Литературное чтение, 3класс
Тема: «Пьеса и её характерные признаки»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать представление о литературном жанре «пьеса», определить её характерные признаки;
2) тренировать умение различать разные литературные жанры.
Материал к занятию
Демонстрационный материал: 1) песенка Элли; 2) эталоны литературных жанров;
3) план работы.
Раздаточный материал: эталоны литературных жанров в разрезанном на карточки виде (для каждой группы); 2) карточка для самостоятельной работы; 3) отрывки произведений для работы в парах.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит песенка Элли из м/ф «Волшебник Изумрудного города». («Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной…»)
− Какой литературный герой исполняет эту песенку?
− Из какого произведения эта героиня?
− К какому литературному жанру относится это произведение?
− Сегодня на уроке речь пойдет о литературных жанрах.
− Какой казалась дорога в Изумрудный город героям произведения?
− Смогла ли Элли с друзьями преодолеть трудности?
− Вы на уроках встречались с трудностями?
− На каком этапе учебной деятельности это происходит?
− Какой второй шаг вы должны пройти?
− Сегодня вы будете работать по группам. Постарайтесь не нарушать принятые правила работы в группах.
2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− Назовите, какие литературные жанры вы знаете? (Сказки, былины, загадки, рассказы, повести….)
− Сегодня на уроке вы будете работать только с некоторыми литературными жанрами. Прочитайте их названия на доске. (Сказка, рассказ, стихотворение, повесть.)
− Достаньте из своих конвертов карточки и составьте пары:
Рассказ.
Признаки рассказа:
Повесть.
Признаки повести:
Сказка.
Признаки сказки:
Стихотворение.
Признаки стихотворения:
1.Проза. |
2. Описан один эпизод из жизни героев. |
3. Небольшой объем. |
4. Немного героев. |
1. Вымысел. |
2. Повторы. |
3. Особое построение |
4. Добро побеждает зло. |
1. Проза. |
2. Описан большой отрезок времени из жизни героев. Много событий. |
3. Большой объем. Деление на главы. |
4. Много героев. |
1. Рифма. |
2. Ритм. |
3. Передается настроение и чувства героев. |
Дети работают в группах.
− Проверьте с помощью наших эталонов на доске, правильно ли вы выполнили задание. На доске открывается эталон, дети в группе проверяют:
Рассказ Признаки рассказа: |
Проза. |
Описан один эпизод из жизни героев. |
Небольшой объем. |
Немного героев. |
Сказка Признаки сказки: |
Вымысел. |
Повторы. |
Особое построение. |
Добро побеждает зло. |
Стихотворение. Признаки стихотворения: |
Рифма. |
Ритм. |
Передается настроение и чувства героев. |
Повесть Признаки повести: |
Проза. |
Описан большой отрезок времени из жизни героев. Много событий. |
Большой объем. Деление на главы. |
Много героев. |
− Теперь достаньте следующий набор карточек, на которых написаны отрывки из литературных произведений. Определите в группе и запишите, к какому жанру относится данный отрывок.
Каждой группе достается 1 отрывок. Даны отрывки из стихотворной сказки, повести, рассказа, стихотворения. Предлагаемые варианты: А.С. Пушкин, отрывок из Сказки о рыбаке и рыбке; рассказа Драгунского «Англичанин Павля»; повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»; стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает».
− Проверим, что у вас получилось.
Группа зачитывает свой отрывок, называет жанр и обосновывает свой ответ.
− Что помогло вам правильно определить жанр в отрывке произведения? (Эталон, признаки жанра.)
− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили жанры литературных произведений и их признаки.)
− С какой целью повторили? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
− Какое задание вы сейчас получите? (Пробное задание.)
− Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, чего мы еще не знаем.)
− Определите, используя эталоны, к какому литературному жанру относится следующий отрывок. На работу вам отводится 2 минуты.
Дети на индивидуальных карточках получают отрывок из стихотворной пьесы Маршака «Кошкин дом».
− Кто не смог определить жанр данного отрывка?
− Какое у вас затруднение? (Я не смог определить литературный жанр предложенного отрывка.)
− Кто определил жанр отрывка? Обоснуйте свой выбор.
− Какое у вас затруднение? (Я не могу обосновать свой выбор.)
3 Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы выполняли? (Мы должны были определить по известным признакам жанр литературного произведения.)
− Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем название и признаков данного литературного произведения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Что вы будете делать с затруднением? (Будем его преодолевать.)
− Чтобы преодолеть затруднение, что надо сделать сначала? (Надо поставить цель.)
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Мы должны узнать, как называется новый литературный жанр и какими признаками он обладает.)
− Какими способами вы можете найти ответ на наш вопрос? (Спросить у взрослого, прочитать в книге, найти ответ в Интернете, понаблюдать.)
− Сегодня я предлагаю вам поработать с учебником. Составим план, по которому вы будете преодолевать затруднение. Если вы работаете с учебником, что надо сделать?
Учащиеся предлагают свои варианты плана, скорректированный план вывешивается на доску:
1. Прочитать текст в учебнике.
2. Выбрать необходимую информацию.
3. Найти название нового жанра и его признаки.
4. Составить эталон.
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
− В группах, следуя плану, найдите с помощью учебника выход из затруднения.
Дети работают в группах с текстом учебника и планшеткой.
− Сравним ваши работы.
Работу каждой группы представляет один ученик, и листы вывешиваются на доске.
− Удалось ли нам преодолеть затруднение?
− Сможете ли вы теперь выполнить пробное задание?
− К какому же жанру относится это произведение? (Пьеса.)
− Назовите признаки пьесы.
Эталон вывешивается на доску:
Признаки пьесы: |
1. Действующие лица, роли. |
2. Разбиение на картины, действия. |
3. Ремарки. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Какой следующий шаг на уроке?
− Вам в паре даны два отрывка из литературных произведений.
Сказка «Двенадцать месяцев» и нестихотворный вариант пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
− Определите, какой отрывок является пьесой, и докажите свое мнение.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− На карточках, которые вы получили, записаны только признаки пьесы. Если вы не согласны, то исправьте ошибки в таблице: зачеркните лишнее.
Признаки пьесы: |
1. Действующие лица. Роли. |
2. Ремарки. |
3. Ритм. |
4. Большой объем. Деление на главы. |
5. Проза. |
6. Особое построение. |
7. Разбиение на картины, действия. |
После выполнения задания учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.
− У кого задание вызвало затруднение?
− Какие признаки не зачеркнули?
− Над чем необходимо поработать?
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Сегодня мы с вами начинаем работать с произведением С. Я. Маршака «Про козла».
− К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ надо обосновать.
Учитель распределяет роли между хорошо читающими детьми и организует чтение по ролям. Далее проводится работа по тексту и в тетрадях по усмотрению учителя.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− С каким затруднением вы столкнулись на уроке?
− Смогли преодолеть свое затруднение?
− Что вам помогло в этом?
− Какое новое знание и умение вы приобрели на уроке?
− Можете вы сказать, что были сегодня в учебной деятельности? Докажите.
− Оцените свою работу на уроке.
4