СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии на тему "Тип Хордовые"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии на тему "Тип Хордовые" для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему "Тип Хордовые"»

Открытый урок по биологии "Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные или Позвоночные"

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь!

Кто отсутствует?

II. Актуализация знаний.

В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Животные нашей планеты разнообразны по величине и форме тела. Они различаются по строению отделов тела, покровов, конечностей, органов чувств.

Большинство животных может передвигаться при помощи ног, крыльев, ласт, плавников. Многие не имеют органов передвижения и ведут прикрепленный или сидячий образ жизни. Животные различаются не только по внешнему облику, но и по внутреннему строению, поведению.

III. Изучение нового материала.

С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению нового типа животных – это тип хордовые (схема на слайде).

Тип Хордовые

Подтип Бесчерепные

Подтип Черепные или Позвоночные

Класс

Ланцетники

Класс

Круглоротые

Класс

Рыбы

Класс

Земноводные

Класс

Пресмыкающиеся

Класс

Птицы

Класс

Млекопитающие

На самом деле в современной систематике выделяют 3 подтипа (еще Подтип Оболочники, или их по другому называют Личиночнохордовые или Туникаты). У них основные признаки Типа Хордовые отчетливо выражены только в личиночном возрасте (асцидии, аппендикулярии). НО, рассматривать в школьном курсе мы будем только 2 подтипа.

- “Ребята, давайте вспомним каких животных называют беспозвоночными?”

(Нет внутреннего скелета и позвоночника)

- “Какие же животные относятся к группе “позвоночных животных?”

(Это те животные, которые имеют внутренний скелет в виде опорной оси, образуемой костями, хрящом. Это те животные с которыми нам еще предстоит познакомиться. Это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Хордовые – это высший тип животного царства, который объединяет более 40000 видов животных, разнообразных по внешнему виду, образу жизни и условиям обитания. Хордовые живут на поверхности суши, в толще почвы, в воде и летают в воздухе, несмотря на большие по сравнению с членистоногими размеры тела. Развитие внутреннего скелета в ходе эволюции обусловливает разнообразие органов, способных осуществлять все жизненно важные функции организма. Совершенствовались органы движения, изменялись покровы тела, развивались органы дыхания, кровообращения, органы чувств и нервная система, регулирующая и контролирующая работу всех систем органов.

- “Какие же еще признаки у животных данного вида можно выделить?”

(Самостоятельная работа с учебником по заданию: прочитать статью “Общая характеристика”, выделить в ней основные признаки хордовых).

Признаки Хордовых:

  1. Двусторонне-симетричные животные (что значит?)

  2. Внутренний скелет хорда, у некоторых животных сохраняется на всю жизнь, а у некоторых в зародышевой стадии и затем заменяется позвоночником.

  3. Наличие нервной системы в виде полой трубки расположенной над хордой.

  4. Пищеварительная система в виде трубки под хордой.

  5. Жаберные щели.

  6. Кровеносная система замкнутая. Сердце (или заменяющий его брюшной сосуд) расположена на брюшной стороне под хордой и пищеварительной системой.

  7. Хордовые имеют вторичный рот. Он образуется на конце противоположном его первоначальному положению. На месте зарастающего рта появляется анальное отверстие.

  8. Свободно живущие животные.

Тип хордовые состоит из двух подтипов: подтип бесчерепные мы рассмотрим на примере ланцетника.

В конце XVII века в одну из своих бесчисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Черного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал “Ланцетовидным слизнем”.

Но внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения это животное скорее напоминает рыбу. Его и причисли было к рыбам в качестве наиболее примитивной и упрощенной формы.

Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Благодаря работам Ковалевского это животное стало одним из самых популярных. Оно привлекало и привлекает к себе до сих пор внимание многих ученых-биологов и философов. Причина такого внимания заключается в том огромном значении, которое имели знание о нем в развитии понимания происхождения позвоночных животных. Из всех существующих животных оно ближе стоит к их древним предкам. Систематическое положение этого животного около 100 лет было не определенным. Свое название животное получило за свою внешнюю форму, похожую на хирургический инструмент - ланцет. Полупрозрачное животное длинной от 1 до 8 см. В настоящее время его относят к типу хордовых.

- “Ребята, как вы думаете почему?”

(Так как он обладает признаками хордовых).

Тело ланцетника сжато с боков, нет черепа, головной мозг не сформирован, есть один не парный плавник – спинной, который плавно переходит в хвостовой. По бокам тела расположены мышцы, которые разделены перегородками на 50-80 сегментов. Нет у ланцетника и органа слуха и органа равновесия, и поэтому когда ланцетник плавает он постоянно опрокидывается то на бок, то вверх брюхом.

На теле ланцетника также имеются осязательные клетки. Не существует у ланцетника и сердца. Кровь движется по телу только вследствие сокращения сосудов, она у него не красная, а бесцветная.

- “Как могло сохранится наряду с гораздо более организованными позвоночными это примитивного строения животное?”

(Ланцетники ведут скрытный образ жизни, зарываясь в песок, избегают яркого освещения, активны только в ночное время. Питаются одноклеточными животными и водорослями).

- “Какими же признаками будет обладать подтип черепные или позвоночные?”

(Самостоятельная работа с учебником по заданию: прочитать статью “Общая характеристика черепных или позвоночных” и выделить в ней основные признаки подтипов).

Признаки подтипа черепных или позвоночных:

  1. Скелет головы или череп и позвоночник состоящий из позвонков. (Сравнить скелет окуня и ланцетника)

  2. Головной мозг.

  3. Органы чувств – усложняется слух и зрение.

  4. Наиболее развитые мышцы.

  5. Парные конечности.

  6. Замкнутая кровеносная система, сердце.

  7. Дыхание – жабры или легкие.

В морях или пресных водоемах можно встретить удивительно примитивных современных позвоночных, которые относятся к классу круглоротые – это Миноги и Миксины. Что же они из себя представляют, давайте послушаем. (Выступление учащихся с докладами об этих животных).

- “Ребята, мы сегодня познакомились с типом Хордовых, выделили основные признаки типа, подтипов и классов – ланцетники и круглоротые.

IV. Закрепление.

Заполните пропуски в тексте.

Ланцетники относятся к подтипу ……….. Как и у всех представителей типа ………………., центральная часть нервной системы расположена на ……………… стороне тела, над …………….. Под хордой расположена ……………… система, передний отдел которой пронизан ………………... щелями. Кровеносная система ……………… типа, состоит из ……………… брюшного и отходящих от них мелких ………………. Функции сердца у ланцетника выполняют ……………….. Хорда выполняет роль ……………….

У одних она сохраняется в ……………….., а у других только ………………...

V. Домашнее задание.

Прочитать параграф 20. Заполнить таблицу “Особенности строения ланцетника”.

Системы органов

Особенности строения

1. Внутренний скелет

Хорда

2. Мышцы

В виде ленты расположены по бокам тела

3. Органы пищеварения

Рот, окруженный ресничками, глотка, печень, кишечник, анальное отверстие.

4. Органы дыхания

Жаберные щели.

5. Кровеносная система

Замкнутая, имеется брюшной и спинной сосуды, капилляры.

6. Нервная система и органы чувств

Нервная трубка, расположенная над хордой, светочувствительные и осязательные клетки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!