Просмотр содержимого документа
«Урок по А.С.Пушкину "Вступление к поэме "Медный всадник"»
Художественное своеобразие Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник".
Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина.
Теория литературы
- Лирика – род художественной литературы, отражающий жизнь при помощи мыслей, чувств, переживаний человека.
- Поэма – большое стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои.
- Метонимия – сопоставление явлений по сходству, когда явление или предмет обозначается с помощью других понятий или слов.
- Параллелизм – один из видов повтора, композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения, аналогия, сближение явлений по сходству.
- Что привлекает поэта А.С. Пушкина в образе Петра?
- Почему он неоднократно обращается к эпохе Петра I?
- Чем объяснить его интерес к этой личности?
А.С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. Пётр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России.
- Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям?
(Любование, восхищение, гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства).
- К какому жанру близко вступление?
( Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы ( отсель, град, ветхий, полнощных), приёмы ораторского искусства ( повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи). Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.
- Для чего Пётр I замыслил преобразования?
- Что нужно сделать в интересах государства?
- Зачем?
“ отсель грозить мы будем шведу”,
“ здесь будет город заложен”,
“ в Европу прорубить окно
“ ногою твёрдой стать при море”,
“ все флаги в гости будут к нам”.
- Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербург – исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.
Как вы понимаете смысл выражения:
- Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно...
- Пётр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.
Каково значение строк:
- Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам .
- С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “ флаги ” употреблено вместо слов “ корабли разных стран ”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются метонимией.
Словарная работа:
Чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
Челн – лодка
Полнощные страны – северные страны
Из топи блат – из топи болот
Пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности).
Порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная.
Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?
“ Люблю тебя, Петра творенье”.
- Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры .
- Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными решётками садов и мостов.
- Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.
Благодарим за внимание!