СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Озёра, пруды, болота. Байкал - жемчужина России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - изучение нового материала. На уроке используются современные технологии. Учащиеся находят информацию в разных источниках, делятся ею, работая в группах. Используется дифференцированный подход.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

1. Организационный момент. 1 мин.

- Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём. Слайд 1.


2. Актуализация знаний. 1 мин.


– Для того, чтобы вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку:

На свете нет её сильней,

На свете нет её вольней
В руках её не удержать
И на коне не обогнать. (Река)

– Правильно. На прошлом уроке мы с вами говорили о реках.


3. Проверка домашнего задания. 5 мин.


Проверим, как вы усвоили прошлую тему. Итак, блицтурнир. За каждый правильный ответ можете нарисовать себе капельку в листке достижений.

-     Река, на которой стоит столица нашей Родины. (Москва)

-Река в нашей местности, впадающая в Волгу? (Илеть)

– Естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле.(река)

--Какими бывают реки? (горные и равнинные)

– Как называется начало реки? (исток)

– Как называется место впадения реки в море, озеро или другую реку? (устье)

А как называются реки поменьше, которые вливаются в другую реку? (притоки)

-Как образуются родники? (Подземные воды из рек и озёр иногда выходят на поверхность земли, образуя родники).

– Чем же важны реки для человека? (Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию, служат местами отдыха)


- Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верите ли вы, что». У каждого на парте лежит листок с утверждениями. Вы читаете утверждение и если вы с ним согласны то рядом ставите знак +, если не согласны знак – , если сомневаетесь, ставьте ? . А в конце урока ещё раз проверим свои предположения.


Верите ли вы, что:

Части реки – это исток, русло, устье, приток. (+)

На вкус речная вода соленая.(-)

Пресная вода есть только в реках.(-)

Углубления для озер выкопали люди.(-)

Самое большое озеро на планете – Байкал.(-)

Если вся пресная вода на нашей планете исчезнет, то люди всей Земли смогут прожить на байкальской воде около 40 лет.(+)

Более половины обитателей озера Байкал являются эндемиками.(+)

На болотах обитают болотные кикиморы и лешие.(-)

Без болот реки пересохнут.(+)


- Что такое эндемики? Будьте внимательны на уроке, на одном из этапов урока вы найдёте ответ на этот вопрос.

4. Введение в тему урока. 3 мин.

Сегодня мы отправимся туда,

где чистая плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

кроссворд этот надо разгадать! Слайд 2.


(На доске заранее заготовлен кроссворд)

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон (овраг)

2. Прибор для определения сторон горизонта (компас)

3. Нижняя часть горы, холма (подошва)

4. Есть у оврага, холма, горы (склон)

5. У какого дерева кора с южной стороны белее и чище, чем с северной (берёза)

6. Форма поверхности (холм)

7. Север, юг, запад, восток – это основные… (стороны горизонта)

У. – (Какое слово получилось в выведенной строке) (водоёмы)




о

в

р

а

г


к

о

м

п

а

с


п

о

д

о

ш

в

а


с

к

л

о

н



б

е

р

ё

з

а

х

о

л

м


с

т

о

р

о

н

ы


- Вспомните, какие бывают водоёмы по происхождению? ( Водоёмы бывают искусственными и естественными. Естественные водоёмы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.)


Давайте разделим названные водоёмы на две группы.

На доске вывешиваются таблицы.

Естественные Искусственные

океан канал

море водохранилище

озеро пруд

река

болото


- С какими водоёмами мы ещё не знакомились? Передвиньте эти карточки в 3 группу. А теперь кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? Слайд 3.


-Озеро, пруд, болото. 5 мин.

- Сегодня мы разделимся на 4 группы:

1. озеро

2. пруд

3. болото

4. озеро Байкал



Для каждой группы на листочке дан ряд вопросов. Чтобы ответить на них, надо поработать с учебником.

  1. - Что такое озеро?

- Как образуются озера?

- Самое большое и самое глубокое озера России. (Самое большое озеро Каспийское, самое глубокое – озеро Байкал). Слайд 4,5.

