России (2009 год), лауреат ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» (2016 год), учитель основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (с 2002 года – с 01.09.2024 года учитель основ безопасности и защиты Родины), в составе экспертного совета НС «Интеграции» с 2002 года
План урока
Введение
1 учебный вопрос. Законодательное обеспечение безопасности участников образовательных отношений
2 учебный вопрос. Педагогическое обеспечение безопасности участников образовательных отношений
3 учебный вопрос. Принципы воспитания и обучения личности безопасного типа в общеобразовательных организациях РФ
Заключение
Время: 45 минут.
Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
Межпредметные связи: ОБиЗР, БЖД, Конституционное право РФ, Уголовное право РФ, Административное право РФ, криминология, юридическая психология, юридическая конфликтология, общая психология, социальная психология, педагогика, педагогическая психология, обществознание.
Основная и дополнительная литература:
1.Ким С.В., Горский С.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 классы: учебник: базовый уровень. –М., 2022. С.235 – 244.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 - 9 классы: учебник: базовый уровень. В 2 частях. Часть 1. Учебное пособие. - Ю.С.Шойгу. – М., 2023. С.150 – 158.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 - 9 классы: учебник: базовый уровень. В 2 частях. Часть 1. Учебное пособие. - Ю.С.Шойгу. – М., 2023. С.69 – 77, С.150 – 158.
4. Конституция (основной закон) Российской Федерации. -М., 1994. (Ст.45).
5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277 (Ст.30).
6. Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954 (Ст.37,38 и 39).
7. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681 (Ст.24).
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 января 2020 г. N 6 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года".
11. Концепция преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы" (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 24.12.2018 N ПК-1вн).
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
13. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
14. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года". Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
15. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».
16. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
18. Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
19. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального (далее – ФГОС) общего образования».
20. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении ФГОС основного общего образования».
21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении ФГОС среднего общего образования».
22. Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования".
23. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
24. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
25. Приказ Министерства просвещение Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования".
Основные цели урока:
- расширить теоретические представления по данной проблематике;
- познать основные пути формирования личности безопасного типа в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"и Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования", Приказа Министерства просвещение Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования";
- формировать культуру безопасного образа жизни и личность безопасного типа в соответствии с требованиями Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования", Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования";
- познать алгоритм действий граждан РФ в чрезвычайных ситуациях социального характера (далее ЧС СХ), который законодатель закрепил в Приказе Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования", в Приказе Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" и Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования".
Введение
Актуальность урока.
В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании личности безопасного типа в общеобразовательных организациях РФ в соответствии с требованиями Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования", Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования".
2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
3. Комфортная и безопасная среда для жизни. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании личности безопасного типа в общеобразовательных организациях РФ в соответствии с требованиями Концепции преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы" (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 24.12.2018 N ПК-1вн).
4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
5. Цифровая трансформация.
В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании у учителей основ безопасности и защиты Родины коммуникативных компетенций. Целью Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года является совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.
Во введении учитель основ безопасности и защиты Родины (далее – ОбиЗР) обозначает место урока в курсе "Основы безопасности и защиты Родины" (далее – ОбиЗР), показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучающихся интерес к теме урока, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.
Основная часть урока. 1-й учебный вопрос. Законодательное обеспечение безопасности участников образовательных отношений
Ст. 45 Конституции Российской Федерации.
Ст. 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении».
Ст.37,38 и 39 Уголовного кодекса РФ.
Ст. 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии».
Пункт 8 ч. 1 ст. 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ».
Алгоритм реализации вышеуказанных норм права в чрезвычайных ситуациях социального характера:
-юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону;
-порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
-цель реализации права на активную необходимую оборону;
-юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии».
Учителя ОБиЗР призваны обучать и воспитывать личность безопасного типа, которая способна и готова самостоятельно добывать систему новых научных знаний, самостоятельно переводить эту систему новых научных знаний в систему новых действий, а так же способна и готова к реализации вышеуказанных норм права, способна и готова к критическому мышлению. В образовательном процессе используются следующие технологии обучения:
- технология педагогического сотрудничества;
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения.
