Актуализация прежних знаний и целеполагание. | Каково значение транспорта веществ в организме животных? Какие системы позвоночных животных задействованы в транспорте веществ в организме? Как происходит транспорт веществ у растений? По организму животных и растений транспортируются не только полезные вещества, но и те, которые подлежат удалению из организма и являются вредными для него. - Придумайте схему, показывающую поступление веществ в организм, их переработку, изменение и выделения. Догадались ли вы, какую систему жизнедеятельности мы сегодня будем изучать. Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? | Отвечают на вопросы учителя. -обеспечивает перемещение питательных веществ и газов - кровеносная система - перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям. Вода с минеральными веществами передвигаются по сосудам древесины, а органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Слушают учителя. Придумывают схему и рисуют в тетради. - выделительную. Записывают тему урока Пытаются давать ответы, аргументировать. | осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно. |
Открытие новых знаний. | Как вы думаете, что такое выделение? Перед каждым организмом стоит проблема удаления вредных веществ. Решается она по-разному. Класс делится на 3 группы. 1 группа находит в учебнике на стр 84. как происходит процесс выделения у кольчатых червей. 2 группа находит в учебнике на стр. 86. как происходит процесс выделения у насекомых. 3 группа находит в учебнике на стр. 86 как происходит процесс выделения у позвоночных животных. В процессе выделения принимают участие и другие органы Назовите, какие можно назвать системы органов, связанных с выделительной? У растений и грибов нет специальной выделительной системы. -Послушайте стихотворение. «Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холода щеки горят, Любо в лесу мне бежать Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать» (А. Майков) - Какой процесс описал Майков в стихотворении? - Кто знает, какова роль листопада в жизни растений?(стр.146) - Все ли растения сбрасывают листья и почему? - Какие ещё вещества выделяют растения и почему? | Выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступившихся с пищей Работают с текстом учебника. - если организм простейшего лишить сократительной вакуоли, он погибнет, его просто разорвет от избытка воды. Работу выполняют в виде сравнительной таблицы Животные | Органы выделения | Особенности строения | Дождевой червь | метанефридии | Канальца, которые открываются реснитчатыми воронками в полость тела В них собираются ненужные вещества и выводятся через поры. | Насекомые | Мальпигиевые сосуды | Тонкие длинные трубочки, один конец которых лежит в полости тела, а другой открывается в задний отдел кишечника. Из гемолимфы вещества поступают в трубочки, а оттуда – в сухом виде наружу | Позвоночные | Почки, мочеточники, мочевой пузырь | Через почки удаляются ненужные для организма жидкие вещества | Называют известные органы выделения Легкие – углекислый газ, вода Кожа – вода, углекислый газ, мочевина Кишечник – минеральные соли, некоторые органические вещества Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли - это пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы -Листопад Находят ответы в учебнике стр. 146. Обсуждают в группе и отвечают по 1 от группы. | используют приемы работы с информацией; осуществляют постановку и формулирование проблемы, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы |