СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 8 классе на тему: "Хищные звери"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 8 классе на тему: "Хищные звери"»

Тема урока «Хищные звери» (Слайд №1)

Цель урока: познакомить учащихся с хищными млекопитающими и их характерными особенностями.

Задачи урока:

Коррекционно – образовательная: Сформировать у учащихся представление о многообразии хищных млекопитающих, их значении в природе.

Коррекционно – развивающая: Создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти через работу со слайдами презентации.

Коррекционно – воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Воспитывать интерес к предмету посредством применения на уроке ИКТ.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, с дидактическим материалом, коррекционно - развивающие упражнения, просмотр презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран, учебник «Биология» 8кл.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, с индивидуальным подходом.

Ход урока

I .Организационная часть.

1. Приветствие учащихся

2. Проверка посещаемости

3. Проверка готовности к уроку

4. Эмоциональный настрой


Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 


Сядьте ровно, ножки вместе, 
Руки положи на стол. 
Подтянитесь, улыбнитесь 
И тихонько все садитесь. 
Будем мы писать, трудиться, 
Ведь заданья нелегки. 
Нам, друзья, нельзя лениться, 
Так как мы – ученики. 


Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.



Работа с числом (время года, день недели, число)

(Слайд №2)

Наступили холода. 
Обернулась в лёд вода. 
Длинноухий зайка серый 
Обернулся зайкой белым. 
Перестал медведь реветь: 
В спячку впал в бору медведь. 
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает?  (Зимой)

II. Объявление темы и целей урока.

Ребята! Сегодня мы продолжим наше с вами путешествие в загадочный, таинственный и интересный мир животных.

Разгадав кроссворд, мы ребята с вами сегодня узнаем, с какой группой животных нам предстоит сегодня познакомиться.


Кроссворд (карточки) (Слайд №3)





х

а

м

е

л

е

о

н


п

а

в

л

и

н




я

щ

е

р

и

ц

а




н

о

с

о

р

о

г



к

и

т





а

к

у

л

а


ж

и

р

а

ф










  1. Животное, которое меняет свой цвет.

  2. Птица, с красивым хвостом.

  3. Животное, которое в случае опасности, отбрасывает свой хвост.

  4. Животное с рогом на голове.

  5. Самое большое животное на Земле, которое обитает в воде.

  6. Хищная большая рыба.

  7. Самое высокое животное на Земле.


Итак, ребята, какое слово у нас получилось – ХИЩНИКИ.

Мы сегодня на уроке узнаем, кто такие Хищные звери, познакомимся с представителями Хищников и их особенностями.

Запишите число и тему урока.


III. Повторение пройденного материала.

Ребята! Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже знакомились на прошлых уроках.

А помогут нам вспомнить этих животных загадки.


Загадки: (Слайд №4)

1. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)


2. Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты. (Заяц)


3. Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живёт пушистый (Кролик)


4.Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)


5.Рыжий маленький зверёк
Стал еду готовить впрок:
Он устроил ловко
За щекой кладовку. (Хомяк)

6. Вот речные мастера:

Строят дом без топора,

А из брёвен и из тины

Возведут за день плотину. (Бобры)









  1. Назовите животных, которые относятся к Зайцеобразным?

  2. Назовите животных, которые относятся к Грызунам?

  1. Как называют животных, которые выкармливают своих детёнышей молоком?

IV. Изучение нового материала.

Про млекопитающих есть стихотворение:

Актуализация знаний. (Слайд №5)

Много есть млекопитающих.
И приятных, и пугающих,
Симпатичных и ужасных,
Безобидных и опасных,
Хищных, травоядных,
Грязных и опрятных,
Лохматых, голокожих
И на людей похожих.

Загадки для класса.

Чем питаются белка, мышь, заяц, бобёр, хомяк, растениями или животными? (растительной пищей – травоядные)

Некоторые млекопитающие питаются другими млекопитающими и птицами.

Какого животного ноги кормят? (волк)

Рыжее хитрое животное. Съела колобка (лиса)

Сравнение двух животных – лиса и волк (чем они питаются). (Слайд №6)

Лисицы питаются зайцами, ежами, мышами, утками.

Волки питаются дикими кабанами, оленями.


(Слайд №7) Млекопитающих, которые питаются другими млекопитающими и птицами, называют хищными зверями.

Все они имеют стройное тело, мощные подвижные и способные к быстрому бегу конечности, небольшую голову с короткой мускулистой шеей.

Слово «хищные» произошло от слова «похищать».

Ведь все хищные звери хватают свою жертву, похищают её.

Работа в тетрадях. Запись определения хищные звери.

Характерные особенности хищных зверей: (Слайд №8)

  • Зубы делятся на резцы, крупные острые клыки, среди которых на каждой челюсти справа и слева выделяют крупные зубы, называемые хищными зубами.

  • Развиты органы чувств – слух, зрение, обоняние.

  • Короткий кишечник – животная пища питательна и хорошо переваривается.

  • Хищные звери активно преследуют свою добычу.




Многообразие хищных зверей, их значение. (Слайд №9)

Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд.

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень.

Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны.


Бурый медведь – крупный сильный хищный зверь. Живёт в глухих дремучих лесах и в горах. По образу жизни бурый медведь — сумеречное животное. Днем скрывается в глухих местах леса и только вечером выходит на поиски корма. Лес доставляет ему обильную и разнообразную пищу. В начале лета он поедает молодые побеги, грибы, ягоды, желуди, орехи,фрукты. Может напасть на оленя, кабана. Чаще всего медведь кормится лягушками, яйцами птиц, грызунами, муравьями. В лесу он разоряет гнёзда диких пчёл. На вид бурый медведь неуклюжий, но он быстро бегает, может залезать на деревья, плавать. Зиму бурые медведи проводят в берлоге. Во время зимнего сна они живут за счёт жира, накопленного с осени.