Учитель ОБиЗР должен уметь применять следующие уровни технологии проблемного обучения.
Первый уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Педагогический работник. Наименование метода проблемного обучения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – лекции, уроки – семинары.
Второй уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Частично – поисковый. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – семинары.
Третий уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного воспитания, развития и обучения. Частично – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Практические занятия.
Четвертый уровень технологии проблемного обучения, развития, воспитания и просвещения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Школьники самостоятельно пишут проект по конкретной теме исследования – это технология проектного обучения.
Технология проектного обучения - совокупность приёмов, действий обучаемого и педагогического работника в их определённой последовательности (выбор темы исследования, объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез исследования, выбор методов исследования, сбор, анализ, исследование, обобщение и систематизация материалов исследования, достижение целей исследования в процессе решения исследовательских задач, апробация и внедрение результатов исследования в практику) в целях решения исследовательских задач и решения проблемы, лично значимой для школьника и оформленной в виде проекта.
Алгоритм реализации технологии проектного обучения:
- выбор темы исследования;
- актуальность темы исследования;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- цель исследования;
- задачи исследования;
- выбор методов исследования;
- выдвижение гипотез исследования;
- сбор, анализ, исследование, обобщение и систематизация материалов исследования;
- научная новизна исследования;
- теоретическая значимость исследования;
- практическая значимость исследования;
- апробация и внедрение результатов исследования в практику или образовательный процесс;
- защита материалов исследования;
- презентация проекта.
Реализация этих технологий зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность выполнения социального заказа государства:
- уровня профессионализма педагогических работников;
- исходного уровня знаний у участников образовательных отношений;
- субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых педагогические работники передают систему новых научных знаний детям;
- содержания материала и времени, которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового учебного материала по конкретной теме исследования.
Вывод по 1-му учебному вопросу.
Целесообразно разработать и опубликовать новые учебники по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" в соответствии с социальным заказом государства и требованиями Концепции преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы", приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования", приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" и приказа Министерства просвещение Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования".
Основная часть урока. 2-й учебный вопрос. Педагогическое обеспечение безопасности участников образовательных отношений
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета "ОБиЗР» на уровне среднего общего образования федеральная рабочая программа СОО предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: "предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать".
Автор считает, что целесообразно опубликовать в новых учебниках "ОБиЗР" и внедрять в образовательный процесс нижеуказанную универсальную структурно-логическую схему обучения, развития и воспитания личности безопасного типа.
Алгоритм действий личности безопасного типа в чрезвычайных ситуациях социального характера:
1.НЕ ПАНИКОВАТЬ.
2. ЗНАТЬ.
3. ПРЕДВИДЕТЬ ДИНАМИКУ КОНКРЕТНОЙ чрезвычайной ситуации социального характера.
4. УКЛОНИТЬСЯ ОТ КОНКРЕТНОЙ чрезвычайной ситуации социального характера, если имеется реальная возможность.
5. АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ В КОНКРЕТНОЙ чрезвычайной ситуации социального характера, если уклониться реально не возможно.
6. ПРОХОДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ К ДЕЙСТВИЯМ в чрезвычайной ситуации социального характера, чтобы не стать жертвой криминального конфликта.
Вывод по 2-му учебному вопросу.
Научной базой учебного предмета "ОБиЗР" является общая теория безопасности:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277.
Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681 и другие законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Основная часть урока. 3 учебный вопрос.
Основные принципы обучения личности безопасного типа в общеобразовательных организациях РФ:
- научности обучения граждан к действиям в экстремальных ситуациях криминогенного характера;
- опоры на подструктуру опыта личности безопасного типа;
- воспитания, развития, обучения и формирования личности безопасного типа в соответствии с социальным заказом государства;
- индивидуального подхода к личности безопасного типа;
-наглядности, надежности и прочности усвоения знаний;
- комплексности, системности, плановости и последовательности формирования личности безопасного типа;
- активности обучения личности безопасного типа;
- профессионально - прикладной направленности обучения личности безопасного типа.
