Урок №20, 21 5 класс «_____»_____20____г.
Тема: Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез.
Цель: Сформировать у учащихся представления об особенностях питания растений.
Задачи:
Образовательные: продолжить формировать понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного и воздушного питания растений; раскрыть понятие «фотосинтез», роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки работы в парах, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний, познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательные: формировать знания о мерах защиты окружающей среды от загрязнений удобрениями, научное мировоззрение, экологическую компетентность.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают основные способы питания организмов, роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ; объясняют роль питания в процессах обмена веществ; объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений и оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.
Метапредметные:
Регулятивные: продолжать формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, производить взаимооценки.
Познавательные: продолжать формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные: научаться формулировать собственное мнение, строить понятные для
партнера высказывания, сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели.
Личностные: развивают познавательный интерес к изучению процессов жизнедеятельности, формируют ценностно-смысловые установки по отношению к окружающей среде, происходит осознание необходимости бережного отношения к ней.
Базовые понятия и термины: автотрофные и гетеротрофные организмы; почвенное и воздушное питание растений; удобрения: минеральные, органические; фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, демонстрационные.
Оборудование: таблицы по теме урока, раздаточный материал для работы в парах.
Тип урока: комбинированный (урок рефлексии)
Структура урока
I. Организационный этап ……………………………..….1 мин
II. Актуализация опорных знаний …………………………………7 мин
проверка выполнения домашнего задания;
проверка ранее усвоенных знаний.
III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)…….. 2 мин
IV. Изложение нового материала …………………………………20-25мин
Почвенное питание растений.
Удобрения.
Фотосинтез
V. Первичное закрепление изученного материала…………………………………..5 – 10 мин
VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания……………………….. 3 мин
VII. Рефлексия ………………………………... 2 мин
Ход урока
Организационный этап (Учет отсутствующих учащихся).
II. Актуализация опорных знаний (проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний)
Какие общие признаки характерны для всех живых организмов? (рост и развитие, размножение, дыхание, питание, обмен веществ – энергия, движение)
На какие Царства принято разделять живые организмы? (Растения, Грибы, Бактерии, Животные)
Что вы знаете о растениях в зависимости от их строения? (растения подразделяют на низшие и высшие)
А какая еще классификация вам известна? (голосеменные, покрытосеменные)
Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
Какие признаки присущи представителям царства Растения? (рост, размножение, дыхание, питание, обмен веществ - энергия)
Ответьте на вопросы Д/з
Что такое обмен веществ? (Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой)
Откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ?
Как живые организмы используют энергию?
Почему обмен веществ является основой жизни?
Чем отличается питание растений от питания грибов и животных? (растения - автотрофы синтезируют вещества)
III. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)
Растение – посредник между небом и землей.
Оно – лиственный Прометей, похитивший огонь с неба.
К.А. Тимерязев
Формулировка и запись темы урока. Тема: Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
IV. Изложение нового материала (Поэтапное составление схемы)
1.Почвенное питание растений
Вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции. Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.
Демонстрация удобрений УДОБРЕНИЯ:
1. Минеральные (азотные, калийные фосфорные, комплексные);
2. Органические (птичий помёт, навоз и тд…);
3. Микроудобрения.
Внесение удобрений в почву должно контролироваться человеком. Удобрения вносятся в определённые сроки и в определённом виде.
2. Воздушное питание
| Вещества поступают в виде газов (углекислый газ) в лист растения |
Сформулируйте определение
V. Первичное закрепление изученного материала (на усмотрение учителя)
Работа с тестами (взаимопроверка, ответы на доске) 2 варианта (не четные - 1 в., четные 2- в.)
Ответы к тесту. 1:в, 2: в, 3: б, 4: а, 5: б, 6: в, 7: б, 8: в, 9: г, 10: в
Вопросами учебника
Что такое фотосинтез?
Какие приспособления имеют растения к
улавливанию световой энергии?