- Показать на карте самые крупные озёра. (Онежское, Ладожское)

- Назовите озёра нашего национального парка Марий Чодра. (Глухое, Кичиер, Яльчик, Мушан-Ер, Кожласолинское) Слайд 6,7.

Слабый ученик рисует озеро пластелином.


  1. - Что такое пруд?( Пруд - искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыб).

- Для чего создаются пруды? Слайд 8,9.

- Обитатели прудов. (рыбы: карпы, форель, водоплавающие птицы)

- Интересные факты о прудах. (Знаменитые Чистые пруды города Москвы в 17 веке называли Погаными. Существует легенда: во время становления Москвы рядом было село. Однажды сюда приехал князь Юрий Долгорукий, но хозяин не оказал ему должного уважения и приёма, за что и был убит свитой знатного гостя. Тело хозяина сбросили в пруд, который после этого стал называться Поганым. Переименовал их в Чистые пруды в конце 17 века князь Александр Меньшиков.)


Слабый ученик рисует пруд.

  1. - Что такое болото, для чего нужны болота?( Болота участвуют в накоплении влаги, на многих из них располагаются прекрасные охотничьи угодья, ягодники и участки для сбора грибов.) Слайд 10, 11.


- Обитатели болот. (лягушки, цапля, утки)

- Что растёт на болоте? (камыш, клюква, голубика, мох-сфагнум)

- Интересные факты о болотах. Слайд 12.

Слабый ученик делает аппликацию болота.

Люди издавна сторонились болот, называя их «гиблым местом» и рассказывали друг другу страшные истории про болотных кикимор и леших. Возникновению таких легенд немало способствовали так называемые, болотные или блуждающие огоньки — перемещающиеся вспышки света в осенние ночи на болотах. Однако ученые нашли объяснение этому явлению. Оказалось, что при гниении растительных остатков на болоте образуется специальный газ. Когда этот газ вырывается из глубины болота на поверхность, то от соприкосновения с воздухом он тут же вспыхивает.

Физкультминутка. 2 мин.

На экране слайд с изображением детёныша байкальской нерпы и слова «Помогите мне найти мою маму» Слайд 13.


- Ребята, кто это такой?

- Интересно, где живет этот зверек, где искать его маму.

- Смотрите, здесь записка: «Мой дом – самое глубокое озеро на Земле».

- Кто – нибудь знает, как называется это озеро?

- Правильно, Байкал. Слайд 14.

- Вы готовы помочь малышу?

- Перед тем как отправится в путь, надо узнать, где находится озеро Байкал.


Об этом нам расскажет 4 группа. (3 мин.)

4.- Почему Байкал называют колодцем нашей планеты?

- Как образовалось озеро Байкал. (Показать Байкал на карте)

- На что похож этот водоём. (На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Берега Байкала окружены горными хребтами. Вдоль западного берега Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С востока Байкал окантован Баргузинским хребтом.) Слайд 15,16.


- Обитатели Байкала. (Известно 1200 видов животных, обитающих на Байкале. байкальская нерпа; рыбка – голомянка; омуль; бычки; рачки; ветвистые губки) Слайд 17.



Учитель: В озеро впадает 336 рек и речек, а вытекает одна река – Ангара.

– Обратите внимание, на середине озера, какой – то камень, так вот – существует легенда, откуда появился этот камень в этом месте. Слайд 18.


Звучит музыка(3 мин)

Легенда

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла — светлее неба, ночью — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы — гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?» Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному — красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…» Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень - вода хлынет и зальет всю землю».

- Шаман-камень — реально существующий обломок скалы в истоке Ангары. Ранее на ней действительно оставляли на ночь провинившихся в наказание. Считалось, если воды священного озера не поглотили страдальца — он не виновен.

- Эта одна из тысячи легенд, сложенных про Байкал, но самая известная.

Фильм про Байкал. (3 мин)

- Озеро Байкал называют жемчужиной России. И это действительно так. Байкал – уникальное творение природы. Байкал называют озером превосходной степени, то есть самый, самый.


- А теперь опять работа по группам. (4 мин.)

- Сейчас вы получите высказывания, вы должны выбрать из них те, которые доказывают, что Байкал самый, самый. Когда будете готовы, поднимите руку. Мы составим интеллектуальную карту, но только на магнитной доске.

