Класс 8
Работу делали: Пащенко И.В.,Похабова И.И.
Учитель: Пащенко Ирина Васильевна.
Удельная теплота сгорания.
1 Фронтальная работа ( вброс 1 )
Каждый из вас в своей жизни неоднократно получал энергию от сгорания газа – таким образом мы кипятим воду на газовой плите, варим суп. Кроме того, наверняка, многие из вас хоть раз в своей жизни разжигали костер.
Газ, дрова, уголь называются топливом
Топливо может быть
К твёрдым видам топлива относят уголь и торф .
К жидким видам топлива относят нефть, бензин и другие нефтепродукты .
К газообразным видам топлива относят природный газ .
Отдельно можно выделить очень распространённое в последнее время – ядерное топливо.
2. Организация работы в паре
Восстановите содержания текста. 1 вариант (у окна) восстанавливает. Второй дополняет.
3.Отладка работы п паре:
-учитель ходит по классу смотрит записи в тетради;
-следит за соблюдением позиций;
- отвечает на вопросы адресно.
4. Акцентирование парной работы (фронтально)
- получилась ли работа в паре
- удалось ли восстановить текст?
- что для этого использовали?
- кто восстанавливал текст?
-какую информацию дополняли?
5 Актуализация содержания (фронтально)
-Что называют топливом?
- Какие виды топлива существуют?
-Перечислить что относится к жидкому виду топлива?
- Перечислить что относится к твердому виду топлива?
- Перечислить что относится к газообразному виду топлива?
2. (вброс 2) В зависимости от вида топлива, количество теплоты, выделяемое при сгорании, различное
2.1
Q
Сгорание топлива – это химический процесс, который является окислительным. В процессе горения каждый атом углерода, содержащийся в топливе, соединяется с двумя атомами кислорода, содержащимися в воздухе. При этом образуется молекула углекислого газа и выделяется энергия в виде тепла.
Молекула углекислого газа (СО2)
Часть выделяющейся теплоты затрачивается на разрыв связи в молекуле С и молекуле О2, а часть расходуется на образование продукта СО2 (углекислого газа).
Внутренняя энергия переходит в тепловую.
2.2 Для вычисления количества теплоты, которое выделяется при сгорании топлива, используется следующая формула:
Q = qm. – (запись на доск)
количество теплоты Q, выделившееся при полном сгорании топлива, пропорционально его массе:
Коэффициентом пропорциональности
q -называют удельной теплотой сгорания топлива. (запись на на доске) Она численно равна количеству теплоты, которое выделяется при сгорании 1 кг топлива.
Единицей удельной теплоты сгорания является (джоуль на килограмм). (запись на доске)
2. Организация работы в паре
Восстановите содержания текста. 1 вариант (у окна) восстанавливает1 часть 2 дополняет. Второй 2 часть первый дополняет.
3.Отладка работы п паре:
-учитель ходит по классу смотрит записи в тетради;
-следит за соблюдением позиций;
- отвечает на вопросы адресно.
4. Акцентирование парной работы (фронтально)
- получилась ли работа в паре
- удалось ли восстановить текст?
- что для этого использовали?
-какую информацию дополняли?
5 Актуализация содержания (Фронтально)
Процсс перехода внутренней энергии в тепловую
По какой формуле вычисляется количество теплоты (Q = qm.)
Что обозначает q в данной формуле (удельной теплотой сгорания топлив.
Чему равна эта величина (количеству теплоты, которое выделяется при сгорании 1 кг топлива).
Что является Единицей удельной теплоты сгорания( (джоуль на килограмм). )
-Вброс 3.
Из приведённой в учебнике таблицы видно, что значения удельной теплоты сгорания большинства видов топлива измеряют в миллионах джоулей на килограмм (МДж/кг).
Как вы, наверное, заметили, особенно велика удельная теплота сгорания водорода. По этой причине его используют в качестве топлива для ракетных двигателей.
Организация работы в паре
Задайте по 2 вопроса чтобы ответом было содержания текста. По очереди задайте их друг другу
Какому веществу соответствует наибольшая теплота сгорания;
наименьшая?
Найдите теплоту сгорания природного газа
Какого топлива - дерева или бензина потребуется меньше, чтобы получить необходимое количество теплоты?
Отладка работы п паре:
-учитель ходит по классу смотрит записи в тетради;
-следит за соблюдением позиций;
- отвечает на вопросы адресно.
Акцентирование парной работы (фронтально)
- получилась ли работа в паре
- удалось ли составить вопросы?
- что для этого использовали?
-смогли ли на них ответить?
- все ли смогла задать по 2 вопроса
Актуализация содержания (Фронтально)
(Таблица в учебнике).
Рассмотрите таблицу.
Вещество | q, 107 Дж/кг | Вещество | q, 107Дж/кг |
Порох | 3,8 | Мазут | 4,06 |
Дрова сухие | 1,0 | Дизельное топливо | 4,3 |
Торф | 1,4 | Топливо реактивных самолетов (ТС- 1) | 4,3 |
Сахар | 1,7 | Природный газ | 4,4 |
Уголь каменный | 2,7 | Нефть | 4,4 |
Спирт | 2,7 | Бензин | 4,6 |
Кокс | 2,93 | Керосин | 4,6 |
Антрацит | 3,0 | Ацетилен | 5,0 |
Древесный уголь | 3,4 | Водород | 1,20 |
-Одинаковая ли энергия будет выделяться при сгорании 1 кг угля, газа, бензина?
-Как понимать: удельная теплота сгорания, например, торфа 1,4·107 Дж/кг?
(Это значит, что при полном сгорании 1 кг торфа выделяется 1,4·107 Дж энергии)
4 этап Решение задач.
Фронтальное решение.
1. Сколько тепла при сгорании дают 10 кг древесного угля?
Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.
2.При полном сгорании сухих дров выделилось 50 000 кДж энергии. Какая масса дров сгорела? (выводят формулу для вычисления массы)
3. При сгорании пороха массой 3 кг выделилось 11 40 0кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания пороха. (выводят формулу для вычисления удельной теплоты сгорания).
Рефлексия. Итог урока.
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
мне захотелось…
1. Что нового узнали на уроке?
2.Пригодятся ли эти знания в жизни?
6. Домашнее задание: 1. Учебник § 10, упр. № 5.