СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок письма "Письма с фронта" (урок-исследование)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные цели урока - познакомить учащихся с эпистолярным жанром; формирование навыков написания письма, помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями и навыками, в данном конкретно случае  краткого руководства к сочинению писем;

Просмотр содержимого документа
«Урок письма "Письма с фронта" (урок-исследование)»

МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1»









ПИСЬМА С ФРОНТА




УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ


8 класс

















Автор: Школьникова О.Н.,

учитель русского языка и литературы





2016 год

ТЕМА: ПИСЬМА С ФРОНТА


ВИД: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ


ЦЕЛИ:

1. Психолого-педагогические:

- создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и письменных заданий;

- помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к

процессу овладения знаниями и навыками, в данном конкретно случае –

краткого руководства к сочинению писем;

- формировать у школьников любовь к творчеству, прививать навыки культуры общения;

- вызвать интерес и стремление к дальнейшему изучению родного языка. 2. Методические:

- закрепить и проконтролировать уровень знаний, умений и навыков по

распознаванию стилей и типов речи в целях повторения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку;

- познакомить учащихся с эпистолярным жанром;

- формирование навыков написания письма;

- использовать возможности информационно-коммуникативных технологий в процессе объяснения нового материала и его закрепления.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

1. Стенд «Память прикасается к тебе…» (на нём фотографии фронтовиков, их письма близким, конверты разных времён, образец оформления конверта).

2. Выставка фоторепродукций картин А.И. Лактионова «Письмо с фронта», Н.Я.Бута «Письмо», Б.М.Неменского «О далёких и близких» (фоторепродукции подбирали учащиеся)

3. На столах учащихся тетради для словарной работы, конверты.

4.Записи на доске (число, тема, эпиграф), плакат для словарной работы, информационно-компьютерные технологии (ИКТ);

- музыкальное вступление: песни о войне;


ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

Какое в них (письмах) богатство чувств и мыслей!

Ю.Бондарев

Слово – орудие работы.

П.Г.Пустовойт (языковед).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

(На плакате. Вывесить задолго до урока).

  1. Эпистолярный жанр – от греч.epistole – послание.

  1. Эпистолярная литература – собрание писем общественных деятелей,

учёных, писателей.

3. Эпистолярный жанр (стиль) – написание произведения в форме писем.

4. Адресат - получатель (лицо, учреждение), которому адресовано почто-

вое отправление: письмо, бандероль, посылка, телеграмма.

5. Адресант - лицо, отправляющее по почте, телеграфу, авиапочте

письмо или посылку.

6. Корреспондент - лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь. Тот, кто

пишет, например, в газету.

7. Корреспонденция - то же, что и переписка.


ХОД УРОКА:

1. Музыкальное вступление (1-й куплет и припев песни «Вологда»)

Письма… Письма вновь я на почту ношу,

Словно роман с продолженьем пишу…

Знаю, знаю, где мой адресат:

В доме, где резной палисад.


2. Запись темы и эпиграфа к уроку. Сообщение цели урока:

Учитель: Прослушав музыкальное вступление к уроку, познакомившись со словами на плакате, вы уже определили, что речь на этом уроке пойдёт о письмах, а точнее – об искусстве написания письма. Запишите тему и эпиграф к уроку. Вы, думаю, заметили, как метко и красочно, с помощью развёрнутого сравнения автор популярной песни «Вологда» охарактеризовал письма, переписку: «Словно роман с продолжением пишу…».

Так как сочетать слова в письме, какие слова употреблять, каким правилам следовать при написании письма, какой стиль избрать – на все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Наш урок развития речи особенный – это урок письма, урок-исследование.

Но прежде чем приступить к этой работе, нам предстоит проверить домашнее задание.


3. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы к учащимся:

Какие стили и типы речи вы знаете? Это материал 5-ого класса, и вам задано было его повторить. (Учащиеся дают устные ответы)


4. Обобщение. Выводы. Выставление оценок за домашнее задание.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы показали, что неплохо разбираетесь в стилях и типах речи. Как вы понимаете, повторение это помогает в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, вам легче теперь усвоить ещё один стиль - ЭПИСТОЛЯРНЫЙ. Обратимся к таблице с материалом для словарной работы. Читаем: эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль. Эпистолярная литература. (Учащиеся записывают определения в тетради для словарной работы).


5. Слово учителя.

