СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии Семья пчел

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для детей 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии Семья пчел»

Методическая разработка урока биологии для 7 класса в рамках ФГОС «Семья пчел»

Автор: Порошина Оксана Владимировна, учитель биологии

Тема: Семья пчёл

Тип: урок «открытия новых знаний». Фрагмент урока был проведен с использованием проблемно-диалоговой технологии с использованием метапредмета «Задача». Цель урока – способствовать формированию знаний о семье медоносных пчел. Предметные задачи:
  • рассмотреть отличия строения матки, трутня, рабочей пчелы;
  • выявить функциональные отличия представителей пчелиной семьи.
Метапредметные задачи:
  • освоить универсальный способ решения задач;
  • развивать базовые способности учащихся (мышление, коммуникацию, рефлексию).
  • воспитывать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

  • воспитывать умение сотрудничать, оценивать собственный вклад в работу группы.

Личностная задача:

  • воспитать интерес и бережное отношение к природе.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня жизнь подарила нам возможность познакомиться и вместе поработать.

Слушают. Настраиваются на восприятие материала.




Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний

 - Прочитайте текст, слайда.

- Что вы прочитали? ( задача)

- Как вы это определили? Чем задача отличается от текста?

( условие и вопрос)

- На каком уроке можно решать такую задачу?

- На каких еще предметах решают задачи?

- Прочитайте следующий текст.

- Эта задача относится к какому-то предмету? (Эта задача относится ко многим предметам сразу, она жизненная. Каждый день любому человеку, в том числе и вам, приходится решать множество жизненных задач, а значит нужно этому учиться.)

Чтение слайда.

В школе № 44 учатся 120 семиклассников. На занятии присутствует 28 человек. Сколько процентов семиклассников присутствует на занятии?




В школе № 44 четыре седьмых класса. Для открытого занятия выбрали 7 «А» класс. Почему выбрали именно этот класс?



Отвечают на заданные вопросы


Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.      

3. Объявление темы урока.

- Посмотрите на фотографии, что изображено на каждой из них. Дайте название слайду. (Семья)

- Да. Семья есть не только у человека. В природе тоже существуют семьи у растений и животных, и иногда людям стоит поучиться у них.

- Используя свой жизненный опыт сформулируйте что такое семья?

- Проверим по словарю.

«Семья – это группа родственников, живущих вместе»
- Посмотрите следующее изображение и предположите тему урока, связав ее со словом семья. (Семья пчел)

- Сегодня на уроке вы узнаете больше о пчелиной семье.

- Давайте с ней познакомимся. (читает ученик)

- Это задача? ( нет вопроса)

- Задайте такой вопрос, чтобы эта задача относилась к предмету биология.

- Спасибо за вопросы.

- Разрешите мне тоже предложить свой вопрос. Сможет ли пчела прожить одна? Давайте сегодня ответим на него.

- Для того, чтобы успешно решить любую задачу, в том числе и жизненную, существует универсальный алгоритм решения.

Высказывают свои предположения.












Называют тему урока.





Читают текст. В улье живет семья пчел. Она состоит из матки, трутня и рабочих пчел.

Учащиеся называют свои вопросы.


  1. Изучение нового материала

Одна из задач нашего урока – это освоение универсального алгоритма решения задач.

Алгоритм решения задач

1. Анализ условия

2. Выдвижение гипотез

3. Отбор гипотез

4. Проверка гипотез

Читают алгоритм решения задач.

Познавательные: умение выдвигать гипотезы

  1. Выдвижение гипотез и отбор гипотез

Уточним вопрос: Сможет ли пчела прожить одна?

Выдвигаем гипотезы

- Ваш жизненный опыт подскажет, какая из них более правдоподобная.

- Ее и будем проверять.

- Для этого нам нужны новые знания.

Выдвигают гипотезы.

  1. Пчела не сможет прожить одна.

  2. Пчела сможет прожить одна.


  1. Проверка гипотез

Начинаем работу в группах. Прочитайте инструкцию и приступайте к работе. На выполнение задания 5 минуты.


Учитель контролирует работу учеников в группах

Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу каждый у себя и общую, делают выводы. Тема____________________________


Член се

мьи

Вес

Длина

Из каких яиц разви

вается

Продолжи

тельность жизни

Матка





Тру

тень





Рабочая пче

ла






Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;   

формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

  1. Представление итогов работы групп

Познакомимся поближе с пчелиной семьей.

Каждая группа представляет свою работу, другие записывают данные к себе в таблицы.

1 Матка

2 Трутень

3 Рабочая пчела.

Каждая группа представляет результаты своей работы.

  1. Формулировка общего вывода работы в группах

Вернемся к нашей гипотезе.

Пчела не сможет прожить одна.

1 группа: Матка сможет жить одна?

2 группа: Трутень сможет жить один?

3 группа: Рабочая пчела сможет жить одна?

- Сделайте общий вывод.

- Наша гипотеза подтвердилась.

Высказываются, делают общий вывод.

Пчелы не могут жить друг без друга, т. к. члены семьи выполняют разные функции, как и люди в жизни.

  1. Рефлексия

Поверните свою карточку обратной стороной и продолжите предложения.

Задачи бывают предметные и …. (жизненные)

Любую задачу можно решить используя ….

( алгоритм)

- Проверим себя (на слайде предложения).

- Я, вам предлагаю вернуться к задаче про Вас.

В школе № 44 четыре седьмых класса. Для открытого занятия выбрали 7 «А» класс. Почему выбрали именно этот класс?

- Предположите, почему из четырех классов выбрали именно Вас.

- Дома предлагаю решить задачу по алгоритму до конца.

- Я желаю вам научиться, всегда находить правильные решения в любой жизненной задаче, но в тоже время не бояться ошибок. И дарю вам универсальный алгоритм решения задач.

Спасибо за работу.

Дописывают не законченные предложения. Проверяют их.












Читают текст слайда.






Выдвигают гипотезы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли. Познавательные:

рефлексия.

Личностные:

смыслообразование,

целеполагание
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!