Какова роль хлорофилла в процессе фотосинтеза?
Почему у растений, растущих рядом с цементным заводом, фотосинтез идёт менее интенсивно?
В чём проявляется космическая роль растений?
VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (выставление оценок, записывают задание §24,25, §26)
VII. Рефлексия
Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. Ответьте на следующие вопросы:
1.Сегодня на уроке я узнал (-а)
2.Мне было интересно узнать…
3.Для меня самым трудным сегодня было…
4.Я сегодня поняла, что…
Тест на тему: "Почвенное питание растений. Удобрения"
1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней - это...
а) гетеротроф в) почвенное питание
б) фотосинтез г) воздушное питание
2. Корневой волосок представляет собой
а) боковой вырост главного корня
б)вырост клетки корня зоны роста
в) вырост клетки корня зоны всасывания
г)нитевидный боковой корешок
3. правильная последовательность зон корня начиная с верхушки
а)зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик
б)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. зона проведения
в)зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик
г)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания
4. какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением
а)зона всасывания б)зона деления в)зона роста г)зона проведения
5. Клетки зоны деления
а)мертвые б)мелкие, плотно прилегающие друг к другу
в)мелкие, расположены рыхло г)крупные, округлые
6. что получают растения из почвы?
а)органические вещества б)углеводы в)воду и минеральные соли
7. корневое давление зимой
а)высокое б)низкое в)давление всегда одинаково
8. Выберите неверное утверждение:
а)испарение воды способствует поглощению ее из почвы корнем
б)корневое давление способствует всасыванию воды корнем из почвы
в)корни лучше всасывают холодную воду
9. функция корня
а)защитная функция в)питательная функция
б)функция удаления г)функция поглощения
10. Выберите органическое удобрение
а) азотные б) калийные в) торф г)фосфорные
Тест на тему: "Почвенное питание растений. Удобрения"
1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней - это...
а) гетеротроф в) почвенное питание
б) фотосинтез г) воздушное питание
2. Корневой волосок представляет собой
а) боковой вырост главного корня
б)вырост клетки корня зоны роста
в) вырост клетки корня зоны всасывания
г)нитевидный боковой корешок
3. правильная последовательность зон корня начиная с верхушки
а)зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик
б)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. зона проведения
в)зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик
г)корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания
4. какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением
а)зона всасывания б)зона деления в)зона роста г)зона проведения
5. Клетки зоны деления
а)мертвые б)мелкие, плотно прилегающие друг к другу
в)мелкие, расположены рыхло г)крупные, округлые
6. что получают растения из почвы?
а)органические вещества б)углеводы в)воду и минеральные соли
7. корневое давление зимой
а)высокое б)низкое в)давление всегда одинаково
8. Выберите неверное утверждение:
а)испарение воды способствует поглощению ее из почвы корнем
б)корневое давление способствует всасыванию воды корнем из почвы
в)корни лучше всасывают холодную воду
9. функция корня
а)защитная функция в)питательная функция
б)функция удаления г)функция поглощения
10. Выберите органическое удобрение
а) азотные б) калийные в) торф г)фосфорные
Этапы урока | УУД |
Организационный этап | |
Актуализация опорных знаний | Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: владение навыками контроля при прослушивании ответов |
Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач (мотивация)…….. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно следственные связи |
Изложение нового материала | Познавательные: устанавливать причинно следственные связи Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде и развернутом в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. |
Первичное закрепление изученного материала | Коммуникативные: Формирование умения самостоятельно работать Коммуникативные: Умение слушать других людей. Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные: умение структурировать материал, анализировать информацию. |
Подведение итогов урока, постановка домашнего задания | Личностные: Формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию |
Рефлексия | Познавательные: Определяют степень овладения новыми знаниями Регулятивные: Проводят самооценку своим действиям Коммуникативные: сотрудничества с учителем и обучающимися |
|