СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок открытия нового знания по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Пьеса и её характерные признаки»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать представление о литературном жанре «пьеса», определить её характерные признаки;

2) тренировать умение различать разные литературные жанры.

Просмотр содержимого документа
«Урок открытия нового знания по литературному чтению 3 класс»

Литературное чтение, 3класс

Тема: «Пьеса и её характерные признаки»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать представление о литературном жанре «пьеса», определить её характерные признаки;

2) тренировать умение различать разные литературные жанры.

Материал к занятию

Демонстрационный материал: 1) песенка Элли; 2) эталоны литературных жанров;

3) план работы.

Раздаточный материал: эталоны литературных жанров в разрезанном на карточки виде (для каждой группы); 2) карточка для самостоятельной работы; 3) отрывки произведений для работы в парах.



Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песенка Элли из м/ф «Волшебник Изумрудного города». («Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной…»)

− Какой литературный герой исполняет эту песенку?

− Из какого произведения эта героиня?

− К какому литературному жанру относится это произведение?

− Сегодня на уроке речь пойдет о литературных жанрах.

− Какой казалась дорога в Изумрудный город героям произведения?

− Смогла ли Элли с друзьями преодолеть трудности?

− Вы на уроках встречались с трудностями?

− На каком этапе учебной деятельности это происходит?

− Какой второй шаг вы должны пройти?

− Сегодня вы будете работать по группам. Постарайтесь не нарушать принятые правила работы в группах.

2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− Назовите, какие литературные жанры вы знаете? (Сказки, былины, загадки, рассказы, повести….)

− Сегодня на уроке вы будете работать только с некоторыми литературными жанрами. Прочитайте их названия на доске. (Сказка, рассказ, стихотворение, повесть.)

− Достаньте из своих конвертов карточки и составьте пары:

Рассказ.

Признаки рассказа:

Повесть.

Признаки повести:

Сказка.

Признаки сказки:






Стихотворение.

Признаки стихотворения:








1.Проза.

2. Описан один эпизод из жизни героев.

3. Небольшой объем.

4. Немного героев.


1. Вымысел.

2. Повторы.

3. Особое построение

4. Добро побеждает зло.











1. Проза.

2. Описан большой отрезок времени из жизни героев. Много событий.

3. Большой объем. Деление на главы.

4. Много героев.



1. Рифма.

2. Ритм.

3. Передается настроение и чувства героев.










Дети работают в группах.

− Проверьте с помощью наших эталонов на доске, правильно ли вы выполнили задание. На доске открывается эталон, дети в группе проверяют:

Рассказ

Признаки рассказа:

  1. Проза.

  1. Описан один эпизод из жизни героев.

  1. Небольшой объем.

  1. Немного героев.



Сказка

Признаки сказки:

  1. Вымысел.

  1. Повторы.

  1. Особое построение.

  1. Добро побеждает зло.



Стихотворение.

Признаки стихотворения:

  1. Рифма.

  1. Ритм.

  1. Передается настроение и чувства героев.













Повесть

Признаки повести:

  1. Проза.

  1. Описан большой отрезок времени из жизни героев. Много событий.

  1. Большой объем. Деление на главы.

  1. Много героев.




















− Теперь достаньте следующий набор карточек, на которых написаны отрывки из литературных произведений. Определите в группе и запишите, к какому жанру относится данный отрывок.

Каждой группе достается 1 отрывок. Даны отрывки из стихотворной сказки, повести, рассказа, стихотворения. Предлагаемые варианты: А.С. Пушкин, отрывок из Сказки о рыбаке и рыбке; рассказа Драгунского «Англичанин Павля»; повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»; стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает».

− Проверим, что у вас получилось.

Группа зачитывает свой отрывок, называет жанр и обосновывает свой ответ.

− Что помогло вам правильно определить жанр в отрывке произведения? (Эталон, признаки жанра.)

− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили жанры литературных произведений и их признаки.)

− С какой целью повторили? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

− Какое задание вы сейчас получите? (Пробное задание.)

− Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, чего мы еще не знаем.)

− Определите, используя эталоны, к какому литературному жанру относится следующий отрывок. На работу вам отводится 2 минуты.

Дети на индивидуальных карточках получают отрывок из стихотворной пьесы Маршака «Кошкин дом».

− Кто не смог определить жанр данного отрывка?

− Какое у вас затруднение? (Я не смог определить литературный жанр предложенного отрывка.)

− Кто определил жанр отрывка? Обоснуйте свой выбор.

− Какое у вас затруднение? (Я не могу обосновать свой выбор.)

3 Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы выполняли? (Мы должны были определить по известным признакам жанр литературного произведения.)

− Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем название и признаков данного литературного произведения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Что вы будете делать с затруднением? (Будем его преодолевать.)

− Чтобы преодолеть затруднение, что надо сделать сначала? (Надо поставить цель.)

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Мы должны узнать, как называется новый литературный жанр и какими признаками он обладает.)

− Какими способами вы можете найти ответ на наш вопрос? (Спросить у взрослого, прочитать в книге, найти ответ в Интернете, понаблюдать.)

− Сегодня я предлагаю вам поработать с учебником. Составим план, по которому вы будете преодолевать затруднение. Если вы работаете с учебником, что надо сделать?

Учащиеся предлагают свои варианты плана, скорректированный план вывешивается на доску:

1. Прочитать текст в учебнике.

2. Выбрать необходимую информацию.

3. Найти название нового жанра и его признаки.

4. Составить эталон.







5. Реализация проекта выхода из затруднения.

− В группах, следуя плану, найдите с помощью учебника выход из затруднения.

Дети работают в группах с текстом учебника и планшеткой.

− Сравним ваши работы.

Работу каждой группы представляет один ученик, и листы вывешиваются на доске.

− Удалось ли нам преодолеть затруднение?

− Сможете ли вы теперь выполнить пробное задание?

− К какому же жанру относится это произведение? (Пьеса.)

− Назовите признаки пьесы.

Эталон вывешивается на доску:


Признаки пьесы:

1. Действующие лица, роли.

2. Разбиение на картины, действия.

3. Ремарки.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

− Какой следующий шаг на уроке?

− Вам в паре даны два отрывка из литературных произведений.

Сказка «Двенадцать месяцев» и нестихотворный вариант пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

− Определите, какой отрывок является пьесой, и докажите свое мнение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− На карточках, которые вы получили, записаны только признаки пьесы. Если вы не согласны, то исправьте ошибки в таблице: зачеркните лишнее.

Признаки пьесы:

1. Действующие лица. Роли.

2. Ремарки.

3. Ритм.

4. Большой объем. Деление на главы.

5. Проза.

6. Особое построение.

7. Разбиение на картины, действия.




















После выполнения задания учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.

− У кого задание вызвало затруднение?

− Какие признаки не зачеркнули?

− Над чем необходимо поработать?

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Сегодня мы с вами начинаем работать с произведением С. Я. Маршака «Про козла».

− К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ надо обосновать.

Учитель распределяет роли между хорошо читающими детьми и организует чтение по ролям. Далее проводится работа по тексту и в тетрадях по усмотрению учителя.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− С каким затруднением вы столкнулись на уроке?

− Смогли преодолеть свое затруднение?

− Что вам помогло в этом?

− Какое новое знание и умение вы приобрели на уроке?

− Можете вы сказать, что были сегодня в учебной деятельности? Докажите.

− Оцените свою работу на уроке.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!