(Пока дети думают, повесить картинку с изображением Байкала, потом добавить фотографии).


- Показать работы учеников (рисунки, аппликации).

- Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: что такое эндемики?

Являются эндемиками, то есть больше нигде в мире не встречаются.

К числу эндемиков относятся: байкальская нерпа; рыбка – голомянка; омуль; бычки; рачки; ветвистые губки. (сопрвождается кадрами)


- А теперь вернёмся к игре «Верите ли вы, что». (2 мин.)

Верите ли вы, что:

Части реки – это исток, русло, устье, приток. (+)

На вкус речная вода соленая.(-)

Пресная вода есть только в реках.(-)

Углубления для озер выкопали люди.(-)

Самое большое озеро на планете – Байкал.(-)

Если вся пресная вода на нашей планете исчезнет, то люди всей Земли смогут прожить на байкальской воде около 40 лет.(+)

Более половины обитателей озера Байкал являются эндемиками.(+)

На болотах обитают болотные кикиморы и лешие.(-)

Без болот реки пересохнут.(+)



- Правильность проверить сразу (можно ответить хором).




Ответьте на вопросы. (1 мин.)

Где находится озеро Байкал? (В Москве; В Иркутской области; В Казани.)

Что окружает Байкал? (Холмы; Равнины; Горные хребты.)

Что такое Шаман – камень? (Обломок скалы в истоке Ангары;)

Река, вытекающая из Байкала; ( Ангара)

Эндемики Байкала. (байкальская нерпа; рыбка – голомянка; омуль; бычки; рачки; ветвистые губки)


Подведение итогов урока. (3 мин)

Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке.

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал …

Мне хотелось бы похвалить …

- Закончите ещё одно предложение: Я хочу побывать на Байкале потому, что……

-Подсчитайте свои капельки. (оценивание детей).

Домашнее задание: Слайд 19.

  1. Собрать информацию об озере Байкал, оформить в виде реферата.

  2. Для самых творческих найти стихи о Байкале, составить кроссворд или ребусы.

- Кому понравился урок, прикрепите свои капельки на доску. Слайд 20.


Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта 2 в класс.»

Окружающий мир

ОС «Гармония», 2 в класс, учитель Фецюх Н.М. МОУ «Красногорская СОШ №2»

Тема: «Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планет: озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с красотой водоёмов.

Задачи:

1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2. Формировать умения работать в паре с графической информацией, формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- освоение личностного смысла учения.

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

- определение плана выполнения заданий под руководством учителя.

- осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы;

- развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий (саморегуляция).

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения и группировки объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи);

участие в диалоге; развитие умений слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.


Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, лист оценки.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая (физминутка, посадка во время работы).

  2. Технология проблемного обучения (при определении темы урока).

  3. Групповая и индивидуальная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление).

  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация).

  5. Технология критического мышления.

  6. Технология Майндмепинг.

Цели для ученика



1. Познакомиться с пресными водоёмами.

2. Узнать, почему Байкал называют жемчужиной России.

3. Уметь самостоятельно находить информацию по учебнику и из дополнительных источников.

Цели для учителя



Образовательные: показать учащимся многообразие пресных водоёмов

Развивающие: способствовать мотивации учащихся к изучению водоёмов; формировать умение логически грамотно высказывать свою точку зрения и слушать мнение собеседника

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным просторам

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Форма урока

беседа


Опорные понятия, термины


Новые понятия

эндемики


Формы контроля

блицтурнир, фронтальный опрос, групповая работа,

лист самооценки «Волшебные капельки»




















Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Формируемые УУД

Организация начала урока












1

Проверка готовности учеников, их настроя на работу

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

Слайд 1.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

-устанавливать причинно-следственные связи.

Проверка домашнего задания












8

Проверка знаний изученного материала

Ребята, я вчера развесила карточки к уроку, но за ночь ветер их перепутал. Давайте разделим их на две группы.

Формы земной поверхности:

склон

подошва

вершина

гора

холм

Водоёмы

устье

русло

приток

исток


– Для того, чтобы вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку:

На свете нет её сильней,

На свете нет её вольней
В руках её не удержать
И на коне не обогнать. (Река)

– Правильно. На прошлом уроке мы с вами говорили о реках.