Мы с вами провели определённую поисково-исследовательскую работу: изучили много литературы по данной тематике, прочитали письма фронтовиков - наших земляков, «перерыли» множество газет и журналов. Для этого посетили краеведческий музей Чамзинского района, беседовали с бабушками и дедушками, встречались с работниками городской библиотеки. И вся эта работа была направлена на то, чтобы сохранить неразрывную связь поколений целой эпохи, чтобы сохранить в памяти каждую строчку, написанную с фронта. Письма с фронта – это реликвия, достояние истории, это строки, позволяющие нам услышать голос с той далёкой войны, понять и почувствовать всё, о чём думали простые солдаты и командиры – люди, спасшие мир от фашистской чумы.

Маленькие треугольнички, пропахшие порохом войны… В них бесконечно дорогие сердцу строки, обращённые к родным и близким. Это единственная ниточка, связывающая солдат с родным домом. И когда эта ниточка обрывалась, следом шли письма в казённых конвертах, сообщающих о том, что «ваш сын», «муж» героически погиб в бою или пропал без вести.

Около 400 писем бойцов опубликованы в книге «Солдатские письма», вышедшей в 2005 году в г.Саранске. Есть в этом издании и письма наших земляков.


6. Выступления подготовленных учеников. Чтение писем фронтовиков, наших земляков. (На фоне музыкального оформления)

1 ученик-исследователь рассказывает. СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА – это подлинные документы, живые свидетели войны, это мысли воинов, запечатлённые в солдатских треугольниках.

(Портрет на экране) ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАШКАНЦЕВ хорошо известен жителям района и больше как поэт, краевед. Но не все знают, что Павел Яковлевич прошёл войну. Родился он в г.Царицыно (ныне Волгоград) в 1922 году. Осенью 1941 г. П.Я.Машканцев был мобилизован в ряды Красной Армии. После окончания полковой школы он был отправлен на фронт, в отдельный механизированный батальон. Под Смоленском получил ранение. После выздоровления его назначают в Омское областное Управление государственной безопасности. В 1944 году вновь призван в Красную Армию, служил в 6-м авиационном истребительском отряде командиром 2-й истребительской эскадрильи.

(Читает) «Здравствуй, папочка! – писал в с.Ворсиха Омской области отцу П.Я.Машканцев. – Служу хорошо. Война есть война! К ней надо прилаживаться, иначе врага не разбить. Хоть он и бежит, но он всё ещё силён! Откуда он берёт столько техники? Почти пол-России завалено ею, а она у него всё появляется; теперь, конечно, поменьше, но есть.

Чаще видим фрицев, шагающих пешком на запад, а к нам они ехали на мотоциклах, на автомобилях, на танках и самолётах.

Украинцы приступили к строительству деревень и городов, посеяли первые урожаи. Иногда нас спрашивают: «Теперь, наверное, гады к нам не придут?» Мы отвечаем: «Не беспокойтесь, фрицев больше на Русь не пустим». Жители весело глядят на нас и от радости слёзы утирают.

Я служу на БАО (батальон аэродромного обслуживания), он у нас полевой, с него поднимаются боевые самолёты. Мы их заправляем, ремонтируем и отправляем в бой. Нападают и на нас, бомбят, теперь стали лучше маскироваться.

Я пробовал летать на «ЯК-3» - получается. Может, когда-либо возьмут в бой, а пока я нахожусь на боевом аэродроме.

Стихи не бросаю писать, пишу, и, кажется, они нравятся солдатам. Посылаю вам стих «За Днепром».

(Ученик читает наизусть)

Огонь деревню растерзал.

Торчат в золе печные трубы,

Висит казнённый партизан

На высокой ветке дуба.

Хлеба сгорели за Днепром,

И гарь давно развеял ветер.

Идём по следу за врагом,

Чтоб отмстить ему за это!

Стихи об истерзанной Украине у меня рождаются, как грибы; когда их пишу, то плачу, не могу писать без слёз.

Папа, я буду присылать в треугольниках стихи, вы их складывайте куда-либо, а потом будет видно.

Если погибну, отвезите в Омское книжное издательство или в Киевское».


2 ученик-исследователь рассказывает. А вот письма ещё одного бойца – МАТВЕЯ ФИЛИППОВИЧА САЗАНОВА из Чамзинки.

(Читает) «Дорогие мои детки, - говорится в одном из них, - вы пишете мне, что у вас нет никакой обуви, но я вам в этом ничем помочь не помогу, только могу помочь – выслать денег, и то, помощь – 400 руб., выслал вам 13 мая 1943 г.»

