МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»
Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, мкр. Химки д.27
индекс: 665684, тел./факс: (39566) 62-3-59, e-mail: [email protected]
Конспект урока по биологии в 7 классе
Тема «Тип Круглые черви»
Разработала: Жмурова Виктория Ивановна,
учитель биологии
Пояснительная записка
Направление: естественные науки (биология)
Тема урока: Тип Круглые черви.
Класс 7б, 21 человек.
Психолого-педагогическая характеристика класса:
Реальные учебные возможности учащихся данного класса – средние. Из 21 человека 5 человека проявляют повышенный интерес к биологии, семь человек занимаются стабильно, хорошо усваивают учебный материал. Часть учащихся особого интереса к биологии не проявляют, но минимум учебного материала усваивают.
Результаты диагностики репрезентативной системы восприятия и переработки информации, показали, что из 21 респондентов: кинестетов составляют 5 человек, которые характеризуются хорошей моторной памятью, тактильным восприятием; аудиалов – 10 человек (преобладание слуховой памятью), визуалов – 6, хорошо развито зрительное восприятие.
По типу темперамента ребята подразделяются: на холериков 8 человек, неуравновешенные, не достаточно самообладания, бывают вспыльчивы, несдержанны, приступают к делу увлеченно, но сил на долго не хватает, трудно дается спокойная, медленная деятельность; сангвиников – 6 человек, характерна продуктивность и быстрота в деятельности; меланхоликов - 4 человека, характеризуются пассивностью на уроках, проявляют тревожность при проверке знаний, не всегда хорошо справляются с тестовыми заданиями, флегматиков – 3, свойственна усидчивость, умеют вникать в суть дела, но им трудно переключаться с одного задания на другое.
Программа « Биология. 5-9 классы» -М.: Дрофа, 2012год., программа авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника.
Учебник: Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016 год.
Данный урок проводится при изучении курса биологии в 7 классе, является четвертым уроком в теме «Многоклеточные животные». Знания, полученные на этом уроке, будут необходимы при изучении последующих тем курса биологии.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: смешанный
Образовательная технология: технология «Продуктивное чтение» (смысловое чтение).
Цели урока:
- Изучение особенностей строения, жизнедеятельности круглых червей.
Задачи: Обучающие:
- Изучить особенности строения и развития различных представителей круглых червей.
- Рассмотреть черты приспособленности аскариды человеческой к паразитизму.
Развивающие:
- Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие коммуникативных качеств, памяти, внимания, формирование навыков исследовательской деятельности.
- Дальнейшее развитие умения работать с учебником, дополнительной литературой.
Воспитательные:
- Продолжить на данном уроке формирование навыков личной гигиены, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Структура урока.
Этапы урока | Цель этапа | Средства обучения |
1.Организационный момент. | - Общая готовность детей к уроку; - Концентрация внимания учащихся; - Создание благоприятной атмосферы в классе. | Мультимедиа |
2.Основной этап – работа с текстом с использованием технологии «Продуктивное чтение» (смысловое чтение). 1 этап: работа с текстом до чтения. | Определение смысловой, тематической, направленности текста по названию параграфа, ключевым словам с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе. | Мультимедиа, дидактический материал |
3.2 этап: работа с текстом во время чтения. | Выявление первичного восприятия (с помощью беседы). Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагмента текста. | Мультимедиа, дидактический материал. |
4.3 этап: работа с текстом после чтения. | Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста. Творческие задания. | Мультимедиа, дидактический материал. |
5. Рефлексия учебной деятельности. | «Дерево здоровья» | Мультимедиа, дидактический материал. |
6. Домашнее задание. | Минимум Максимум | Мультимедиа. |
Разработка урока биологии по разделу «Животные»
Класс 7 дата 28.09.2018 предмет Биология Номер урока: 8 Тема урока: Тип Круглые черви Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: смешанный Цели урока:
- Изучение особенностей строения, жизнедеятельности круглых червей.
Задачи: Обучающие:
- Изучить особенности строения и развития различных представителей круглых червей.
- Рассмотреть черты приспособленности аскариды человеческой к паразитизму.
Развивающие:
- Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие коммуникативных качеств, памяти, внимания, формирование навыков исследовательской деятельности.
- Дальнейшее развитие умения работать с учебником, дополнительной литературой.
Воспитательные:
- Продолжить на данном уроке формирование навыков личной гигиены, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Формируемые УУД:
Познавательные: осуществление постановки и формулирования проблемы, овладение приемами работы с информацией.
Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение отстаивать свою позицию, обмениваться мнениями в паре, активно слушать сверстников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.
Регулятивные: принимать учебную задачу, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, осознание бережного отношения к своему здоровью.
Методы: поисковые (работа с информацией), словесные (беседа, опрос), наглядные (иллюстрации, таблицы).
Методические приемы: «Тонких и толстых вопросов», «Кластер», «Синквейн».
Оборудование: учебник В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные», проектор, электронное приложение к учебнику.
Цели урока, запланированные учителем:
1.Формирование приемов понимания и анализа текста научного стиля (параграф учебника).
2. Изучение особенностей строения, жизнедеятельности круглых червей. 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.
Цели урока, запланированные учащимися:
Исходя из того, что урок построен с использованием образовательной технологии «Продуктивное чтение», цель определяют учащиеся самостоятельно после того, как будут погружены в различные виды деятельности.
Ход урока:
Организационный этап
Цель:
- общая готовность детей к уроку,
- концентрация внимания детей, создание благоприятной атмосферы в классе.
Деятельность учителя: Приветствие.
Предлагаю «запустить» познавательный процесс через определение темы урока и задач, которые постараемся сегодня «решить».
Деятельность учащихся:
Заполните пропуски в теме после выполнения следующих заданий.
