Конспект урока «Плотность вещества» 7 класс.
Оборудование урока:
Используют учащиеся: рычажные весы с разновесами; металлический, деревянный и пластмассовый цилиндры одинакового объема; металлический и пластмассовый шарики, разной массы, гвозди, бумага.
Дополнительные материалы:
Карточки с заданиями индивидуальной работы, приведенной в начале разработки.
Цели урока:
ввести понятие новой характеристики вещества – плотность и разъяснить ее физический смысл;
сформировать умение учащихся вычислять плотность разных веществ.
Развивать способности школьника выдвигать гипотезы;
Развивать навыки работы с учебным материалом через анализ данных таблиц плотности;
Формировать умение работать в группе.
Формировать интерес к физике как к науке о природе.
Формировать правильное представление о строении вещества.
Задачи урока:
Познакомиться с новым понятием – плотность вещества, узнать ее формулу и единицы измерения.
Научиться работать с таблицей «Плотности твердых тел, жидкостей и газов».
Научиться рассчитывать плотность тела по известной массе и объему вещества.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учеников. Здравствуйте ребята, садитесь. Прежде мы приступим к изучению новой темы. Я хочу, чтобы вы настроились на урок. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: « Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то мне неизвестное» Готовы? А сейчас давайте приступим к работе.
2. Актуализация ранее изученных знаний.
Проверка домашнего задания. (слайд 1)
Учитель: «Ребята, прежде чем мы начнем изучение нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках. Это нам поможет лучше разобраться в новой теме. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. На нее отводится 5 минут. Учитель раздает каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста. Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
Учитель: «Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, и оценим сами себя. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными».( слайд 2)
Ответы появляются на слайде, ученики сравнивают их и сами себя оценивают. Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы, если они возникли у учащихся.
3.Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной и научимся ее определять с помощью известных нам приборов.
4.Создание проблемной ситуации
После проведения самостоятельной работы учитель предлагает учащимся выполнить небольшой эксперимент.
Учитель: «На прошлом уроке мы с вами учились измерять массу с помощью весов. На своих партах вы видите различные тела. Давайте проведем с вами эксперимент.
1.Демонстрационный эксперимент №1:
На чашках весов уравновешиваем гвозди со скомканной салфеткой и сравниваем их объемы и массы
Учитель: По результатам наблюдений эксперимента сделаем самостоятельно выводы:
Чашки весов находятся в равновесии - значит массы гвоздей и бумаги равны; но при этом объем салфетки во много раз больше объема гвоздей.
УЧИТЕЛЬ: Почему это так?
УЧАЩИЕСЯ: Потому что бумага легче и ее нужно больше, чтобы уравновесить с гвоздями.(Слайд 3)
Демонстрационный эксперимент№2:
№2. Сравнение массы железного и медного цилиндров равного объема одна группа, другая группа сравнивают массы железного и пластмассового шаров равного объема.
Учащиеся самостоятельно в группах:
1)сравнивают с помощью рычажных весов массу железного и алюминиевого цилиндров равных объемов
Учитель: По результатам наблюдений эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы
Объемы железного и алюминиевого цилиндров равны, но масса железного цилиндра больше массы алюминиевого.
Объемы железного и пластмассового шара равны, но масса железного шара больше пластмассового. (слайд 4)
После выводов учащиеся обмениваются друг с другом результатами групповой работы и делают коллективное их обобщение
Обобщение: Мы узнали, что тела одинакового объема имеют разную массу, а тела с разным объемом могут иметь одинаковую массу».
УЧИТЕЛЬ: Почему так?
Учащиеся: «Наверно, эти тела сделаны из разных веществ».(слайд 5)
Учитель: «Можем ли мы объяснить, какая величина характеризует тела из разных веществ?». Учащиеся затрудняются ответить, т.к. с этой величиной они не сталкивались раньше.
Учитель: «Сегодня мы с вами с ней познакомимся. Эта величина называется плотность вещества. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется - плотность вещества».( слайд 6)
Учитель: запишите в тетради тему урока. (запись на доске)
Учитель: «Ребята, все вещества в природе имеют свою плотность. Плотность - одна из важнейших физических величин. Скажите, пожалуйста, а что должна иметь каждая физическая величина?»