3. Проверка домашнего задания.

Проверим, как вы усвоили прошлую тему. Итак, блицтурнир. За каждый правильный ответ можете нарисовать себе капельку в листке достижений.

-     Река, на которой стоит столица нашей Родины. (Москва)

Естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле.(река)



--Какими бывают реки? (горные и равнинные)



– Как называется начало реки? (исток)

– Как называется место впадения реки в море, озеро или другую реку? (устье)

– А как называются реки поменьше, которые вливаются в другую реку? (притоки)

– Чем же важны реки для человека? (Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию, служат местами отдыха)













- Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верите ли вы, что». У каждого на парте лежит листок с утверждениями. Вы читаете утверждение и если вы с ним согласны то рядом ставите знак +, если не согласны знак – , если сомневаетесь, ставьте ? . А в конце урока ещё раз проверим свои предположения.



Верите ли вы, что:

Части реки – это исток, русло, устье, приток.

На вкус речная вода соленая.

Пресная вода есть только в реках.

Углубления для озер выкопали люди.

Самое большое озеро на планете – Байкал.

Если вся пресная вода на нашей планете исчезнет, то люди всей Земли смогут прожить на байкальской воде около 40 лет.

Более половины обитателей озера Байкал являются эндемиками.

На болотах обитают болотные кикиморы и лешие.

Без болот реки пересохнут.



- Будьте внимательны на уроке, на одном из этапов урока вы найдёте ответ на этот вопрос.




Формулирует задачи и настрой учащихся на проверку домашнего задания, Контролирует выполнение теста-игры.

Повторяют и закрепляют пройденный материал.

И

Регулятивные:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.




– Как называется начало реки? (исток)

– Как называется место впадения реки в море, озеро или другую реку? (устье)

– А как называются реки поменьше, которые вливаются в другую реку? (притоки)

– Чем же важны реки для человека? (Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию, служат местами отдыха)

- Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верите ли вы, что». У каждого на парте лежит листок с утверждениями. Вы читаете утверждение и если вы с ним согласны то рядом ставите знак +, если не согласны знак – , если сомневаетесь, ставьте ? . А в конце урока ещё раз проверим свои предположения.

Верите ли вы, что:

Части реки – это исток, русло, устье, приток.

На вкус речная вода соленая.

Пресная вода есть только в реках.

Углубления для озер выкопали люди.

Самое большое озеро на планете – Байкал.

Если вся пресная вода на нашей планете исчезнет, то люди всей Земли смогут прожить на байкальской воде около 40 лет.

Более половины обитателей озера Байкал являются эндемиками.

На болотах обитают болотные кикиморы и лешие.

Без болот реки пересохнут.

Будьте внимательны на уроке, на одном из этапов урока вы найдёте ответ на этот вопрос.



- Будьте внимательны на уроке, на одном из этапов урока вы найдёте ответ на этот вопрос.






Подготовка учаП Подготовка учащихся к усвоению нового материала










3

Подведение учащихся к формулирова-

нию

темы и постановке

задач урока.

Постановка задач урока.

Сегодня мы отправимся туда,

где чистая плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

кроссворд этот надо разгадать! Слайд 2.


(На доске заранее заготовлен кроссворд)

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон (овраг)

2. Прибор для определения сторон горизонта (компас)

3. Нижняя часть горы, холма (подошва)

4. Есть у оврага, холма, горы (склон)

5. У какого дерева кора с южной стороны белее и чище, чем с северной (берёза)

6. Форма поверхности (холм)

7. Север, юг, запад, восток – это основные… (стороны горизонта)

У. – (Какое слово получилось в выведенной строке) (водоёмы)

Вспомните, какие бывают водоёмы? ( Водоёмы бывают искусственными и естественными. Естественные водоёмы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.)

Давайте разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению.

На доске вывешиваются таблицы.

Естественные Искусственные

океан канал

море водохранилище

озеро пруд

река болото

- С какими водоёмами мы ещё не знакомились? Может кто-то может назвать тему сегодняшнего урока?

Слайд 3.

-Озеро, пруд, болото.






Нацеливает учащихся на выбор правильного поведения в природе.

