СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 9 классе. Деление клетки.Митоз.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку  в соответствии ФГОС .

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 9 классе. Деление клетки.Митоз.»

Урок «открытия» нового знания. Технологическая карта урока по теме: «Деление клетки. Митоз»


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих на уроке, готовности к уроку.

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.


Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Задание 1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает  - от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет. 
2.  Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов?

 -  Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) 


Выявляет уровень знаний. Дает задания.






Предлагает ответить на вопросы







Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

отвечают на вопросы

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с

целью выделения признаков

вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.


3.Постановка учебной задачи.



Задание 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия, например: хромосомы, ядро, рост, размножение и т.д.).

Задание 3. Как вы думаете, какое отношение к теме нашего урока имеет стихотворение:

23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.



Какова, на ваш взгляд цель нашего урока?

Итак, в ходе работы над заданиями появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы

Предполагаемый ответ Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, терминами, символикой по теме «Деление клетки»

Тема сегодняшнего урока «Деление клетки.Митоз.»

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.


Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока


Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы



4.Построение проекта выхода из затруднения.


Задание 1.(ЗП) Посмотреть видеофрагменты 1-3.

1.Рост клеточных и многоклеточных организмов.

2.Жизненный цикл клетки.

3.Схема митоза.

1 группа: Почему говорят: Береги себя! Нервные клетки не восстанавливаются?

2 группа: Почему после заживления у человека тяжёлых рваных ран образуются глубокие рубцы, уродующие тело человека?

3 группа: Лист растения состоит из основной ткани, клетки которой не делятся, тем не менее листья растут. За счёт чего происходит рост листовой пластинки?


 

Организует групповую работу обучающихся по

исследованию проблемной ситуации.

Предлагает ответить на вопросы.





Составляют план достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)

Работают в группах.

Отвечают на вопросы.


Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные –

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации. Предметные умения: знаний сущности процесса деления клеток и процесса дифференцировки клеток в многоклеточном организме


5.Первичное закрепление.


Задание 1.(ЗП) 4.5. Редупликация. Митоз.

Фронтальная работа

Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы:

1.Расположение хромосом по экватору(М)

2.Растворение ядерной оболочки(П)

3. Формирование ядерной оболочки(Т)

4. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам(М)

5. Исчезновение нитей веретена деления(Т)

6. Расхождение хромосом к полюсам клетки(А)

7. Спирализация хромосом(П)

8. Расхождение центриолей к полюсам(П)

9. Появление в цитоплазме перетяжки(Т)

10. Образование хроматина(Т)


Устанавливает осознанность

восприятия. Предлагает решить задание.

Первичное обобщение.


Решают задания

на соответствие.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

Предметные умения: знание сущности митотического цикла: интерфазы, редупликации ДНК, митоза, фаз митотического деления и преобразования хромосом


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Групповая работа.


1 группа: задание «Нарушение митоза»


Составить логические пары: тип воздействия – последствия.

«Правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются. Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления. Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом »

2 группа: задание «Различие митоза у растений и животных». 

Проанализировав текст, найдите отличия в протекании митоза у растений и животных. Заполните таблицу.

 

Вопросы для сравнения

Митоз в растительной клетке

Митоз в животной клетке

Наличие центриолей



Особенности цитокенеза



Место протекания




Самое главное событие, происходящее во время митоза – это равномерное распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Митоз в клетках растений и животных протекает почти одинаково, но отличия всё- таки имеются. Так, например, в растительных клетках нет центриолей. В конце телофазы в растительных клетках из нитей веретена деления в экваториальной части формируется фрагмопласт, в эту же область перемещаются рибосомы, митохондрии, ЭПС. Всё это приводит к формированию клеточной пластинки, которая в последствии разделит клетку надвое. Этого процесса не наблюдается у животных. Есть и различия в цитокинезе, например, только у животных образуется перетяжка. Митозы у животных происходят в различных тканях и участках организма, чего не скажешь о растениях. Там митоз происходит в строго определённых местах, где расположена образовательная ткань, то есть в меристемах. Например, на кончиках корня (зона роста), в почке (конус нарастания), камбии.


3 группа: задание «Амитоз»
Выделите из текста «опорные» точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза.

Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников. Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании, после него клетки не способны к митотическому делению ».



Организует деятельность по

применению новых знаний.


Самостоятельная работа.

Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.


7.Рефлексия деятельности (итог урока)


I. Задание на самоанализ.

1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Особенно хорошо я усвоил …

- Свой результат могу оценить так…




Домашнее задание:

  1. Параграф 18, ответить на вопросы после параграфа

  2. Задания 1-6 рабочей тетради на стр. 90-92

  3. Написать синквейн на тему «Митоз»






Организует рефлексию


Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование_

Предметные умения: умение пользоваться терминологией






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!