(Слайд №10) Белый медведь живёт за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов. Это самый большой, самый сильный из медведей. Он весит около 700 кг, а длина туловища достигает целых 3 метра. Белый медведь — житель островов в Северном Ледовитом океане. Они очень хорошо плавают. Питаются тюленями, моржами и рыбой.

(Слайд №11)

Огромная кошка мелькнёт за стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись,

Идёт на охоту коварная……

Рысь – это красивая пятнистая кошка. Имеет короткий хвост, а на кончиках ушей есть пушистые кисточки. Очень осторожный и опасный сильный хищник. Рысь охотится на птиц, мелких грызунов, лисиц иногда на оленей. Рысь обычно подкарауливает жертву в засаде около тропы или бесшумно и неторопливо подкрадывается, а затем нападает большими прыжками. Рысь обладает красивым, ценным мехом.

(Слайд №12)

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …

Волки - общественные животные: они живут семьями. Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга - волчица. Чтобы остальные подчинялись, лидеры должны обладать сильным характером.

Добыча волка – дикие кабаны, олени.

V. Физ. минутка.

Потрудились — отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд

Влево, вправо поворот

Наклонились, прямо встали

Руки вниз и вверх подняли

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.


А сейчас сядут те, в чьём имени присутствует буква Б, Д, Ж, М, З.


(Слайд №13)

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек  стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую
 …

Лисица – мельче и слабее волка. Её можно узнать по вытянутой морде, длинному пушистому хвосту и рыжей окраске шерсти. Лисица часто поселяется вблизи деревень и таскает из курятников кур и яйца. Живут лисицы в глубоких норах, которые роют в оврагах, заросшим густым кустарником.

Лисицы питаются зайцами, ежами, мышами, утками.

(Слайд №14)

Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный..

Тигр - самая большая и самая грозная из крупных кошек. Когда он голоден, готов съесть чуть ли не все, что оказывается на его пути. Благодаря крупным размерам и телосложению тигр является грозным охотником, способным справиться с любым животным, встретившимся на его пути.

Тигр ведет одиночный образ жизни, хотя иногда самец охотится вместе с самкой. Выслеживая добычу, тигр использует свою маскирующую окраску, чтобы под прикрытием густой растительности приблизиться к намеченной жертве на несколько метров, а затем броситься на нее стремительным рывком. Добыча тигра – зайцы, рыба, буйволы, олени, лоси, кабаны.

(Слайд №15)

Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки.

Царь зверей, лев, обитает в африканских и индийских степях. Основная их добыча – копытные животные – буйволы и антилопы. Причем охоту ведут чаще всего самки, а лев охраняет территорию группы. Поскольку львы – очень умелые охотники, им не приходится проводить всё своё время, гоняясь за добычей. Большую часть дня львы дремлют в тени или отдыхают на ветвях деревьев.

Почему льва называют «царём зверей»?

Весь внешний вид льва говорит о его благородстве: такой роскошной гривы, как у самцов, нет больше ни у одного животного из семейства кошачьих.

Лев всегда считался олицетворением силы. Мы часто говорим: «сильный, как лев» или «львиное сердце». При королевских дворах во всем мире лев использовался для изображения на знаменах как символ власти. Возможно, это случилось не потому, что лев может победить любое животное, а потому, что он наводил страх и ужас на людей и зверей.

Работа в тетради. Запись хищных животных.

VI. Релаксация. (Слайд №16 ) Красивый лес и звуки природы.

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза.

« Представьте, что мы очутились в красивом лесу, кругом растут высокие стройные деревья и кустарники. Воздух в лесу чистый, свежий. Слышен щебет птиц, где – то дятел стучит по дереву, хочет достать жука. И вот идём мы по извилистой тропинке, и выходим на большую поляну. Вокруг зелёная свежая трава, красивые цветы, которые издают приятный, чарующий аромат. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох. Над цветами порхают бабочки, трудятся пчёлы, собирая мёд, жужжат шмели, в траве стрекочет кузнечик. Где – то поблизости слышится шелест листьев и шум водопада. Светит яркое солнышко и согревает всё вокруг. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вся негативная энергия уходит, настроение у вас хорошее, вы бодры и полны сил».

VII. Закрепление материала.

1. Работа с учебником.

Ответы на вопросы на с 165.

  • Каких животных называют хищными зверями? – ответ найди в тексте учебника.

  • Чем отличается охота у волка от охоты у рыси? – ответьте на вопрос, используя рисунок учебника 134 на с. 160.

(Слайд №17, 18)

2. Игра «Кто здесь лишний»

  • лев, гепард, белый медведь, заяц

  • тигр, волк, белка, лисица

  • олень, енот, рысь, леопард

Ребята, как вы думаете, нужны ли хищные звери природе? (беседа о роли хищников в природе)

VIII. Домашнее задание.

Раскрасить хищного зверя и рассказать о нём.

IX. Итог урока.

  • О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

  • Спасибо за работу на уроке! (Слайд №19)

  • Ребята! Кто является царём всех зверей?

На память о сегодняшнем уроке я вам хочу подарить эмблему с изображением царя зверей –грациозного льва!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!