Анализируют ситуацию, выбирают правила поведения в природе.

Ф

Регулятивные:

-принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки.

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Познавательные:

- строит речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

Изучение нового материала









Изучение нового материала

11

Знакомство учащихся с пресными водоёмами и озером Байкал.

Сегодня мы разделились на 4 группы:

1. озеро

2. пруд

3. болото

4. озеро Байкал

Для каждой группы на листочке дан ряд вопросов. Чтобы ответить на них, надо поработать с учебником.

  1. Что такое озеро?

Как образуются озера?

Самое большое и самое глубокое озера России. Слайд 4,5.

Интересные факты об озерах. Слайд 6,7.

  1. Что такое пруд, для чего создаются пруды?

Обитатели прудов.

Интересные факты о прудах. Слайд 8,9.

  1. Что такое болото, для чего нужны болота?

Обитатели болот. Слайд 10, 11.

Интересные факты о болотах. Слайд 12.

  1. Почему Байкал называют жемчужиной России?

Как образовалось озеро Байкал. (Показать Байкал на карте)

На что похож этот водоём.

Обитатели Байкала.

- Ответы детей сопровождаются слайдами.(1, 2, 3 группы)


Знакомит с новым материалом в форме лекции с демонстрацией презентации. (см.Презентацию)

На основе нового материала делают сообщения об озёрах, прудах, болотах.


Личностные:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные:

- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.




- Люди издавна сторонились болот, называя их «гиблым местом» и рассказывали друг другу страшные истории про болотных кикимор и леших. Возникновению таких легенд немало способствовали так называемые, болотные или блуждающие огоньки — перемещающиеся вспышки света в осенние ночи на болотах. Однако ученые нашли объяснение этому явлению. Оказалось, что при гниении растительных остатков на болоте образуется специальный газ. Когда этот газ вырывается из глубины болота на поверхность, то от соприкосновения с воздухом он тут же вспыхивает.






Динамическая минутка

1

Релаксация

Ребята, а сейчас немного отдохнём под весёлую музыку, сделаем зарядку.

Организация психофизической тренировки

Выполняют в упражнение для релаксации

г

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни;

-установка на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Продолжение изучения нового материала.



На экране слайд с изображением детёныша байкальской нерпы и слова «Помогите мне найти мою маму» Слайд 13.

- Ребята, кто это такой?

- Интересно, где живет этот зверек, где искать его маму.

- Смотрите, здесь записка: «Мой дом – самое глубокое озеро на Земле».

- Кто – нибудь знает, как называется это озеро?

- Правильно, Байкал. Слайд 14.

- Вы готовы помочь малышу?

- Перед тем как отправится в путь, надо узнать, где находится озеро Байкал.

Об этом нам расскажет 4 группа.

- Ученик у доски показывает на карте и рассакзывает.

На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Слайд 15,16.

- Берега Байкала окружены горными хребтами.

- Вдоль западного берега Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С востока Байкал окантован Баргузинским хребтом. Слайд.17.

В озеро впадает 336 рек и речек, а вытекает одна река – Ангара.

- Посмотрите на иллюстрацию, здесь представлено как раз то место, где Ангара вытекает из Байкала.

– Обратите внимание, на середине озера, какой – то камень, так вот – существует легенда, откуда появился этот камень в этом месте. Слайд 18.



Знакомит с новым материалом в форме лекции с демонстрацией презентации. (см.Презентацию)

На основе нового материала делают сообщения об озёре Байкал.






Звучит музыка

Легенда

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла — светлее неба, ночью — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы — гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?» Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному — красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…» Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»








Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень - вода хлынет и зальет всю землю».

- Шаман-камень — реально существующий обломок скалы в истоке Ангары. Ранее на ней действительно оставляли на ночь провинившихся в наказание. Считалось, если воды священного озера не поглотили страдальца — он не виновен.

- Эта одна из тысячи легенд, сложенных про Байкал, но самая известная.


- Озеро Байкал называют жемчужиной России. И это действительно так. Байкал – уникальное творение природы. Байкал называют озером превосходной степени, то есть самый, самый.








Перв Первичная проверка усвоения знаний, умений и навыков












5

Проверить знания по некоторым вопросам новой темы.

