СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 9класс "Вирусы-неклеточная форма жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит сведения о вирусах, их строении, истории открытия, вирусных болезнях

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 9класс "Вирусы-неклеточная форма жизни"»

Урок по биологии 9 кл

Тема: неклеточная форма жизни-вирусы.

Тип: получение новых знаний

Цель: Изучение особенностей строения и жизнедеятельности вирусов, знакомство с многообразием и значением вирусов в природе и жизни человека.

Задачи:

-познавательные: приобретение знаний по данной теме;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации в устной и письменной речи (тексте);

структурирование знаний в таблицах и схемах;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-регулятивная: уметь оценивать уровень знаний (самооценка)

Методы:

Объяснительно-иллюстративные;

Проблемного обучения (частично-поисковые);

Организации учебно-познавательной деятельности (работа с учебником, дополнительным материалом, рисунками, схемами)

Контроля и самоконтроля



Формы организации процесса обучения:  фронтальная, индивидуальная.

Структура урока:

  1. Орг. момент

  2. Создание проблемной ситуации и переход к получению новых знаний в форме «корзины знаний»

  3. Работа по изучению нового материала

  4. Рефлексия познавательная и личностная

  5. Домашнее задание.

Ход урока.

Теперь попробуйте догадаться, о каких организмах все эти высказывания:

Для философа

– ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.

Для цветовода

– факторы, вызывающие появление изумительных расцветок тюльпанов, ирисов.

Для промышленного микробиолога

– вредители, нарушающие процесс создания антибиотиков и ферментов.

Для генетика

– переносчики генетической информации, ценные посредники генетических перестроек.

Для медика

– наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок.

Для патолога

– этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов.

Для ветеринарного работника

– виновники эпизоотий (массовых заболеваний) - ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.

Для агронома

– возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений.

Для паразитолога

– наиболее чистые и наиболее опасные паразиты всего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории до человека.

Для дарвиниста вирусы – важные факторы  эволюции органического мира.

Для эколога

– факторы, участвующие в формировании сопряженных систем органического мира.

Так какая тема нашего урока?

Вирусы.

А что Вы о них знаете? Сейчас я Вам раздам шарики, вы подумаете о том, что вы знаете о вирусах, отдавая этот шарик в общую корзину знаний, мы постараемся ее наполнить сведениями.

Так какую цель должны поставить на это урок?

Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов, механизм поражения организмов, историю открытия, меры профилактики заражения. (должны ответить учащиеся). (отметить круг вопросов, которые будут раскрываться на уроке)

И первый вопрос, как же вирусы были открыты. (выступление учащегося)

1892г Дмитрий Иосифович Ивановский русский ученый (ботаник, физиолог, микробиолог, вирусолог) открыл вирусную природу заболевания «рябухи» на растениях табака сейчас называемой -«вирусная мозайка». Опыт: пропускал сок зараженных растений через бактериальные фильтры и заражал следующие растения.

Дал начало науке вирусологии.

Вы прослушали сообщение вашей одноклассницы, а теперь, что нужно сделать, чтобы эта информация сохранилась в памяти?

Сделать краткий план:

1)ФИО

2)дата

3)опыт

4)значение.

Бейеринк Мартин Виллем (голландский ученый) ввел термин «вирус» от латинского «яд»

Дальше открытия посыпались как и рога изобилия:

  • В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.

  • В 1907 году открыт вирус натуральной оспы

  • 1909 год – полиомиелита

  • В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — саркомы кур Рауса.

В данном случае Вы информацию взяли из устной речи, а какие еще способы добычи информации вы знаете? (один из ответов- текст)

Работа с учебником стр 73 строение вирусов. (заполнить карточку)

Критерии сравнения

Вирусы

Бактериофаги

Общие признаки:

Неклеточная форма жизни, находится на грани между живой и неживой природой

Форма существования

Генетический материал

В форме одно и двуцепочечной ДНК, одно и двуцепочечной РНК

Признаки жизни проявляет….

Только в живой клетке хозяина, являются паразитами на генетическом уровне

Размер

2-300нм (в 150раз мельче бактерий)

Признаки отличия:

Есть генетический материал, окруженный разной по форме белковой оболочкой

Есть белковая капсула (капсид) с генетическим материалом, хвостовой чехол и хвостовые нити

Строение

Паразитируют на…

Растениях, животных, человеке

бактериях

Значение

вызывают корь, свинку, грипп, полиомиелит, бешенство, оспу, желтую лихорадку, герпес, корь, ОРВИ, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД.

