Тип урока: сообщение новых знаний.
Цели урока:
-
дать понятие агрегатного состояния вещества, фазовых переходов;
-
ввести понятие температуры плавления и кристаллизации;
-
рассмотреть график плавления и кристаллизации;
-
ввести новую физическую величину – удельную теплоту плавления и формулу для вычисления количества теплоты, которое поглощается при плавлении и выделяется при отвердевании;
-
вырабатывать практические навыки при решении задач;
-
развивать познавательную активность.
Оборудование:
Мультимедийный комплекс для демонстрации презентации.
Презентация
-
слайд 1: тема урока;
-
слайд 2: содержание;
-
слайд 3: агрегатные состояния вещества;
-
слайд 4.5: определение фазовых переходов;
-
слайд 6: температура плавления (таблица);
-
слайд 7: график плавления и отвердевания;
-
слайд 8:формула
-
слайд 9: удельная теплота плавления;
-
слайд 10,11:задача;
-
слайд 12: домашнее задание.
Таблица: «Удельная теплота плавления".
Ход урока
I. Изучение нового материала
Демонстрация опыта трех агрегатных состояний (слайд 3)
Вопросы:
Что отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?
Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
Демонстрация процесса плавления (слайд 4,5)
Вопросы:
Назовите конкретные процессы плавления и отвердевания, с которыми вы встречались в жизни.
Что будет происходить с энергией в процессе плавления? Отвердевания?
Более подробно изучим плавление и отвердевание кристаллических тел. Рассмотрим таблицу температур.
Демонстрация таблицы (слайд 6).
Вопросы:
При какой температуре плавится лед?
При такой же температуре вода будет кристаллизоваться.
Назовите самый легкоплавкий металл, самый тугоплавкий металл.
Сравните температуры плавления твердой ртути и спирта. Как это используют?
Какие вещества можно расплавить в кипящей воде?
Можно ли расплавить серебро в алюминиевом тигле? И т.д.
Рассмотрим, как графически изображают процесс плавления и отвердевания с течением времени.
Демонстрация графика (слайд 7).
В течение всего времени плавления вещества температура остается неизменной. Энергия нагревателя идет на разрушение кристаллической решетки твердого тела.
При кристаллизации температура тоже не изменяется.
Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?
Как рассчитать количество теплоты необходимое для плавления любой массы вещества?
Демонстрация формулы (слайд 8).
Различные тела состоят из различных атомов и молекул, поэтому для плавления равного количества веществ, требуется разное количество теплоты. Для 1 кг льда это количество равно 334 000Дж/кг, для стали – 84000 Дж/кг.
Демонстрация слайда 9.
Под удельной теплотой плавления понимают то количество теплоты, которое необходимо для превращения 1 кг твердого тела в жидкость при температуре плавления.
Обозначается греческой буквой ''лямбда''. Ее единица – 1 Дж/кг.
Показывается таблица удельной теплоты плавления. (При отсутствии изучается по учебнику).
II. Решение задач
Объяснение решения задачи № 1152 из сборника задач Степановой.
Демонстрация решения (слайд 10.11).
III. Домашнее задание
Слайд 12
П.13, 14,15; упр.8. Учебник: Перышкин А.В., ДРОФА, Москва,2004. Физика 8 класс.