«Дорогая супруга, Федосья Владимировна, и дорогие детки, - пишет боец в другом письме 5 мая 1945 года. – Сообщаю, что нахожусь на передовой линии фронта, бьёмся с ненавистным врагом - немцами. Дорогие детки, я вам высылаю денег 400 рублей. Дорогая моя жена и дорогие мои детки, постарайтесь как-нибудь засадить картошкой весь усад – во что бы то ни стало. Если я останусь жив, то приеду на ваше счастье домой. Сумейте продержать пока телёнка. Затем дочка Лиза, минь эрятано мода потсо, а лакатано тол потсо. Силам Монь берянть, кадовсть только ловажам». (Мы живём в окопах, кипим в огне. Сил у меня нет, остались одни кости).

(Ученик рассказывает) Это было одно из последних писем бойца – рядового Матвея Филипповича Сазанова. Он погиб в бою в мае 1943 г.. Похоронен в д.Пузановка Жиздринского района Калужской области.


3 ученик-исследователь рассказывает. Ещё одна судьба. ИВАН ФЁДОРОВИЧ СВЕЧКИН родился в 1911 году в с.Репьёвка, ныне Чамзинского района. В 30-ые годы работал председателем Репьёвского сельсовета, председателем сельхозартели «Заря» Большеберезниковского района. Призван в Красную Армию в феврале 1942 г. Саранским горвоенкоматом. Воевал в составе 1189-го стрелкового полка 368-й стрелковой дивизии командиром орудия батареи 76 мм пушек. 9 сентября 1943 года награждён медалью «За отвагу». Погиб в бою у д.Пустынки Смоленской области.

Сохранилось письмо бойца И.Ф.Свечкина племяннику в г.Саранск, датированное 20 апреля 1942 года.

(Читает) «Здравствуй, мой дорогой сыночка Геннадинька, - пишет он. – Боевой привет тебе от дяди Вани. Ведь враз два месяца прошло, как мы с тобой расстались, и я очень соскучился по всем, особенно по тебе. Ну, я пока жив и здоров, того и вам желаю.[…] Новости у нас, конечно, есть. Следите за газетами и радио. Я уже сообщал, что воюем, бьём фашистскую гадину».


4 ученик-исследователь рассказывает. ИВАН АНДРЕЕВИЧ ТЕРЕНТЬЕВ из Киржеман (1916) в армию призван в 1941 году. Умер сержант Терентьев от ран в апреле 1945 года. Похоронен в г.Густопече в Чехословакии. А 19 февраля 1945 года в письме матери в с. Киржеманы писал:

(Читает) «Мамаша, я раньше Вам сообщал, что ранен и лежу в госпитале, а сейчас обратно началась фронтовая жизнь, т.е.если не сегодня, то завтра буду в бою. За меня не беспокойтесь, возможно, разгромим паразита, уже бьём его в своей берлоге. Новостей у меня нет никаких, пишите письма. Пишите, как живёте и где отец, его адрес. Ранение у меня, правда, было тяжёлое, но ничего, выздоровел благополучно, изменений особых в здоровье не произошло.

До свидания. С приветом Ваш сын И.Терентьев»


5 ученик-исследователь рассказывает. Невозможно равнодушно читать письмо ЛЕОНИДА ШАЛАЕВА (родился в с.Софьино Б.-Березниковского района) к любимой девушке Евгении Симдяновой в п.Чамзинка от 23 мая 1944 года.

(Читает) «Здравствуй, дорогая Женечка![…] Неугасимая любовь к тебе, которую я питаю, всегда со мной, где бы я не был и в каких бы условиях.[…] Я до глубины души сожалею, что не имею постоянного адреса, но я всё же пишу, чтобы ты знала, что есть человек, который всей душой любит тебя, стремится к тебе. (Автор письма, вероятно, не знал, что в это время Евгения Ивановна Симдянова находилась на фронте. Она была мобилизована в ряды Красной Армии в 1943 году. Войну закончила в Германии, Веймаре).

Дорогая Женечка! Немного напишу о себе. В настоящий момент нахожусь в Бессарабии, вот отсюда шлю тебе мой горячий привет. на днях я вступаю в бой для окончательного разгрома проклятого врага, который разбил молодую цветущую жизнь, и твоё имя будет звучать в моих устах, пока ещё бьётся в груди сердце и пока будет кипеть в моём теле последняя капля крови. Но если же я погибну, то погибну во имя Родины, во имя тебя, моя дорогая Женечка, то твоё имя я унесу с собой…»

Лейтенант Леонид Степанович Шалаев погиб в 1944 году в Молдавии.


