СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по чтению « Мы в ответе за тех, кого приручили». К. Г. Паустовский. « Кот- ворюга».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- Формирование навыка анализа художественного произведения: умения определять тему, основную мысль, давать характеристику поступкам героев,

- Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, анализе, синтезе;

- Развитие навыка осмысленного, выразительного чтения, навыка группового взаимодействия;

- Воспитание нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;

- Использование элементов проектной технологии для повышения мотивации в обучении.

 

Ход урока:

  1. Психологический настрой. Введение в тему.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда-

Вниманье умных ваших глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений.

Пусть будет светлым наш урок!

Светлым- от ваших знаний, умений. красивых нравственных качеств, которые дарит нам встреча с удивительным миром животных.

Поэтическая зарисовка «Узнайте героя произведения».

Один из его представителей говорит о себе так:

- Я зверек очень проворный,

Умный, ласковый. проворный,

Когти остры, цепкий взгляд,

Глазки- бусинки горят,

Я не мягкая игрушка,

Просмотр содержимого документа
«Урок по чтению « Мы в ответе за тех, кого приручили». К. Г. Паустовский. « Кот- ворюга».»

Урок чтения в 5- том классе.

Тема: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

К. Г. Паустовский. « Кот- ворюга».


Цели:

- Формирование навыка анализа художественного произведения: умения определять тему, основную мысль, давать характеристику поступкам героев,

- Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, анализе, синтезе;

- Развитие навыка осмысленного, выразительного чтения, навыка группового взаимодействия;

- Воспитание нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;

- Использование элементов проектной технологии для повышения мотивации в обучении.


Ход урока:

  1. Психологический настрой. Введение в тему.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда-

Вниманье умных ваших глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений.

Пусть будет светлым наш урок!

Светлым- от ваших знаний, умений. красивых нравственных качеств, которые дарит нам встреча с удивительным миром животных.

Поэтическая зарисовка «Узнайте героя произведения».

Один из его представителей говорит о себе так:

- Я зверек очень проворный,

Умный, ласковый. проворный,

Когти остры, цепкий взгляд,

Глазки- бусинки горят,

Я не мягкая игрушка,

Не забавная зверушка,

Грозный повелитель я,

Лев и тигр- моя родня!

Спинку выгну- только тронь!

И умчусь я . как огонь!

Что это за зверь? Узнали его, ребята? ( Это кот)


2. Актуализация знаний. Введение в тему.

- На предыдущем уроке мы прочитали рассказ о коте. Как он называется? Кто его автор? ( Ответы)

Сегодня мы поговорим о теме, героях рассказа, их поступках, выскажем свое отношение к ним, подумаем, чему учит рассказ .

  1. Цели и задачи урока.

( Слайд Тема.

Герои, их поступки.

Отношение к изображаемому.

Чему учит рассказ?

Смысл названия.)

  1. «Секретные материалы»

- Перед изучением произведения мы составили « Секретные материалы».

( Слайд)

-О ком говорится в рассказе?

- Кто такой « ворюга»?

-Почему кота назвали Ворюгой?

-Каким стал кот в конце рассказа? Почему?

-Какие качества людей помогли стать их другом?

- Как звучит слово « Ворюга» в названии рассказа?

Раскроем секрет ваших материалов.


4. Анализ произведения по смысловым отрывкам.

-О ком говорится в рассказе? ( О коте, о людях, о том, как люди относились к коту)

Вы назвали тему рассказа. Это взаимоотношение человека с миром животных.


5. Словарная работа.

- Как называет автор кота? ( Ворюгой)

-Что означает это слово?

( Слайд Ворюга- это)

- Какой оттенок у этого слова?


6. « Палитра чувств». ( Теплый, грубый, ласковый, отрицательный)

-Какие поступки совершает кот- Ворюга? За что кота назвали Ворюгой?

- Как рыболовам удалось поймать кота?

-Опишите внешность кота.


7. « Что я узнал и понял?»

« В роли исследователей текста».

Задание. Сейчас мы займемся поисковой деятельностью. Выполним задание. Сравним поведение кота в начале и в конце рассказа. Сделаем вывод, изменилось оно или нет.

Поведение кота:

В начале рассказа кот что делал?

