СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ФГОС в 6 классе на тему: "Виды корней. Типы корневых систем"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по ФГОС в 6 классе на тему: "Виды корней. Типы корневых систем"»







РАЗРАБОТКА УРОКА

по биологии

"Виды корней. Типы корневых систем»

6 класс









Амирова У.А.

учитель биологии















Махачкала 2019

Цель урока: создать условия для формирования представлений о функциях корня, видах корней и типах корневых систем.

Задачи урока:

Образовательные:

Изучить функции корней, виды и типы корневых систем.

Развивающие:

Научить детей распознавать виды корней и типы корневых систем на учебных объектах.

Воспитательные:

Показать значимость корневой системы для растения.


Планируемые результаты

Предметные:

Знать функции корня; виды и типы корней.

Метапредметные:

Уметь объяснять особенности строения корня, многообразие видов корней;

Уметь различать виды корней и типы корневых систем.

Личностные:

Понимать значение корневой системы для жизни растения


Методы и приемы:

словесные (беседа, рассказ, работы с учебником),

наглядные (плакаты, слайды),

практическая работа (гербарные экземпляры),

организационные (самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом),


Оборудование:

таблицы «Строение корня», «Строение корневых систем», «Строение семян»

гербарий - растения с разными типами корневых систем

компьютер, экран, проектор

проростки фасоли, гороха, пшеницы

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка знаний

На прошлом уроке мы изучали строение семян Двудольных и Однодольных растений.

Повторим изученный материал.

Вопросы:

1) Какие особенности лежат в основе деления растений на классы Двудольные и Однодольные? (по количеству семядолей в зародыше семени)

2) Каково строение семени фасоли? (кожура + зародыш = корешок, стебелек и почечка, 2 семядоли)

3) Где в семени фасоли находится запас питательных веществ?

4) Что такое эндосперм? (особая запасающая ткань; обеспечивает питательными веществами);

5) Какое строение имеет зерновка пшеницы? (околоплодник срастается с кожурой, зародыш - корешок, стебелек, 1 семядоля, почечка)

III. Изучение нового материала

Тему урока я вам не назову. Когда вы выполните работу, сами тему определите.

Посмотрите на синквейн.

1. ?

2. Боковые, придаточные;

3. Растет, дышит, ветвится;

4. «Царства темного жильцы»

5. Орган.

 На 1 строчке должно быть название синквейна. У меня в «черном ящике» объект (предмет) о котором говорится в синквейне.

Ребята, что это может быть? Слушаем высказывания ребят. Достаю из ящика корешки растения.

Сегодня наш урок будет посвящен КОРНЯМ.

Записываем на доске и в тетрадях тему урока: «Корень. Корневые системы».

«Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок.»
В.Жак

Беседа с классом

Учитель: когда вы, ребята, дома проращивали семена фасоли, гороха, я просила обратить внимание на то, какой орган растения появится первым при прорастании семени.

Учащиеся: первым появился корень.

Проблемный вопрос: Почему именно корешок появляется первым? (исключительная роль корня в жизни растения). Давайте вспомним, какие функции выполняет корень?

Читаю сказку Л.Жарикова «Дуб и ветер».

«Стоял дуб на высокой горе и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:

- Боишься меня?

- Нет!

- Ну, тогда держись!

И стал ветер дуть изо всех сил. Налетел с одной стороны, с другой стороны, старался нагнуть к земле.

А дуб стоит и смеется каждым своим листком… так и устоял.

Злится ветер.

- Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твоя сила?

- Могу сказать, - отвечает дуб.

- Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю - матушку держусь.

А родная земля раны залечивает, каждому из нас силу дает!»

Вопрос к классуО какой функции корня идет речь?

Функция 1. Корень закрепляет растение в почве и прочно удерживает его в течение всей жизни (записываем в тетрадь).



Басня И.А.Крылова «Листья и корни» (отрывок)

В басне корни спорят с листьями. Они говорят:

«Мы те…
Которые здесь роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не знаете!? ...»

Вопрос к классу:  О какой функции корня идет речь?

Функция 2. Активно поглощают из почвы воду минеральными солями, то есть обеспечивает минеральное (почвенное) питание.

Функция 3.Запасающая - часто корень служит хранилищем питательных веществ.

Функция 4. Вегетативное размножение.

Схема.

 Какой вывод можем сделать?

  • с участием корней протекают основные процессы жизнедеятельности;

  • без корней растение жить не может.

Теперь познакомимся с видами корней.

В течение жизни у растения формируется много корней. Различают 3 вида корней (учебник)

Схема.



Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.

Они идут вглубь и вширь.

Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.

Типы корневых систем.

Показываю 2 растения - одуванчик и пшеница. У одного растения стержневая система, а у другого - мочковатая.



  • Стержневая корневая система - хорошо развит главный корень (похож на стержень). Такая система у двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).

  • Мочковатая корневая система - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано).
    Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

Чтобы научиться различать типы корневых систем, выполняем лабораторную работу.

4. Работа в группах.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы».

На столах гербарные экземпляры растений.

Цель: исследовать строение корневых систем у растений.

По ходу работы заполняют таблицу.

 

Растение

Тип корневой системы

Особенности строения

 

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия

А. Беседа (вопросы).
1) Какие функции выполняет корень?
2) Какой корень называется главным?
3) Какие корни называются боковыми?
4) Какие корни называются придаточными?
5) Что такое корневая система?
6) Какая корневая система называется стержневой, мочковатой?
7) Какая система у двудольных, у однодольных растений?

Б. Творческое задание: «Рассказ с ошибками»

Задание - прочитайте внимательно текст, содержащий биологические ошибки. Надо найти эти ошибки и исправить.

Корень - важный репродуктивный орган растения. Он закрепляет его в почве. Через корни растение получает воду с растворенными в ней органическими веществами. При прорастании первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему.

Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая система, в которой хорошо заметен главный корень.

Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений. 
Растения могут жить без корней.

V. Подводим итог

Напоминаю проблемный вопрос, заданный в начале урока.

Ребята, мы решили проблему?

(слушаем высказывания ребят)

Стихотворение.

«Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут!?
Без корней расти, и жить не станут!
Как ни тонок, не приметен
Под землею корешок.
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!