- А теперь опять работа по группам. - Перед вами карточки, прочитайте их и выберите те, которые соответствуют понятию « Байкал самый, самый…»

1. Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет. Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год.

2. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1637 метров. На этой глубине был установлен флаг нашего государства.

3. Озеро Байкал – самый уникальный водоем. Его называют «колодцем» пресной воды. Байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли, если бы вдруг исчезли все источники питьевой воды.

4.Вода в Байкале – самая прозрачная. Такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине.

Народ очень поэтично относится к озеру Байкал и выражает свою любовь к нему в легендах и сказаниях. Байкал – самое загадочное место.

- Ребята, давайте составим интеллектуальную карту об озере Байкал на магнитной доске.

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.
 





















Технология Майндмепинг.

Учащиеся в группах приходят к взаимному ответу на поставленные вопросы.















Один человек вывешивает карточки с понятиями и картинки, создавая интеллектуальную карту.

Г

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-ориентироваться на разнообразие способов ответа на поставленные задачи;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- обобщать.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;


Закрепление знаний, умений и навыков












3

Просмотр видеофильма, нахождения ответа на поставленный в начале урока вопрос.

- А теперь закрепите свои познания, посмотрев фильм об озере Байкал.

- Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: что такое эндемики?

Являются эндемиками, то есть больше нигде в мире не встречаются.

К числу эндемиков относятся: байкальская нерпа; рыбка – голомянка; омуль; бычки; рачки; ветвистые губки. (сопрвождается кадрами)

- А теперь вернёмся к игре «Верите ли вы, что».


Кто смог ответить на все вопросы сейчас? Молодцы. Значит что-то интересное на уроке вы узнали? Тогда проверим.

Где находится озеро Байкал? (В Москве; В Иркутской области; В Казани.)

Что окружает Байкал? (Холмы; Равнины; Горные хребты.)

Что такое Шаман – камень? (Обломок скалы в истоке Ангары;)

Река, вытекающая из Байкала; ( Ангара)

Дерево на Байкале. (ель сибирская голубая и сибирский кедр)


Ставит перед учащимися задачу на повторные ответы на вопросы.

Просматривают видеофильм, заполняют таблицу «Верите ли вы, что»

П,Ф

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-осуществлять выделение существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть формой диалога;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Контроль и самопроверка знаний, умений и навыков. Подведение итогов урока.












5

Осознание каждым

обучающимся

степени овладения знаний по данной теме.

Задание на дом.


Подведение итогов урока.

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал …

Мне хотелось бы похвалить …

- Закончите ещё одно предложение: Я хочу побывать на Байкале потому, что……

-Подсчитайте свои капельки. (оценивание детей).

Домашнее задание: Слайд 19.

  1. Для всех: Найти информацию о Байкале и написать реферат.

  2. Для самых творческих: составить кроссворды и сканворды об озере.

Рефлексия:

- Кому понравился урок, прикрепите свои капельки на доску.

Слайд 20.

Подводит итог урока. Оценивает учащихся. Формулирует домашнее задание.

Подводят итоги, самооценка учащихся. Рефлексия.

И,

П








Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-выделение существенной информации из текста.

Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.













Просмотр содержимого презентации
«Урок Озёра, пруды, болота»

Урок окружающего мира.  2 класс. ОС «Гармония» Фецюх Наталья Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Красногорская СОШ №2» Республика Марий Эл

Урок окружающего мира. 2 класс. ОС «Гармония»

Фецюх Наталья Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Красногорская СОШ №2» Республика Марий Эл

о в р а г к о м п а с п о д о ш в а с к л о н б е р ё з а х о л м с т о р о н ы

о

в

р

а

г

к

о

м

п

а

с

п

о

д

о

ш

в

а

с

к

л

о

н

б

е

р

ё

з

а

х

о

л

м

с

т

о

р

о

н

ы

Тема урока:  Озёра. Пруды. Болота.  Байкал – жемчужина России.

Тема урока: Озёра. Пруды. Болота. Байкал – жемчужина России.

Каспийское море Озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода.

Каспийское море

Озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода.