Он был каким?

В конце рассказа кот что стал делать?

Он стал каким?

- Почему кот изменился? ( Потому что люди накормили его, позаботились о нем)

-Подходило ли теперь к коту прозвище Ворюга?

Придумайте коту другую кличку.( Предложения детей).

8. « Ассоциативный ряд».

- Какие качества людей помогли коту стать их другом и защитником? ( Доброта, любовь, внимание, забота)


9.Выполните тестовое задание, и вы придете к выводу, чему учит рассказ К. Г. Паустовского.

( Слайд Тест

К животным надо относиться:

1.Жестоко, зло, равнодушно.

2. С любовью, с добротой, ответственно.

( Выполняют тестовое задание)

- Ваш выбор созвучен высказыванию К. Г. Паустовского

( Слайд « Я хотел. чтобы мой рассказ пробудил в людях доброту и ответственность.»


10. - В ваших сердцах живут доброта и ответственность. и подтверждение этому- фотокомпозиция « Мой друг».

Домашним заданием было нарисовать рисунок вашего четвероногого любимца, написать о нем небольшой рассказ.

Представим несколько работ. ( Читают Смагин, Махота)


11.Динамическая пауза « Кошка».

Вот проснулась наша кошка

Она, спинку распрямляя,

Потянулась вся, зевая.

Лапки передние так тянет,

Кажется, мой нос достанет.

Тянет задние- картинка!

Потом выгнула вдруг спинку.

Аккуратно, по порядку

Кошка сделала зарядку!

Мне сказала: « Мяу, мя,

Теперь очередь твоя».


12. Работа в группах творческого взаимодействия с элементами проектной технологии.

- Ваши знания, умения помогут создать проект « Мы в ответе за тех, кого приручили».

( Слайд)

Работают 4 отдела.( Слайд)

  1. Научный. Представители научного отдела выступают с научными сообщениями по плану.

  2. Правовой отдел. На основе научных данных правозащитники разрабатывают пра вовые нормы, которые регламентируют обязанности людей по отношению к домашним животным.

  3. Юридический отдел познакомит с мерой ответственности за несоблюдение обязанностей человека к домашним питомцам.

  4. Координационный центр по оказанию помощи бездомным животным разрабатывает перспективный план, который включает направления деятельности по решению проблемы бездомных животных.

-Не забывайте о правилах работы в группах, о критериях оценки.

( Слайд) Критерии оценки.

1.Умение выразить свои мысли.

2. Полнота ответа.

3. Умение подтвердить мысли.

4. Умение работать в коллективе.

( Звучит музыка. Учащиеся работают в группах)

13. Представление работ.

- Представители научного отдела выступают с научными сообщениями по плану.

( Слайд. План научного сообщения.

1.Историческая справка:

а) Происхождение.

б) Кошка- священное животное.

2. Особенности поведения.

3. Медицинские свойства.

- Слово- правозащитникам.

- Владельцы домашних животных обязаны создавать хорошие условия для их развития:

1. Обеспечивать питомцу полноценное питание.

2.Содержать в чистоте.

3. Лечить по мере необходимости.

-Юридический отдел познакомит с мерой ответственности за жестокое обращение с животными.

- За жестокое обращение с животными предусмотрены такие виды наказаний:

1.

2.

3.

- Что предлагает координационный центр по оказанию помощи бездомным животным?

Учащиеся:

- Для решения проблем бездомных животных центр предлагает:

1.Категорически запретить уничтожать бездомных животных.

2.Строить приюты для бездомных животных.

3. В случае отказа владельца содержать домашнее животное обязать выплачивать определенную сумму на его достойное содержание.


14. Оценка работ.

- Вы показали умение выражать свои мысли, полно отвечать, работать в коллективе и создали значимый проект.

Разработку координационного центра можно направить для рассмотрения в городской отдел по охране окружающей среды.

Нет сомнений, вы- в ответе за тех. кого приручили!

Подарим частичку своей любви к животным и ответственности за их судьбу нашим гостям.

( Учащиеся дарят фигурки гостям)

15. – Урока время истекло!

Я вам, ребята, благодарна

За то, что было всем светло,

И что работали ударно!

( Звучит песня « Не дразните собак»)

Урок окончен.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!