7.Работа с репродукциями картин.

Учитель. Представьте себе людей, читающих письма с фронта. Что чувствуют они?

Ученик. (Примерный ответ). Радость от того, что близкий человек жив и любит их, заботится о них, что боец способен вынести всё, чтобы на земле не было фашистов. Эти чувства объединяют, сближают воюющих на фронте и ждущих весточки в тылу.

Учитель. Какие чувства передаёт картина Н.Я.Бута «Письмо»?

Ученик. Вот задумался боец над письмом, вспоминает дом, семью, невесту или подыскивает нужные слова, чтобы выразить им свою любовь.

Учитель. Что хотел выразить на своём полотне «О далёких и близких» художник Б.М.Неменский?

Ученик. Радуются бойцы полученным из дома от «далёких и близких» весточкам.

Учитель. Что хотел показать мастер кисти А.И. Лактионов своей работой «Письмо с фронта»?

Ученик. Наверное, в сотый раз перечитывают письмо с фронта. Как счастливы лица читающих! Значит, оно «хорошее», это письмо.


8. Итоги урока.

Мнение учеников: а) письмо – это исторический документ, это память о прошлом, в нём образ времени;

б) письмо характеризует человека, написавшего его;

в) это письмо-урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к своим близким в любое время и в любых условиях – это самое главное.

Слово учителя: Письма учат любить своих близких, любить Родину, прививают чувство сопричастности к происходящим событиям. Письма с фронта воспитывают человека, делают его высоконравственным.

Навыки правильного написания письма – делового, официального, личного – вы уже получили на предыдущих уроках русского языка. А сегодня у нас конкретная тема – «Письма с фронта». Вот вам и предстоит написать письмо ветерану Великой Отечественной войны. Как вы понимаете, это будет у вас письмо личное. На следующем уроке лучшие из них мы обсудим и оформим стенд.


9.Домашнее задание.

Написать домашнее сочинение-письмо на тему: «Письмо ветерану».



P.S. С разрешения учеников предлагаю для чтения письма ветеранам.


1) Письмо Князькиной Светланы, 8 класс.

Здравствуй, дорогой мой прадедушка Николай!

Странно мне так тебя называть! Ведь в нашей памяти ты остался двадцатилетним!

Многие не вернулись с той страшной войны. Но вы воевали и отдали свои жизни не напрасно! Именно благодаря вам мне посчастливилось не видеть этого страшного «пожара». Хотя то и дело, в разных концах Земли мерцают зарницы войны, слышны её отголоски.

Ведь нет страшнее события, чем война!

От одного этого слова становится жутко. Война не щадит никого: ни

взрослых, ни детей. Что чувствовали жители Цхинвали, когда ночью на них посыпались бомбы? Кадры, где плакали женщины и дети над своими погибшими, как стояли люди у своих разрушенных домов, потрясли не только меня одну. Вся наша страна встала на защиту этого маленького государства. Им отправляли посылки с едой и вещами из разных уголков нашей родины. Многих детей удалось вывезти на территорию России, чтобы дети Цхинвали смогли жить счастливо: играть, ходить в школу и не вздрагивать при шуме пролетающих самолётов.

Мне непонятно, как могут разжигать войну те взрослые дяди, руководители государств, чьи отцы и деды защищали от фашистов свою Родину – Советский Союз! Плечом к плечу стояли на смерть грузины и осетины, украинцы и белорусы! Все они были, как одно целое, как один организм, израненный, но могучий и непобедимый.

И чтобы не допустить войны, нам потребуется не меньше мужества, чем когда-то потребовалось вам – солдатам и офицерам Великой Отечественной войны!

Мы всегда должны помнить тех, кто больше никогда не увидит солнца, не пройдёт по земле. И если бы я верила, что это поможет предотвратить войну, я каждый день поминала бы тех, кто отдал свои жизни за мирное небо, счастливое детство!

Вот и в нашей семье очень трепетно относятся к памяти о тебе, дорогой дедушка! Из поколения в поколение передаются твои фотографии и треугольнички фронтовых писем. Каждый год 9 мая мы возлагаем цветы к стеле у памятника Неизвестному солдату в П.Чамзинка, где высечено твоё имя! Память о тебе навечно останется в наших сердцах!


