СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике на тему: "Плотность вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Обучающая:
  1. ввести понятие новой характеристики вещества – плотность и разъяснить ее физический смысл;
  2. сформировать умение учащихся вычислять плотность разных веществ.
  • Развивающая
  1. Развивать способности школьника выдвигать гипотезы;
  2. Развивать навыки работы с учебным материалом через анализ данных таблиц плотности;
  3. Формировать умение работать в группе.
  • Воспитательная
  1. Формировать интерес к физике как к науке о природе.
  2. Формировать правильное представление о строении вещества.

Задачи урока:

  1. Познакомиться с новым понятием – плотность вещества, узнать ее  формулу и единицы измерения.
  2. Научиться работать с таблицей «Плотности твердых тел, жидкостей и газов».
  3. Научиться рассчитывать плотность тела по известной массе и объему вещества.

     

Просмотр содержимого документа
«урок по физике на тему: "Плотность вещества"»

Конспект урока «Плотность вещества» 7 класс.

Оборудование урока:

  1. Используют учащиеся: рычажные весы с разновесами; металлический, деревянный и пластмассовый цилиндры одинакового объема; металлический и пластмассовый шарики, разной массы, гвозди, бумага.


Дополнительные материалы:

  1. Карточки с заданиями индивидуальной работы, приведенной в начале разработки.

Цели урока:

  • Обучающая:

  1. ввести понятие новой характеристики вещества – плотность и разъяснить ее физический смысл;

  2. сформировать умение учащихся вычислять плотность разных веществ.

  • Развивающая

  1. Развивать способности школьника выдвигать гипотезы;

  2. Развивать навыки работы с учебным материалом через анализ данных таблиц плотности;

  3. Формировать умение работать в группе.

  • Воспитательная

  1. Формировать интерес к физике как к науке о природе.

  2. Формировать правильное представление о строении вещества.

Задачи урока:

  1. Познакомиться с новым понятием – плотность вещества, узнать ее формулу и единицы измерения.

  2. Научиться работать с таблицей «Плотности твердых тел, жидкостей и газов».

  3. Научиться рассчитывать плотность тела по известной массе и объему вещества.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Здравствуйте ребята, садитесь. Прежде мы приступим к изучению новой темы. Я хочу, чтобы вы настроились на урок. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: « Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то мне неизвестное» Готовы? А сейчас давайте приступим к работе.

2. Актуализация ранее изученных знаний.

Проверка домашнего задания. (слайд 1)

Учитель: «Ребята, прежде чем мы начнем изучение нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках. Это нам поможет лучше разобраться в новой теме. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. На нее отводится 5 минут. Учитель раздает каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста. Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Учитель: «Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, и оценим сами себя. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными».( слайд 2)

Ответы появляются на слайде, ученики сравнивают их и сами себя оценивают. Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы, если они возникли у учащихся.

3.Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной и научимся ее определять с помощью известных нам приборов.

4.Создание проблемной ситуации

После проведения самостоятельной работы учитель предлагает учащимся выполнить небольшой эксперимент.

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами учились измерять массу с помощью весов. На своих партах вы видите различные тела. Давайте проведем с вами эксперимент.

1.Демонстрационный эксперимент №1:

На чашках весов уравновешиваем гвозди со скомканной салфеткой и сравниваем их объемы и массы

Учитель: По результатам наблюдений эксперимента сделаем самостоятельно выводы:

Чашки весов находятся в равновесии - значит массы гвоздей и бумаги равны; но при этом объем салфетки во много раз больше объема гвоздей.

УЧИТЕЛЬ: Почему это так?

УЧАЩИЕСЯ: Потому что бумага легче и ее нужно больше, чтобы уравновесить с гвоздями.(Слайд 3)

Демонстрационный эксперимент№2:

№2. Сравнение массы железного и медного цилиндров равного объема одна группа, другая группа сравнивают массы железного и пластмассового шаров равного объема.

Учащиеся самостоятельно в группах:

1)сравнивают с помощью рычажных весов массу железного и алюминиевого цилиндров равных объемов

Учитель: По результатам наблюдений эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы

Объемы железного и алюминиевого цилиндров равны, но масса железного цилиндра больше массы алюминиевого.

Объемы железного и пластмассового шара равны, но масса железного шара больше пластмассового. (слайд 4)

После выводов учащиеся обмениваются друг с другом результатами групповой работы и делают коллективное их обобщение

Обобщение: Мы узнали, что тела одинакового объема имеют разную массу, а тела с разным объемом могут иметь одинаковую массу».

УЧИТЕЛЬ: Почему так?

Учащиеся: «Наверно, эти тела сделаны из разных веществ».(слайд 5)

Учитель: «Можем ли мы объяснить, какая величина характеризует тела из разных веществ?». Учащиеся затрудняются ответить, т.к. с этой величиной они не сталкивались раньше.

