СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Периодический закон и периодическая система химических элементов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формировались понятия: периодический закон, периодичность, период, группа, подгруппа.  На уроке установлены причинно-следственные связи-периодического изменения свойств элементов по группе и периоду. В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменилось 10 видов работ, поэтому данный урок не требовал физкультминутки. Поддержание интереса происходило и за счет постоянного одобрения учителем, необходимой консультации, наводящих вопросов, помощи. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Периодический закон и периодическая система химических элементов"»


8 класс

Урок №21.

Тема: «Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы. Самостоятельная работа в группах, обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение результатов работы, самооценка своей работы.

Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока: Создать условия для получения новой учебной информации- формирование знаний о периодическом законе Д. И. Менделеева, на основе строения атома.

Задачи:

Образовательные

– раскрытие сущности периодического закона Д.И. Менделеева – как объективного закона природы, разъяснять структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; устанавливать причинно-следственные связи между строение атома и периодическим законом.

Развивающие:

-развивать умение предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ, работать с учебником, раздаточным материалом, умение работать в парах, группах, развитие речи, развитие навыков саморегулирования и метапознания, развитие критического мышления;

Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед собой и одноклассниками за результаты своей деятельности; формирование социально активной самостоятельной личности, стремящейся к самопознанию, самореализации, самовоспитанию.

Оборудование:

  • Учебник «Химия – 8» Н.Н. Нурахметов, К.А. Сарманова, К.М. Жексембина.

  • Дидактический материал «Химия в таблицах» М.Б. Усманова, К.Н. Сакарьянова.

  • Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

  • Компьютер и проектор.

  • Презентация к уроку.

  • Раздаточный материал- информационные листы (приложение 1), листы-самооценки, (приложение 2), карточки с заданиями для групп, ватман, цветные стикеры, фломастеры.

Обучающиеся должны знать:

  • Понятия «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «периоды-большие и малые», «группа, подгруппа- главная и побочная» «периодичность»;

  • Периодический закон Д.И. Менделеева;

Обучающиеся должны уметь:

  • Предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ

Д. И. Менделеева;

  • определять изменение свойств по периоду и по группе.

Обучающиеся приобретают навыки

• организации самостоятельной, коллективной деятельности;

• использования ИКТ;

• осуществления поиска и обработки информации.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2 мин.)

1. Приветствие учителя. Распределение детей по группам. Выбор спикера.

2.Психологический настрой. (слайд №1)

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

3. Сообщение преподавателем темы урока. (слайд №2)

II. Стадия вызова. (10 мин.)

1.Постановка собственных целей обучения. Для организации деятельности обучающихся по целеполаганию, учитель ставит проблему. (слайд №3)

ПРОБЛЕМА:

Можно поражаться гениальности великого русского химика, который на основе научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов и создал таблицу так, что уже около 150 лет не претерпела никаких принципиальных изменений. И сейчас Периодический закон служит путеводной звездой для открытия или искусственного создания новых элементов.

2. Приём КМ «корзина идей». Ученики, опираясь на ранее полученные знания, (состав и строение атома, классификацию химических элементов) систематизировали информацию для изучения нового материала, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы. Обучающие формулируют цели урока. (слайд №4)

3. Актуализация знаний «Толстые и тонкие вопросы». (слайд №5)

«Тонкие вопросы»

- что такое химический элемент?

- на какие группы делятся элементы?

- от каких частиц зависит заряд ядра?

- от каких частиц зависит масса атома?

- какое строение имеет атом?

- найдите химический элемент, у которого округленная атомная масса равна 23, и ядро атома содержит 11 протонов.

«Толстые вопросы»

- объясните почему в ядре сосредоточена основная масса атома?

- чем можно объяснить различия между металлами и неметаллами?

- что будет, если атом магния потеряет два электрона?

- в чём различие между натрием и кислородом?

III.Этап осмысления. (25 мин)

1.Получение новой информации. Использование ИКТ (презентация учителя). (слайд №7-12)

Работа в группах. (15 мин).

Обучаемые получают карточки с заданиями. Для оценивания работ, учитель, совместно с детьми разрабатывают критерии: 1) соответствие работ (презентаций групп) целям урока; 2) полнота раскрытия темы; 3) умение отвечать на вопросы; 4) аккуратность и эстетичность; 5) чёткое распределение ролей при защите; 6) культура речи – владение химическими терминами и понятиями. (слайд №6)

1 группа. Краткая история открытия периодического закона. Сведения об открытии новых химических элементах.