Болезни бактерий


Что было легче: получать информацию, слушая устную речь или работая с письменной речью (текстом учебника)?

Поставьте себе оценку на карточке, насколько вы справились с самостоятельным поиском информации.

Можно ли составить рассказ по рисунку или схеме?

Механизм заражения вирусами рис 26 учебника (посмотрите) Кто расскажет?

Стадии:

  1. Прикрепление вируса к оболочке клетки хозяина

  2. Эндоцитоз генетического материала клеткой

  3. Встраивание нуклеиновой кислоты в геном клетки хозяина

  4. Синтез субъединиц вируса и их сборка

  5. Выход вирусов нового поколения из клетки хозяина.

А теперь дайте ответ на такой вопрос: можно ли вылечить вирусную болезнь антибиотиками? Почему?

Они убивают бактерии, а вирусы- генетические паразиты, находятся внутри клетки-хозяина, антибиотики их не замечают. Нужны противовирусные препараты.

Подумайте, глядя на цикл развития вируса, в какой момент могут подействовать противовирусные препараты? (не пустить вирус в клетку, выход вирусов в кровь. Лечение очень тяжелое. А почему нельзя создать универсальное, длительнодействующее лекарство против вирусов?

Они быстро мутируют, и клетки тела не могут дать на них иммунный ответ.

Что проще? Профилактика заражения, вакцинация (прививка)

Способы передачи вируса?

  1. Половой

  2. Контактно-бытовой

  3. Воздушно-капельный

  4. Через укусы насекомых

А откуда же возникли вирусы? Какое значение для эволюции они имеют?

Вопрос об их происхождении стоит до сих пор, гипотезы разные от того, что так эволюционировали микроорганизмы, до варианта развития вирусов из органоидов (митохондрий и хлоропластов).

Вирусы обеспечивают горизонтальную эволюцию, передавая генетический материал не от поколения к поколению, а горизонтально, обеспечивая даже межвидовое взаимодействие.

На все вопросы, которые мы ставили в начале урока, ответы нашли, можно ли считать, что мы достигли поставленной цели?

закончите предложения (одно на выбор):

Мне на уроке больше всего запомнилось…

Мне было трудно…

Я запомнил…

Меня заинтересовало….я найду информацию про…

Мне понравилось…

Домашнее задание

Параграф 17,

На выбор: найти информацию по вирусным болезням и их симптомам, сделать портретную галерею вирусов, найти ошибки в рассказе





Дополнение (если на уроке осталось время, или как вариант д/з)

Рассказ с ошибками: Вирусы

Вирусы- это мельчайшие организмы живого мира. Ученые долго спорили к живой или неживой природе их отнести? На воздухе вирионы кристаллизуются, ферментной активности не проявляют, не питаются, не дышат. Но как попадут в живой организм, пиши - пропало!

Они являются клеточными паразитами, прикрепляют свои гифы к клетке и лизируют ее до смерти. А потом размножаются митозом и захватывают новые клетки. Одно спасение- антибиотики. Выпил курс таблеток и порядок. Болезнь отошла в сторону.

А болезни-то страшные: здесь и оспа, холера, чума, бешенство, коклюш, дифтерия, ангина и СПИД. Хорошо, от всех них есть прививки. Выпил сыворотку и не заболеешь. Естественный иммунитет появится.

Вирусы способны быстро меняться, раз в 10-15лет появляется новый штамм вируса и опять надо искать пути лечения. Хорошо! Постоянно работа у медиков и фармацевтов будет, да и сколько денег население на лекарства потратит! Какой доход государству.


Круг вопросов, которые должны быть раскрыты на уроке(оформляются на доску)

ВИРУСЫ

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

СИСТЕМАТИКА

ЖИНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗНАЧЕНИЕ









Фамилия Имя ученика (цы)___________________________

Критерии сравнения

Вирусы

Бактериофаги

Общие признаки:







1.Форма существования

2.Генетический материал





3.Единственно возможная среда обитания.




4.Размер



Признаки отличия:









1.Строение

2. Паразитируют на…







3. Значение















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!