Урок чтения в 5- том классе.
Тема: « Мы в ответе за тех, кого приручили».
К. Г. Паустовский. « Кот- ворюга».
Цели:
- Формирование навыка анализа художественного произведения: умения определять тему, основную мысль, давать характеристику поступкам героев,
- Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, анализе, синтезе;
- Развитие навыка осмысленного, выразительного чтения, навыка группового взаимодействия;
- Воспитание нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;
- Использование элементов проектной технологии для повышения мотивации в обучении.
Ход урока:
Психологический настрой. Введение в тему.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда-
Вниманье умных ваших глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений.
Пусть будет светлым наш урок!
Светлым- от ваших знаний, умений. красивых нравственных качеств, которые дарит нам встреча с удивительным миром животных.
Поэтическая зарисовка «Узнайте героя произведения».
Один из его представителей говорит о себе так:
- Я зверек очень проворный,
Умный, ласковый. проворный,
Когти остры, цепкий взгляд,
Глазки- бусинки горят,
Я не мягкая игрушка,
Не забавная зверушка,
Грозный повелитель я,
Лев и тигр- моя родня!
Спинку выгну- только тронь!
И умчусь я . как огонь!
Что это за зверь? Узнали его, ребята? ( Это кот)
2. Актуализация знаний. Введение в тему.
- На предыдущем уроке мы прочитали рассказ о коте. Как он называется? Кто его автор? ( Ответы)
Сегодня мы поговорим о теме, героях рассказа, их поступках, выскажем свое отношение к ним, подумаем, чему учит рассказ .
Цели и задачи урока.
( Слайд Тема.
Герои, их поступки.
Отношение к изображаемому.
Чему учит рассказ?
Смысл названия.)
«Секретные материалы»
- Перед изучением произведения мы составили « Секретные материалы».
( Слайд)
-О ком говорится в рассказе?
- Кто такой « ворюга»?
-Почему кота назвали Ворюгой?
-Каким стал кот в конце рассказа? Почему?
-Какие качества людей помогли стать их другом?
- Как звучит слово « Ворюга» в названии рассказа?
Раскроем секрет ваших материалов.
4. Анализ произведения по смысловым отрывкам.
-О ком говорится в рассказе? ( О коте, о людях, о том, как люди относились к коту)
Вы назвали тему рассказа. Это взаимоотношение человека с миром животных.
5. Словарная работа.
- Как называет автор кота? ( Ворюгой)
-Что означает это слово?
( Слайд Ворюга- это)
- Какой оттенок у этого слова?
6. « Палитра чувств». ( Теплый, грубый, ласковый, отрицательный)
-Какие поступки совершает кот- Ворюга? За что кота назвали Ворюгой?
- Как рыболовам удалось поймать кота?
-Опишите внешность кота.
7. « Что я узнал и понял?»
« В роли исследователей текста».
Задание. Сейчас мы займемся поисковой деятельностью. Выполним задание. Сравним поведение кота в начале и в конце рассказа. Сделаем вывод, изменилось оно или нет.
Поведение кота:
В начале рассказа кот что делал?
Он был каким?
В конце рассказа кот что стал делать?
Он стал каким?
- Почему кот изменился? ( Потому что люди накормили его, позаботились о нем)
-Подходило ли теперь к коту прозвище Ворюга?
Придумайте коту другую кличку.( Предложения детей).
8. « Ассоциативный ряд».
- Какие качества людей помогли коту стать их другом и защитником? ( Доброта, любовь, внимание, забота)
9.Выполните тестовое задание, и вы придете к выводу, чему учит рассказ К. Г. Паустовского.
( Слайд Тест
К животным надо относиться:
1.Жестоко, зло, равнодушно.
2. С любовью, с добротой, ответственно.
( Выполняют тестовое задание)
- Ваш выбор созвучен высказыванию К. Г. Паустовского
( Слайд « Я хотел. чтобы мой рассказ пробудил в людях доброту и ответственность.»
10. - В ваших сердцах живут доброта и ответственность. и подтверждение этому- фотокомпозиция « Мой друг».
Домашним заданием было нарисовать рисунок вашего четвероногого любимца, написать о нем небольшой рассказ.
Представим несколько работ. ( Читают Смагин, Махота)
11.Динамическая пауза « Кошка».
Вот проснулась наша кошка
Она, спинку распрямляя,
Потянулась вся, зевая.
Лапки передние так тянет,
Кажется, мой нос достанет.
Тянет задние- картинка!
Потом выгнула вдруг спинку.
Аккуратно, по порядку
Кошка сделала зарядку!
Мне сказала: « Мяу, мя,
Теперь очередь твоя».
12. Работа в группах творческого взаимодействия с элементами проектной технологии.
- Ваши знания, умения помогут создать проект « Мы в ответе за тех, кого приручили».
( Слайд)
Работают 4 отдела.( Слайд)
Научный. Представители научного отдела выступают с научными сообщениями по плану.
Правовой отдел. На основе научных данных правозащитники разрабатывают пра вовые нормы, которые регламентируют обязанности людей по отношению к домашним животным.
Юридический отдел познакомит с мерой ответственности за несоблюдение обязанностей человека к домашним питомцам.
Координационный центр по оказанию помощи бездомным животным разрабатывает перспективный план, который включает направления деятельности по решению проблемы бездомных животных.
-Не забывайте о правилах работы в группах, о критериях оценки.
( Слайд) Критерии оценки.
1.Умение выразить свои мысли.
2. Полнота ответа.
3. Умение подтвердить мысли.
4. Умение работать в коллективе.
( Звучит музыка. Учащиеся работают в группах)
13. Представление работ.
- Представители научного отдела выступают с научными сообщениями по плану.
( Слайд. План научного сообщения.
1.Историческая справка:
а) Происхождение.
б) Кошка- священное животное.
2. Особенности поведения.
3. Медицинские свойства.
- Слово- правозащитникам.
- Владельцы домашних животных обязаны создавать хорошие условия для их развития:
1. Обеспечивать питомцу полноценное питание.
2.Содержать в чистоте.
3. Лечить по мере необходимости.
-Юридический отдел познакомит с мерой ответственности за жестокое обращение с животными.
- За жестокое обращение с животными предусмотрены такие виды наказаний:
1.
2.
3.
- Что предлагает координационный центр по оказанию помощи бездомным животным?
Учащиеся:
- Для решения проблем бездомных животных центр предлагает:
1.Категорически запретить уничтожать бездомных животных.
2.Строить приюты для бездомных животных.
3. В случае отказа владельца содержать домашнее животное обязать выплачивать определенную сумму на его достойное содержание.
14. Оценка работ.
- Вы показали умение выражать свои мысли, полно отвечать, работать в коллективе и создали значимый проект.
Разработку координационного центра можно направить для рассмотрения в городской отдел по охране окружающей среды.
Нет сомнений, вы- в ответе за тех. кого приручили!
Подарим частичку своей любви к животным и ответственности за их судьбу нашим гостям.
( Учащиеся дарят фигурки гостям)
15. – Урока время истекло!
Я вам, ребята, благодарна
За то, что было всем светло,
И что работали ударно!
( Звучит песня « Не дразните собак»)
Урок окончен.