2.группа. Периоды-малые и большие.

3.группа. Группы, подгруппы – главные и побочные.

2.Осмысление содержания. (10 мин) Группы презентуют продукт всему классу. Отвечают на вопросы. Называют понятия, дают определения, определяют периодичность в изменении свойств по периоду и по группе. Ответы учеников проверяются по слайдам. После выступления групп, учитель просит уценить группы друг друга при помощи стикеров.(слайд №13)

3.Тест для первичного закрепления. (4 мин.) (слайд 13-16)

IV.Рефлексия. (3 мин.)

1.Подведение итогов урока. Учитель просит учащихся высказаться о том, что нового они узнали сегодня на уроке, и отметить свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния». (слайд №17)

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы. Объявление результатов формативного оценивания. Учащиеся заносят свои оценки в листы самооценивания.

V. Информация о домашнем задании. (1мин.) Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию. Учебник химии 8 класса § 37-38 упражнения 8,9 стр.169.









Приложение1.

К середине XIX в. было известно более 60 химический элементов. Естественно, что предпринимались попытки их классифицировать. Еще в 1829г. Доберейнер предложил ввести триады, т.е. сгруппировать элементы по 3 с близкими свойствами, например Cl, Br, I. Однако, Доберейнер смог найти всего 4 триады. В 1849г. Гесс предложил свою классификацию, недостатком которой было то, что он классифицировал только неметаллы.

В 1862г. Шанкуртуа предложил расположить элементы по спирали, нанесенной на цилиндр. При этом элементы со сходными свойствами располагались друг под другом, но эта попытка осталась не замеченной.

В 1864г. Лотер Мейер предложил систему элементов, которая практически соответствовала периодической системе. Заслуга Менделеева в том, что в отличии от всех своих предшественников в основу своей классификации он положил открытый им периодический закон, а периодическая система является просто удобной графической интерпретацией. В отличие от своих предшественников Менделеев не только расположил элементы в определенном порядке, но и предсказал свойства тех элементов, который к моменту открытия периодического закона были еще неизвестны. Он оставил в своей таблице пустые клетки для неоткрытых еще в то время новых химических элементов. Так 1 марта 1869г. была составлена, вначале фрагментарно, а потом и полностью, первая таблица – система элементов.

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. За период 1869—1886 гг. были открыты три предсказанных элемента: галлий (П. Э. Лекок де Буабодран, Франция, 1875 г.), скандий (Л. Ф. Нильсон, Швеция, 1879 г.) и германий (К. Винклер, Германия, 1886 г.). Открытие первого из этих элементов, подтвердившее правильность прогноза великого русского ученого, вызвало у его коллег только интерес и удивление. Открытие же германия стало подлинным триумфом Периодического закона. К. Винклер писал в статье «Сообщение о германии»: «Не подлежит больше никакому сомнению, что новый элемент есть не что иное, как предсказанный Менделеевым за пятнадцать лет до этого экасилиций. Ибо едва ли может быть дано более убедительное доказательство справедливости учения о периодичности элементов, чем воплощение бывшего до сих пор гипотетическим экасилиция, и оно представляет собой поистине нечто большее, чем простое подтверждение смело выдвинутой теории, — оно означает выдающееся расширение химического поля зрения, могучий шаг в области познания».

Периоды – горизонтальные строки химических элементов.

Группы – вертикальные столбцы химических элементов.

Подгруппы – А - главные (s- и р-элементы) и В - побочные (d- и f-элементы).

Номер периода – номер внешнего энергетического уровня в электронной формуле атома элемента.

Номер группы (для большинства элементов) – общее число валентных электронов (электронов внешнего энергетического уровня, а также предпоследнего d-подуровня, если он застроен не полностью).

Число элементов в периоде – максимальная емкость соответствующего энергетического уровня:

1 период – 2 элемента (1s2)

2 период – 8 элементов (2s22p6)

3 период – 8 элементов (3s23p6)

4 период – 18 элементов (4s23d104p6)

5 период – 18 элементов (5s24d105p6)

6 период – 32 элемента (6s24f145d106p6)

7 период – не завершен



Приложение 2.

Лист самооценки_______________________________

8 класс

Интеллектуальная разминка

Личный вклад в работу группы.