Тема «Тип круглые …(1). (2)…. и жизнедеятельность круглых ... . Борьба с (3)….»
«У меня нет рук и ног. Сам я тонкий, как шнурок» (червяк).
Поставьте отгадку в множественное число и уберите суффикс (черви)
Посмотрите на рисунок и продолжите высказывание «Говоря о любом живом организме, следует говорить о его (строении)
Посмотрите на юмористический рисунок и предположите, с какими червями необходимо бороться? (черви-паразиты).
Деятельность учителя:
Итак, тема урока «Тип круглые черви. Строение и жизнедеятельность круглых червей. Борьба с червями-паразитами».
Деятельность учащихся:
Сформулировать задачи урока, используя глаголы «знать, уметь, научиться» и другие, предложить план действий.
Примечание: учащиеся предлагают прочитать параграф, рассмотреть рисунок и обратиться к дополнительной литературе.
Основной этап урока – это работа с текстом в три этапа с использованием технологии «Продуктивное чтение» (смысловое чтение)
1 этап: работа с текстом до чтения.
Цель: развитие читательского умения (антиципация) – умения предполагать (прогнозировать) содержание параграфа.
Демонстрация умения учащихся:
прогнозирование, демонстрация умения предполагать (прогнозировать) содержание
по рисунку.
Деятельность учащихся:
Рассмотреть рисунок
Заполнить таблицу «Сходства и различия в строении между круглыми и плоскими червями»
Примечание: учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.
Демонстрация умения учащихся:
демонстрация умения предполагать (прогнозировать) содержание, используя стратегию «Ключевые слова».
Деятельность учащихся:
Прочитайте план параграфа и спрогнозируйте, используя свой жизненный опыт, о чем
нам может рассказать этот текст научного стиля.
План параграфа
Почвенные и растительные круглые черви
Круглые черви – паразиты человека и животного.
Борьба с червями-паразитами.
2 этап: работа с текстом во время чтения
Деятельность учителя:
Посмотрите еще раз на тему урока и сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы.
Предполагаемые вопросы:
Какие черви и как наносят ущерб сельскому хозяйству?
Как называются круглые черви-паразиты, которые живут в человеке и животном? Как они вредят живому организму?
Как можно предостеречь себя от заражения червями-паразитами?
Деятельность учащихся:
Стратегия «Где ответ: в голове или тексте?»
Самостоятельное чтение
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием параграфа.
Медленное «вдумчивое» чтение отдельных фрагментов и составление кластера на тему «Пути заражения человека аскаридой».
Примечание: прием «Кластер» (гроздь) подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Памятка составления кластера (на столах у учащихся).
Деятельность учителя:
Сегодня на уроке мы не можем с вами не поговорить об ученом, который занимался изучением паразитических червей.
Примечание: материал на столах учащихся.
Константин Иванович Скрябин.
Константин Иванович Скрябин (1878-1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей-паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.
Деятельность учащихся:
Стратегия (приём) «Тонкие и толстые вопросы».
Класс разделить на две группы: первая группа работает над тонкими вопросами к тексту, вторая – над толстыми вопросами.
Группы обмениваются вопросами и отвечают на них.
Примечание:
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто… Что…. Когда…. Может…. Будет….. Мог ли…. Как звали… Было ли…. Согласны ли вы | Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете…. Почему вы считаете…. В чем разница……. Предположите, что будет, если… Что, если…. |
Физминутка. Упражнения на развитие неречевого слуха. «Изобразите слова» с помощью мимики, пантомимы. Учащиеся встают и показывают: ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть.
3 этап: работа после текста
Творческие задания, опирающиеся на осмысление содержания текста (сфера читательской деятельности учащихся).
Синквейн (памятка по составлению синквейна)
1 строчка-существительное (тема синквейна)
2 строчка- 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строчка- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строчка -целая фраза , предложение из нескольких слов, с помощью которых характеризуется тема в целом.
5 строчка- слово- резюме (итог, вывод).
Составление памятки «Меры профилактики и борьбы с червями-паразитами» (предлагаются в помощь детские стихи)
С аппетитом всё в порядке,
Заяц съел морковку с грядки,
Мыть не стал, а сунул в рот,
И теперь болит живот.
Пришел в поликлинику
Вова Петров.
Захныкал Петров:
"Что-то я нездоров.
Так странно и жутко урчит мой живот,
Как будто
В нем кто-то ужасный живет!"
И доктор
Седой головой покачал,
И пальцами
В крышку стола постучал,
И Вове сказал:
"От такого соседства
Вас быстро избавит
Надежное средство".
"Какое?"–
Спросил его Вова уныло.
И доктор сказал:
"Туалетное мыло".
Почесала муха брюхо.
- Что за день! – сказала муха.
Села я на потолок -
«Дихлофосом» прямо в бок.
Пролетела я над слойкой –
Замахнулись мухобойкой
Стратегия «Телеграмма» (путем сжатия текста передать содержание параграфа).
Рефлексия.
Деятельность учащихся.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно….
Было трудно….
Я выполнял задание….
Я понял, что…
Теперь я могу….
Я почвуствовал, что….
Я приобрел….
Я научился….
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Меня удивило….
На доске прикреплено «Дерево здоровья». Итак, ребята, изучив тему, давайте подведем итог и оденем «Дерево здоровья» в листву. А для этого вспомним, что нужно сделать, чтобы не заразиться глистными заболеваниями, написать на листочках-стикерах и приклеить на дерево.
Домашнее задание:
Минимум:
1.Проработать текст в учебнике, п.8 учебника
Максимум:
Творческое задание: составить кроссворд, презентацию по изученной теме.
Итог урока:
Деятельность учителя:
Подводит итоги урока, комментирует оценки вместе с учащимися за урок.