Учитель: «Сегодня мы с вами с ней познакомимся. Эта величина называется плотность вещества. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется - плотность вещества».( слайд 6)

Учитель: запишите в тетради тему урока. (запись на доске)

Учитель: «Ребята, все вещества в природе имеют свою плотность. Плотность - одна из важнейших физических величин. Скажите, пожалуйста, а что должна иметь каждая физическая величина?»

Учащиеся: «Каждая физическая величина имеет обозначение, единицу измерения и свой физический смысл»

А теперь главное:

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.

Еще раз повторю:

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.

Итак, что такое плотность?

Опрашиваю несколько учеников

Теперь посмотрите на экран. И прочитайте, что такое плотность.( слайд 7)

Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.



Учитель: Запишите в тетрадь

Учитель: Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. Она обозначается буквой – р.(ро)

А теперь мы с вами выполним очень сложное задание: мы попытаемся получить формулу для плотности. Используйте подсказку: масса распределяется по объему.

Скажите, в математике какое действие по смыслу ближе всего слову распределение? (деление)

Тогда немного подумайте и скажите, какая будет формула, если масса распределяется по объему? (учащиеся читают на экране- Чтобы найти плотность вещества надо массу тела разделить на объем)

Посмотрите на экран (слайд 8)

На экране появляется формула ρ= .

Это было буквенное чтение формулы, а теперь прочитаем формулу физически. Только слово деление, заменим на слово отношение.

Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

Учитель: Теперь сделаем небольшую паузу.( слайд 9)

Физ. минутка.

Учитель: .Так как плотность – это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте ее определим. ( слайд 10)

В чем измеряется масса? (кг)

В чем измеряется объем? (м³)

Тогда единица измерения плотности будет: (кг/м³) (слайд11)

Учитель: Записали в тетрадь

Учитель: Именно в этих единицах и измеряется плотность в системе СИ. Но иногда используют и другие единицы: г/см3

Что значит плотность 1 кг/м³ (Это когда в одном кубическом метре один килограмм вещества)

Учитель: «Плотность вещества - это физическая величина, которую на протяжении многих лет люди определяли для разных веществ экспериментально. Все эти данные свели в таблицу, которая приведена на странице 231 вашего учебника. Давайте посмотрим эти данные».

Учащиеся находят таблицу.

Учитель: «Давайте с вами найдем плотность фарфора».

Учащиеся: «2400 кг/м3 »

Учитель: «Что показывает эта величина?»

Учащиеся: «Эта величина показывает, что фарфор объемом 1 м 3 имеет массу 2400 кг».

Учитель: «Верно. А теперь найдите в таблице плотности воды, льда и водяного пара».

Учащиеся: «Плотность воды 1000 кг/м3, плотность льда 900 кг/м3, плотность водяного пара 0,59 кг/м3».

В это время на экране выводятся эти значения. (слайд 12)

Учитель: «Молодцы! Скажите, пожалуйста, а вода, лед и водяной пар - что это такое?» Учащиеся :«Это агрегатные состояния одного и того же вещества».

Учитель: «Верно. Какой же вывод можно сделать из этих данных?»

Учащиеся: «У разных состояний вещества разная плотность».

Учитель: «Все верно. А как вы думаете, почему существует это различие?»

Учащиеся: «Видимо, это из-за того, что разные состояния вещества имеют разное расположение частиц, из которых они состоят». (слайд13)

Плотность вещества зависит от расположения частиц из которого оно состоит.

Учитель: «Это действительно так. Давайте запишем этот вывод в тетради».

  1. Закрепление нового материала.

Решение задач.(слайд13)

  1. Подсолнечное масло объемом 1 литр имеет массу 920 гр. Найдите плотность масла.

Дано:

ṁ = 920гр ρ= ρ= 920/1000=0,92г/см³

V = 1л =

=1000см³

ρ=?

2.Точильный брусок масса которого 300гр, имеет размер 15*5*2см. Определите плотность вещества из которого он сделан.

Дано:

ṁ = 300гр

а=15см

в=5см

с=2см

ρ= =

ρ=ṁ/авс ρ= 300/(15*5*2)= 300/150= 2гр/см³

ρ=?

6 Итог урока.

Учитель: Что мы нового узнали на уроке? Ответьте на вопросы.

  1. Что показывает плотность?

  2. Как можно найти плотность?

  3. Какой буквой измеряется плотность?

  4. В чем измеряется плотность?

  5. Каким способом можно измерить плотность?

Домашнее задание: параграф 24, упражнение 11 №3,6.

Дополнительный материал.

Ребята посмотрите на экран- это интересно. (слайд 15, 16,17)

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.



Спасибо ребята за урок! Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами,


Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Сканеру, принтеру,

И компьютеру на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Наш урок был открытием.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!