Ответы на вопросы

Тест

Оценка работы группы

Итог









Критерии оценивания личного вклада в работу группы.

1. Активно работал в группе.

2. Выполнял свои обязанности.

3. Соблюдал культуру общения.



















Рефлексивный отчёт по уроку

«Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Урок проводился в 8 классе. Учащихся в классе -14. Все одного возраста. Дети очень активные и любознательные. На изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» отводится 14 часов. Это третий урок. Знания, полученные на данном уроке необходимы для понимания обучаемыми взаимосвязи между строением атома и положением элемента в ПСХЭ. К уроку поставлена общедидактическая цель - создать условия для получения новой учебной информации. Урок строился на самостоятельной работе учеников через использование технологии критического мышления.

Для актуализации опорных знаний использовалась интерактивная доска, таким образом, дети были вовлечены в активную работу. Параллельно шла диалоговая речь, так ученики перешли к теме и сформулировали цели урока:

-познакомиться с историей открытия периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

-изучить группы химических элементов

и подгруппы-главная, и побочная;

-изучить периоды –большие и малые.

На этапе вызова, чтобы определить задание группе, я создала проблемную ситуацию. Для организации работы с текстом, для систематизации информации помог прием "Корзина идей». Больше всего идей собрали ученики с высокой мотивацией, тем самым продемонстрировали готовность к освоению новой информации, извлекая ключевые понятия из собственного опыта и ранее полученных знаний. Так ученики перешли к осмыслению новой информации: изучить периодический закон Д.И. Менделеева, структуру периодической системы, значение периодического закона для открытия новых химических элементов.

На уроке формировались понятия: периодический закон, периодичность, период, группа, подгруппа. Уверена, что данные понятия были усвоены, т.к. ученики при презентации своих работ свободно оперировали понятийным аппаратом. На уроке установлены причинно-следственные связи-периодического изменения свойств элементов по группе и периоду. В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменилось 10 видов работ, поэтому данный урок не требовал физкультминутки. Поддержание интереса происходило и за счет постоянного одобрения учителем, необходимой консультации, наводящих вопросов, помощи.

На уроке учитывался уровень обучаемости: более сильные ученики воспользовались дополнительной литературой кабинета и использовали данные для презентации своих работ. При защите групповой работы смогли себя проявить учащиеся с особыми возможностями, которые углубленно занимаются изучением химии, или учащиеся, которые предпочитают активно выступать на публике, перед аудиторией. По сути, при выполнении данного задания, те ученики, кто занимается хорошо по моему предмету, предлагали идеи, художники воплощали их в жизнь, а ораторы предоставляли свои работы.

Работы получили высокие оценки, такая деятельность ребятам понравилась. Таким образом, содержание урока эффективно работало на выполнение поставленных целей. Групповая работа помогла включиться каждому в активную познавательную деятельность, и от того, что ученик узнает работая в группе, зависит то, как он будет обосновывать доказательства при защите проекта, давать четкие и полные ответы. Моя функция учителя состояла в управлении познавательной деятельностью групп учащихся.

На уроке применялся комплекс методов:

- репродуктивный – чтение текста учебника, выделение главного, консультация учителя;

- объяснительно-иллюстративный – поиск необходимой информации, обмен информацией с другими по изученному вопросу;

- частично – поисковый – выявление причинно – следственных связей, между положением химического элемента в ПС и его свойствами.

- исследовательский – презентация своих работ.

На уроке были промежуточные и конечные результаты. Промежуточные были видны после заполнения листов оценивания. Конечный результат – на этапе рефлексии. Ученики выставляли себе оценку в оценочный лист, согласно критериям. Взаимооценивание групп также осуществлялось по критериям, разработанными учениками. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достигла? Создавала «ситуацию успеха», ставила цели и задачи вместе с учащимися, акцентировала внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. По определенным критериям учащиеся могли оценивать себя и других, что позволило повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности.

Таким образом, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, методы обучения, система контроля эффективно работали на достижение поставленных целей, о чем свидетельствует и проведенная рефлексия. Обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы групп, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия помогла ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

































Использованная литература

1.Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Третье издание. «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2012. стр. 107-212.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. Москва, 1934. 362 стр.

3.Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М.: Педагогика- 2006.

4.Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ-компететности учителей-предметников в образовательном процессе

























































НОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!