Тип: урок «открытия новых знаний». Фрагмент урока был проведен с использованием проблемно-диалоговой технологии с использованием метапредмета «Задача». Цель урока – способствовать формированию знаний о семье медоносных пчел. Предметные задачи:
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня жизнь подарила нам возможность познакомиться и вместе поработать. | Слушают. Настраиваются на восприятие материала. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. |
Актуализация знаний | - Прочитайте текст, слайда. - Что вы прочитали? ( задача) - Как вы это определили? Чем задача отличается от текста? ( условие и вопрос) - На каком уроке можно решать такую задачу? - На каких еще предметах решают задачи? - Прочитайте следующий текст. - Эта задача относится к какому-то предмету? (Эта задача относится ко многим предметам сразу, она жизненная. Каждый день любому человеку, в том числе и вам, приходится решать множество жизненных задач, а значит нужно этому учиться.) | Чтение слайда. В школе № 44 учатся 120 семиклассников. На занятии присутствует 28 человек. Сколько процентов семиклассников присутствует на занятии? В школе № 44 четыре седьмых класса. Для открытого занятия выбрали 7 «А» класс. Почему выбрали именно этот класс? Отвечают на заданные вопросы | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
3. Объявление темы урока. | - Посмотрите на фотографии, что изображено на каждой из них. Дайте название слайду. (Семья) - Да. Семья есть не только у человека. В природе тоже существуют семьи у растений и животных, и иногда людям стоит поучиться у них. - Используя свой жизненный опыт сформулируйте что такое семья? - Проверим по словарю. «Семья – это группа родственников, живущих вместе» - Посмотрите следующее изображение и предположите тему урока, связав ее со словом семья. (Семья пчел) - Сегодня на уроке вы узнаете больше о пчелиной семье. - Давайте с ней познакомимся. (читает ученик) - Это задача? ( нет вопроса) - Задайте такой вопрос, чтобы эта задача относилась к предмету биология. - Спасибо за вопросы. - Разрешите мне тоже предложить свой вопрос. Сможет ли пчела прожить одна? Давайте сегодня ответим на него. - Для того, чтобы успешно решить любую задачу, в том числе и жизненную, существует универсальный алгоритм решения. | Высказывают свои предположения. Называют тему урока. Читают текст. В улье живет семья пчел. Она состоит из матки, трутня и рабочих пчел. Учащиеся называют свои вопросы. | |
Изучение нового материала | Одна из задач нашего урока – это освоение универсального алгоритма решения задач. Алгоритм решения задач 1. Анализ условия 2. Выдвижение гипотез 3. Отбор гипотез 4. Проверка гипотез | Читают алгоритм решения задач. | Познавательные: умение выдвигать гипотезы |
Выдвижение гипотез и отбор гипотез | Уточним вопрос: Сможет ли пчела прожить одна? Выдвигаем гипотезы - Ваш жизненный опыт подскажет, какая из них более правдоподобная. - Ее и будем проверять. - Для этого нам нужны новые знания. | Выдвигают гипотезы. Пчела не сможет прожить одна. Пчела сможет прожить одна. | |
Проверка гипотез | Начинаем работу в группах. Прочитайте инструкцию и приступайте к работе. На выполнение задания 5 минуты. Учитель контролирует работу учеников в группах | Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу каждый у себя и общую, делают выводы. Тема____________________________ Член се мьи | Вес | Длина | Из каких яиц разви вается | Продолжи тельность жизни | Матка | | | | | Тру тень | | | | | Рабочая пче ла | | | | | | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. |
Представление итогов работы групп | Познакомимся поближе с пчелиной семьей. Каждая группа представляет свою работу, другие записывают данные к себе в таблицы. 1 Матка 2 Трутень 3 Рабочая пчела. | Каждая группа представляет результаты своей работы. |
Формулировка общего вывода работы в группах | Вернемся к нашей гипотезе. Пчела не сможет прожить одна. 1 группа: Матка сможет жить одна? 2 группа: Трутень сможет жить один? 3 группа: Рабочая пчела сможет жить одна? - Сделайте общий вывод. - Наша гипотеза подтвердилась. | Высказываются, делают общий вывод. Пчелы не могут жить друг без друга, т. к. члены семьи выполняют разные функции, как и люди в жизни. |
Рефлексия | Поверните свою карточку обратной стороной и продолжите предложения. Задачи бывают предметные и …. (жизненные) Любую задачу можно решить используя …. ( алгоритм) - Проверим себя (на слайде предложения). - Я, вам предлагаю вернуться к задаче про Вас. В школе № 44 четыре седьмых класса. Для открытого занятия выбрали 7 «А» класс. Почему выбрали именно этот класс? - Предположите, почему из четырех классов выбрали именно Вас. - Дома предлагаю решить задачу по алгоритму до конца. - Я желаю вам научиться, всегда находить правильные решения в любой жизненной задаче, но в тоже время не бояться ошибок. И дарю вам универсальный алгоритм решения задач. Спасибо за работу. | Дописывают не законченные предложения. Проверяют их. Читают текст слайда. Выдвигают гипотезы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование, целеполагание |