Учащиеся: «Каждая физическая величина имеет обозначение, единицу измерения и свой физический смысл»
А теперь главное:
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Еще раз повторю:
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Итак, что такое плотность?
Опрашиваю несколько учеников
Теперь посмотрите на экран. И прочитайте, что такое плотность.( слайд 7)
Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.
Учитель: Запишите в тетрадь
Учитель: Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. Она обозначается буквой – р.(ро)
А теперь мы с вами выполним очень сложное задание: мы попытаемся получить формулу для плотности. Используйте подсказку: масса распределяется по объему.
Скажите, в математике какое действие по смыслу ближе всего слову распределение? (деление)
Тогда немного подумайте и скажите, какая будет формула, если масса распределяется по объему? (учащиеся читают на экране- Чтобы найти плотность вещества надо массу тела разделить на объем)
Посмотрите на экран (слайд 8)
На экране появляется формула ρ= .
Это было буквенное чтение формулы, а теперь прочитаем формулу физически. Только слово деление, заменим на слово отношение.
Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
Учитель: Теперь сделаем небольшую паузу.( слайд 9)
Физ. минутка.
Учитель: .Так как плотность – это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте ее определим. ( слайд 10)
В чем измеряется масса? (кг)
В чем измеряется объем? (м³)
Тогда единица измерения плотности будет: (кг/м³) (слайд11)
Учитель: Записали в тетрадь
Учитель: Именно в этих единицах и измеряется плотность в системе СИ. Но иногда используют и другие единицы: г/см3
Что значит плотность 1 кг/м³ (Это когда в одном кубическом метре один килограмм вещества)
Учитель: «Плотность вещества - это физическая величина, которую на протяжении многих лет люди определяли для разных веществ экспериментально. Все эти данные свели в таблицу, которая приведена на странице 231 вашего учебника. Давайте посмотрим эти данные».
Учащиеся находят таблицу.
Учитель: «Давайте с вами найдем плотность фарфора».
Учащиеся: «2400 кг/м3 »
Учитель: «Что показывает эта величина?»
Учащиеся: «Эта величина показывает, что фарфор объемом 1 м 3 имеет массу 2400 кг».
Учитель: «Верно. А теперь найдите в таблице плотности воды, льда и водяного пара».
Учащиеся: «Плотность воды 1000 кг/м3, плотность льда 900 кг/м3, плотность водяного пара 0,59 кг/м3».
В это время на экране выводятся эти значения. (слайд 12)
Учитель: «Молодцы! Скажите, пожалуйста, а вода, лед и водяной пар - что это такое?» Учащиеся :«Это агрегатные состояния одного и того же вещества».
Учитель: «Верно. Какой же вывод можно сделать из этих данных?»
Учащиеся: «У разных состояний вещества разная плотность».
Учитель: «Все верно. А как вы думаете, почему существует это различие?»
Учащиеся: «Видимо, это из-за того, что разные состояния вещества имеют разное расположение частиц, из которых они состоят». (слайд13)
Плотность вещества зависит от расположения частиц из которого оно состоит.
Учитель: «Это действительно так. Давайте запишем этот вывод в тетради».
Закрепление нового материала.
Решение задач.(слайд13)
Подсолнечное масло объемом 1 литр имеет массу 920 гр. Найдите плотность масла.
Дано:
ṁ = 920гр ρ= ρ= 920/1000=0,92г/см³
V = 1л =
=1000см³
ρ=?
2.Точильный брусок масса которого 300гр, имеет размер 15*5*2см. Определите плотность вещества из которого он сделан.
Дано:
ṁ = 300гр
а=15см
в=5см
с=2см
ρ= =
ρ=ṁ/авс ρ= 300/(15*5*2)= 300/150= 2гр/см³
ρ=?
6 Итог урока.
Учитель: Что мы нового узнали на уроке? Ответьте на вопросы.
Что показывает плотность?
Как можно найти плотность?
Какой буквой измеряется плотность?
В чем измеряется плотность?
Каким способом можно измерить плотность?
Домашнее задание: параграф 24, упражнение 11 №3,6.
Дополнительный материал.
Ребята посмотрите на экран- это интересно. (слайд 15, 16,17)
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.
Спасибо ребята за урок! Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами,
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Сканеру, принтеру,
И компьютеру на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Наш урок был открытием.