Основные принципы воспитания личности безопасного типа в общеобразовательных организациях РФ:
- связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуации в РФ;
- опоры на подструктуру направленности личности безопасного типа;
- целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности безопасного типа;
- воспитания в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;
- единства между воспитанием и самовоспитанием;
- требовательности к личности безопасного типа;
- индивидуального подхода к психологической структуре личности безопасного типа;
- единства требовательности к личности безопасного типа.
Вывод по 3-му учебному вопросу.
Алгоритм воспитания и обучения личности безопасного типа законодатель закрепил в:
- приказе Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
- приказе Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования".
Заключительная часть урока. Учитель учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" подводит итог сказанному в основной части урока и делает выводы по теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа является первой попыткой разработки алгоритма действий личности безопасного типа в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Учителя учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" и школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности. Под инновационными технологиями подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий, которые должны повышать качество обучения и воспитания личности безопасного типа путем развития у обучающихся самостоятельности, используя технологии проблемного обучения, технологии проективного обучения и технологии педагогического сотрудничества, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся.
Методическая и практическая значимость урока заключается в том, что автором разработан алгоритм действий личности безопасного типа в чрезвычайных ситуациях социального характера, алгоритм воспитания и обучения личности безопасного типа в общеобразовательных организациях РФ и основные пути формирования личности безопасного типа в образовательных организациях РФ.
Задачи урока призваны способствовать формированию единообразного подхода к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Алгоритм реализации ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в чрезвычайных ситуациях социального характера соответствует действующему законодательству РФ.
Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - национальные цели):
а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) экологическое благополучие;
д) устойчивая и динамичная экономика;
е) технологическое лидерство;
ж) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности":
а) создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
б) увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тыс. человек;
в) увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов;
г) увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов;
д) увеличение к 2030 году доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов;
е) обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся;
ж) обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к 2030 году и не менее 80 процентов таких проектов к 2036 году;
з) повышение к 2030 году удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества;
и) формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
Цель урока – это вклад в систематизацию дидактических компонентов тематических линий в учебных изданиях (печатных, электронных, цифровых) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности ее избегать → при необходимости действовать со знанием дела» (статья 2 часть 2 абзац 5 Концепции преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы" (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 24.12.2018 N ПК-1вн)).
Задание на дом: выучить и знать ст.45 Конституции РФ, а также прочитать в учебнике Основы безопасности жизнедеятельности. 8 - 9 классы: учебник: базовый уровень. В 2 частях. Часть 1. Учебное пособие. - Ю.С.Шойгу. – М., 2023. С.150 – 158 и в учебнике Основы безопасности жизнедеятельности. 8 - 9 классы: учебник: базовый уровень. В 2 частях. Часть 2. Учебное пособие. - Ю.С.Шойгу. – М., 2023. С.69 – 77, С.150 – 158.
Ответы на вопросы обучающихся.
Учитель учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" отвечает на вопросы школьников.
Рефлексия:
- сегодня на уроке я узнал…
- сегодня на уроке я понял…
- сегодня на уроке я решил…
Закрепление полученной информации.
Первичная проверка понимания урока.
Первичное закрепление новых знаний на уроке.
Тест
Проверка уровня знаний обучающихся учителем учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины".
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
Какие чрезвычайные ситуации социального характера законодатель закрепил в ст.37 УК РФ?
1. Чрезвычайные ситуации социального характера пресечения нападения правонарушителей.
2. Чрезвычайные ситуации социального характера уголовно-правового задержания правонарушителей.
3. Чрезвычайные ситуации социального характера устранения источников опасности.
Ответ
Чрезвычайные ситуации социального характера пресечения нападения правонарушителей
Какие Вы знаете три порядка реализации ст.45 Конституции РФ в чрезвычайных ситуациях социального характера?