Озеро Байкал

Озеро Байкал

Озёра Кичиер, Яльчик

Озёра Кичиер, Яльчик

Кожласолинское озеро

Кожласолинское озеро

Сельские пруды Пруды значительно меньше озера и служат для рыборазведения, полива и водоснабжения.В прудах разводят карпов, форель. Пруд — искусственный водоём для хранения воды

Сельские пруды

Пруды значительно меньше озера и служат для рыборазведения, полива и водоснабжения.В прудах разводят карпов, форель.

Пруд — искусственный водоём для хранения воды

Городские пруды

Городские пруды

Болото Это место для лягушек. Здесь нет улиц, нет избушек. Лишь – куда ни поглядишь- Кочки, ряска и камыш. Болото – это природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве.

Болото

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь – куда ни поглядишь-

Кочки, ряска и камыш.

Болото – это природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве.

Растения болот черника клюква брусника сфагнум камыш

Растения болот

черника

клюква

брусника

сфагнум

камыш

Болотные духи

Болотные духи

Помогите мне найти мою маму Мой дом – самое глубокое озеро на Земле

Помогите мне найти мою маму

Мой дом – самое глубокое озеро на Земле

Озеро Байкал

Озеро Байкал

Вид Байкала из космоса

Вид Байкала из космоса

Озеро Байкал зимой

Озеро Байкал зимой

Эндемики Байкала нерпа Нерпа Рыба - голомянка Рачки Омуль

Эндемики Байкала

нерпа

Нерпа

Рыба - голомянка

Рачки

Омуль

Шаманский камень

Шаманский камень

Домашнее задание:  1. Собрать информацию об озере Байкал, оформить в виде реферата.  2. Для самых творческих найти стихи о Байкале, составить кроссворды или ребусы.

Домашнее задание: 1. Собрать информацию об озере Байкал, оформить в виде реферата. 2. Для самых творческих найти стихи о Байкале, составить кроссворды или ребусы.

Молодцы!  Спасибо за хорошую работу на уроке!

Молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке!

Список литературы:

  • А.Авакян, Водохранилища, М., Мысль
  • Вокруг света . Ежемесячный научно-популярный журнал. № 6 (2741), июнь 2002 г.
  • Есипенок Н.И. «Байкал – озеро  сказки»  Иркутск
  • Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 2 класса. Ч.2.
  •   Энциклопедия для детей . Т 12. Россия: физическая и экономическая география. 2-е изд., исп. Гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1999.
  • Энциклопедия для детей . Т 19. Экология. Гл. ред. В. А. Володин. М.: Аванта+, 2001.

http://www.kursk-esk.ru/_ kitsys/let.php?zefg=bmocoga/metod-ochistki-stochnyh-vod-referat52432.jpg

http:// russianasha.ru/files/lib/images/5a/f4/baykal-2.jpg

http:// www.savvateev.ru/albums/2007/09/khovanskoe/photos/P9300596.jpg

http:// filimonkovskoe.adm-vidnoe.ru/uploads/1/gl5.JPG

http:// freelance.ru/img/portfolio/pics/00/16/9A/1481463.jpg

http:// www.stihi.ru/pics/2014/08/25/5511.jpg

http:// kurort.spb.ru/img/79/0123701ab.jpg

http:// geostorm.ru/upload/information_system_17/1/2/0/item_1204/information_items_1204.jpg

http:// u.5klass.net:10/datas/okruzhajuschij-mir/Obitateli-bolota/0012-012-JAgodnye-rastenija.jpg

http:// vitusltd.ru/blog/wp-content/uploads/2012/08/samye-poleznye-rasteniya-1.jpg

http://bratskvoyage.ru/d/258480/d/% D0%9E%D0%BB%D1%8C%D1%85%D0%BE%D0%BD_2.jpg

http:// www.soc-life.ru/actions/55b4f05283972/451.jpg

http:// cdn.fishki.net/upload/post/201409/20/1306454/0c2937d2d5f8e93df68c66baae69e9bd.jpg

http:// i.imgur.com/0eZ6koG.jpg

http://fotobloog.ru/wp-content/uploads/2013/03/% D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B04.jpg

http:// irkipedia.ru/sites/default/files/p20b_3.jpg

http:// hippt.net/u/storage/ppt_15326/8cb5-1401991972-05.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!