С низким поклоном твоя правнучка Светлана.


2) Письмо Гусева Евгения, 8 класс.

Здравствуй, дорогой дедушка!

Я хочу тебе сказать из будущего: «Спасибо!» Благодаря тебе, мы сейчас живём в мире. Мы не страдаем от холода и голода. Каждый год страна празднует 9 мая. Празднует вашу победу… Вы победили ради будущего, ради России, ради нас….

Мы, люди, живущие в будущем, очень вам благодарны за нашу жизнь, мы все ценим вас. Ценим вас всех вместе, и каждый по отдельности. Вы – наша история, которой гордимся мы, и которой будут гордиться наши потомки.

Но есть и такие, которые не чувствуют той благодарности. К сожалению, у нас в будущее, живут такие люди, как скинхеды, нацисты и фашисты… Скинхеды мнят себя чистокровными арийцами. Все эти люди не помнят, чем вам пришлось пожертвовать ради той жизни, которая сейчас есть у нас. Они используют символику немецкой армии, проявляют национализм по отношению к другим людям. Сейчас уже не удивишься, увидев на каком-либо доме свастику….

Другие, наверное, возомнили себя Богами… Они считают, что имеют право забирать у людей жизни… Террористы захватывают школы и концертные залы, взрывают метро. Они забирают человеческие жизни, оставляют родных погибших людей в горе….

Несколько лет назад нас потрясла история захвата террористами школы Беслана. Трое суток длилась попытка спасти ВСЕХ заложников. Но, увы….

Знаешь, дедушка, это нас так потрясло, что в классе зародилась традиция: 1 сентября каждый учебный год мы начинаем с минуты молчания в память о погибших детях Беслана.

Мирное небо над нашими головами – а совершаются такие страшные злодеяния.

А 8 августа 2008 года, в день открытия Олимпиады в Пекине, в день, когда должны «замереть» все орудия, когда должны прекратиться все войны, вероломно, как гитлеровская Германия, Грузия напала на Южную Осетию….

Увидев первые выпуски новостей, мы не поверили, разве это может произойти в наше время? ВОЙНА?

Это даже не война, а настоящий геноцид, геноцид осетинского народа. Там, в Цхинвали, бомбили, отстреливали мирных жителей, засыпали в подвалах, сжигали в сараях, давили танками и устраивали засады беженцам.

Это событие потрясло каждую семью России.

И я с возмущением осуждаю военную агрессию грузинских вооружённых формирований и президента Саакашвили по отношению к осетинскому народу.

Ведь вы победили!!! А наша задача – сегодня этот мир сохранить!!!

Твой внук Евгений.


3) Стихотворение Алеевой Юлии, 8 класс


Письмо из 1942-го

Держу в руках потёртые листочки

Солдатского письма домой.

Читаю неразборчивые строчки,

Помеченные страшною войной.


Гляжу я на листок помятый,

И сердце щемит, как в тисках.

Подумать только… Ведь когда-то

Держал боец его в руках.


Вложил он душу в те слова простые,

Родимый дом с любовью вспоминая:

«День добрый! Как вы там, мои родные?

Я жив-здоров, чего и вам желаю.


Хочу сказать вам – скоро я уеду

На фронт. Пощады нет врагам!

Их разобьём, вернусь домой с победой,

Вы только помогайте нам.



Вывод учителя:

Нельзя без волнения читать письма детей, адресованных потомкам, прошедшим ту страшную войну. Они рассказывают прадедам о современности, о своей озабоченности событиями, являющимися как бы продолжением прошедшей войны… .65 лет прошло, а война не забывается. Письма с фронта и письма сегодняшних подростков – единое целое, одна неразрывная цепь. Так осуществляется связь поколений. Письма укрепляют эту связь. И хотя сейчас компьютерные технологии вторглись в нашу жизнь, писем мы не пишем (электронные не в счёт), всё «эсэмэски», но надо помнить, что существует эпистолярный жанр. Потому что, по словам Ю.Бондарева, «какое в них (письмах) богатство чувств и мыслей!»

Пишите письма! Они формируют любовь к творчеству, повышают вашу культуру общения. Эпистолярный жанр письма издалека, письма современников – часть нашей духовности, как музыка, как поэзия. Уроки письма делают всех нас, и детей, и взрослых, духовно богаче, они устремлены в будущее…

На такой мажорной ноте закончим урок письма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!