Урок «открытия» нового знания. Технологическая карта урока по теме: «Деление клетки. Митоз»
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих на уроке, готовности к уроку. | Включение в деловой ритм. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задание 1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает - от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет. 2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы. Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы: 1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? 2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов? - Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) | Выявляет уровень знаний. Дает задания. Предлагает ответить на вопросы | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки отвечают на вопросы | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика. |
3.Постановка учебной задачи. Задание 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия, например: хромосомы, ядро, рост, размножение и т.д.). Задание 3. Как вы думаете, какое отношение к теме нашего урока имеет стихотворение: 23 пары включает Маленький этот зал, Музыка не играет, но не смолкает бал. Какова, на ваш взгляд цель нашего урока? Итак, в ходе работы над заданиями появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы Предполагаемый ответ Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, терминами, символикой по теме «Деление клетки» Тема сегодняшнего урока «Деление клетки.Митоз.» | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Задание 1.(ЗП) Посмотреть видеофрагменты 1-3. 1.Рост клеточных и многоклеточных организмов. 2.Жизненный цикл клетки. 3.Схема митоза. 1 группа: Почему говорят: Береги себя! Нервные клетки не восстанавливаются? 2 группа: Почему после заживления у человека тяжёлых рваных ран образуются глубокие рубцы, уродующие тело человека? 3 группа: Лист растения состоит из основной ткани, клетки которой не делятся, тем не менее листья растут. За счёт чего происходит рост листовой пластинки? | Организует групповую работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагает ответить на вопросы. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Работают в группах. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Предметные умения: знаний сущности процесса деления клеток и процесса дифференцировки клеток в многоклеточном организме |
5.Первичное закрепление. Задание 1.(ЗП) 4.5. Редупликация. Митоз. Фронтальная работа Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы: 1.Расположение хромосом по экватору(М) 2.Растворение ядерной оболочки(П) 3. Формирование ядерной оболочки(Т) 4. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам(М) 5. Исчезновение нитей веретена деления(Т) 6. Расхождение хромосом к полюсам клетки(А) 7. Спирализация хромосом(П) 8. Расхождение центриолей к полюсам(П) 9. Появление в цитоплазме перетяжки(Т) 10. Образование хроматина(Т) | Устанавливает осознанность восприятия. Предлагает решить задание. Первичное обобщение. | Решают задания на соответствие. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Предметные умения: знание сущности митотического цикла: интерфазы, редупликации ДНК, митоза, фаз митотического деления и преобразования хромосом |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Групповая работа. 1 группа: задание «Нарушение митоза» Составить логические пары: тип воздействия – последствия.
«Правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются. Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления. Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом »
2 группа: задание «Различие митоза у растений и животных».
Проанализировав текст, найдите отличия в протекании митоза у растений и животных. Заполните таблицу. Вопросы для сравнения | Митоз в растительной клетке | Митоз в животной клетке | Наличие центриолей | | | Особенности цитокенеза | | | Место протекания | | | Самое главное событие, происходящее во время митоза – это равномерное распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Митоз в клетках растений и животных протекает почти одинаково, но отличия всё- таки имеются. Так, например, в растительных клетках нет центриолей. В конце телофазы в растительных клетках из нитей веретена деления в экваториальной части формируется фрагмопласт, в эту же область перемещаются рибосомы, митохондрии, ЭПС. Всё это приводит к формированию клеточной пластинки, которая в последствии разделит клетку надвое. Этого процесса не наблюдается у животных. Есть и различия в цитокинезе, например, только у животных образуется перетяжка. Митозы у животных происходят в различных тканях и участках организма, чего не скажешь о растениях. Там митоз происходит в строго определённых местах, где расположена образовательная ткань, то есть в меристемах. Например, на кончиках корня (зона роста), в почке (конус нарастания), камбии. 3 группа: задание «Амитоз» Выделите из текста «опорные» точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза. Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников. Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании, после него клетки не способны к митотическому делению ».
| Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) I. Задание на самоанализ. 1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке 2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …» И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Особенно хорошо я усвоил … - Свой результат могу оценить так… Домашнее задание: Параграф 18, ответить на вопросы после параграфа Задания 1-6 рабочей тетради на стр. 90-92 Написать синквейн на тему «Митоз» | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование_ Предметные умения: умение пользоваться терминологией |