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
Ответ
1.Только после предупреждения правонарушителей
2. Только без предупреждения правонарушителей
3. Не только без предупреждения правонарушителей, но и при этом используя фактор внезапности, переключая их внимание, усыпляя бдительность
Какие объекты уголовно – правовой охраны законодатель закрепил в части 1 статьи 24 ФЗ РФ «Об оружии»?
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
Ответ
1. Жизнь
2. Здоровье
3.Собственность
Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в чрезвычайных ситуациях социального характера для граждан РФ является:
1. Субъективным правом
2. Общественным долгом
3. Моральной обязанностью
4. Юридической обязанностью
Ответ
1. Субъективным правом
2. Общественным долгом
3. Моральной обязанностью
Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.18 – 24 ФЗ РФ «О полиции» в чрезвычайных ситуациях социального характера для сотрудников полиции является:
1. Субъективным правом
2. Общественным долгом
3. Моральной обязанностью
4. Юридической обязанностью.
Ответ
4. Юридической обязанностью
Какой Вы знаете алгоритм реализации вышеуказанных норм права в чрезвычайных ситуациях социального характера?
Ответ
-юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону;
-порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
-цель реализации права на активную необходимую оборону;
-юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии».
Какие Вы знаете основные пути формирования личности безопасного типа в образовательных организациях РФ?
Ответ
Какие Вы знаете компоненты частной методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины"?
Ответ
Частная методика преподавания учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" должна включать семь основных нижеуказанных компонентов, которые находятся в тесной диалектической взаимосвязи между собой.
| ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБиЗР |
Чему учить (содержание обучения) учителей ОБиЗР РФ? Как учить (выбор форм и методов обучения) ? 6 | Исходный уровень научных знаний у учителей ОБиЗР РФ в области личной и общественной безопасности 5 | Объектные, субъектные и обстановочные условия, в которых решаются проблемные ситуации и задачи, а также реальные возможности учителей ОБиЗР РФ их самостоятельно решать 4 | Уровень профессиональной обученности и психологической подготовленности учителя ОБиЗР РФ к решению проблемных ситуаций и задач 3 |
2 Близкие, средние и далёкие перспективные цели учителей ОБиЗР: а) – перед собой; б) – перед коллективом ОО, обществом и государством |
Экономические, политические, правовые условия развития общества и криминогенная ситуация в РФ, а также социальный заказ государства для учителей ОБиЗР РФ (основ безопасности и защиты Родины) |
Какие Вы знаете уровни технологии проблемного обучения?
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
Ответ
Уровни проблемного обучения | Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? | Кто создаёт проблемную ситуацию? | Кто решает проблемную ситуацию? | Наименование метода проблемного обучения | Наименование разновидностей форм обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Первый уровень | Учитель ОБиЗР | Учитель ОБиЗР | Учитель ОБиЗР | Проблемное изложение | Синтез форм обучения |
Второй уровень | Учитель ОБиЗР | Учитель ОБиЗР | Школьники с помощью учителя ОБиЗР | Частично - поисковый | Синтез форм обучения |
Третий уровень | Учитель ОБиЗР | Учитель ОБиЗР | Школьники самостоятельно | Частично – исследовате-льский | Синтез форм обучения |
Четвёртый уровень | ШКОЛЬНИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО | Учебно – исследовательский | Технология проектного обучения |
Какие Вы знаете уровни технологии проблемного обучения?
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
Ответ
Уровни технологии проблемного обучения
Первый уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Педагогический работник. Наименование метода проблемного обучения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – лекции, уроки – семинары.
Второй уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного обучения. Частично – поисковый. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – семинары.
Третий уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Частично – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Практические занятия.
Четвертый уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Школьники самостоятельно пишут проект по конкретной теме (технология проектного обучения).
Рефлексия
1. Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
2. Как Вы думаете, пригодятся ли новые знания, полученные сегодня на уроке, в реальной жизни?
3. Согласны ли Вы с тем, что необходимо проходить профессионально-психологическую подготовку к действиям в ЧС социального характера?
4. Какие Вы знаете основные правила личности безопасного типа?
32