СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике "Водный транспорт"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики по теме "Водный транспорт" 7 класс

Цели урока:

Образовательная: 

Расширить представление о водном транспорте, закрепить  и совершенствовать знания  учащихся по темам  «Закон Архимеда», «Условия плавания тел»;

Развивающая:

развивать логическое мышление учащихся, способность видеть и понимать окружающий мир, умение самостоятельно выбирать необходимую для себя информацию;

Воспитательная:

Формировать у  учащихся информационную, коммуникационную, экологическую культуру, воспитывать у  учащихся умение слушать и уважать мнения других. 

Просмотр содержимого документа
«урок по физике "Водный транспорт"»

Урок физики по теме

«Водный транспорт»

7 класс
























Учитель: Вечкуткина Т.В.















Урок физики по теме "Водный транспорт" 7 класс

Цели урока:

Образовательная:

Расширить представление о водном транспорте, закрепить и совершенствовать знания учащихся по темам «Закон Архимеда», «Условия плавания тел»;

Развивающая:

развивать логическое мышление учащихся, способность видеть и понимать окружающий мир, умение самостоятельно выбирать необходимую для себя информацию;

Воспитательная:

Формировать у учащихся информационную, коммуникационную, экологическую культуру, воспитывать у учащихся умение слушать и уважать мнения других.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок путешествие с элементами экспериментально исследовательской деятельности

Оборудование: ванночки с водой, кусочки пластилина, , маркеры.

ТСО: интерактивная доска, экран.

Ход урока

Учитель: Ребята, проходите, берите кораблик того цвета, который соответствует вашему настроению. Садитесь. Я не случайно предложила вам цвет желтый и оранжевый, потому что настроение у меня тоже очень хорошее Учитель: Как много людей собралось сегодня в нашем классе. Как вы думаете, что сближает в обществе человека с человеком? Улыбка. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха на уроке. Посмотрите внимательно в окно. Какая замечательная сегодня погода, ведь за окном весна, звучит капель. А что такое капель?

Ученик:

Капель - это вода.

Учитель: Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле.

Учитель: А кто знает, сколько воды на нашей планете?

Ученик: 3/4 поверхности Земли занимает вода?

Учитель: Да…. Вода это самое удивительное вещество на Земле. Поэтому и тема нашего урока будет связана ни с чем другим как с водой.

Учитель: Обратите внимание на стол. Что вы наблюдаете? Ученик: на столе находится модель корабля

Учитель: Вода и корабли…..Не подсказывает ли это вам тему нашего урока?

(Я считаю, что тема нашего урока будет связана с кораблями и судам, а именно с их плаванием).

Учитель:

Если точнее сказать, то тема нашего урока ребята называется « Водный транспорт» (слайд 1) Эпиграфом нашего урока будут слова К. Паустовского «Нужна подлинная дерзость, чтобы из стали, дерева и стекла создать эти многоярусные головокружительные корабли»

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по воде. Нас в пути будет сопровождать маршрутный лист, где мы будем делать отметки о своем продвижении в познании физики и окружающего мира и отмечать свои успехи на уроке. Обратите внимание на таблицу внизу вашего листа. То, что у вас получается, вы отмечаете плюсом и в конце урока по набранным очкам получаете оценку. Поэтому на протяжении всего урока вы должны быть очень внимательны к моим словам и к тому, что говорят ваши одноклассники. (слайд2) Учитель: А на чем путешествуют по воде? Ученик: На кораблях и судах.

Учитель: Вот и мы с вами сегодня наше путешествие совершим на двух кораблях. Учащиеся, которые на входе выбрали желтый кораблик будут путешествовать на корабле «Дружба», учащиеся, которые выбрали оранжевый цвет кораблика поплывут по морю знаний на корабле «Удача». Я предлагаю вам занять свои места! Повторение материала.

1.Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

2.Сформулируйте закон Архимеда?

3.Как подсчитать архимедову силу?(запишите формулу в маршрутный лист)

4.При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? всплывает? плавает?

Поставьте знаки равенства условия плавания тел в маршрутном листе.

Тело тонет

Тело плавает

Тело всплывает

FT  FA

FT = FA

FT A

ρT  ρЖ

ρT = ρЖ

ρT Ж


Изучение нового материала

Учитель: Говоря о плавании судов, можно заметить, что необходимость в таком способе передвижения у человека была всегда. Какова история становления судов?



Судно — это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), под водой (подводные суда) или над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке)Первым средством передвижения людей по воде были обломки деревьев, потом появились плот, челн — бревно с выдолбленной сердцевиной. Постепенно люди научились улучшать мореходные качества судов, строить их из отдельных частей — каркаса и обшивки. Первоначально на челнах и плотах передвигались с помощью шестов и весел. Затем, примерно за 3000 лет до н. э. появился парус — на судах в Средиземном море. Со временем паруса были заменены паровыми машинами. С развитием атомной энергетики появились установки, вырабатывающие пар на тепле, выделяемом в ядерном реакторе. Первое гражданское судно на ядерном топливе — атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике с 1959 г.Самоходное судно приводится в движение с помощью движителя (паруса, винта, колёс). Корпус судна состоит как бы из скелета (его называют набором), к которому прикрепляются наружная обшивка, палуба и другие части.(слайд 3-4)

Учитель: Из чего сделаны корабли?

Ученик: из железа


Учитель: Но ведь если железо опустить в воду , что будет. Почему так происходит?


Ученик: плотность железа намного больше плотности воды


Учитель: А почему корабли не тонут тогда?

Учитель: Чтобы ответить на мой вопрос я предлагаю вам проделать небольшой эксперимент и выяснить, почему корабли, сделанные из железа, находятся на поверхности воды и не тонут. При выполнении опыта я предлагаю железо заменить пластилином. Выполняя задание, не забывайте про плюсы и минусы в маршрутном листе


Алгоритм выполнения эксперимента

  1. Опустите пластилиновый шарик в воду. Как он себя поведет?

____(утонет)____________________________________________________

  1. А теперь спустите на воду лодочку, сделанную из точно такого же кусочка пластилина. Что произошло?__(плавает)______________________

  2. Почему же лодочка плавает? Масса тела осталась прежней, значит, сила тяжести тоже осталась прежней. Что же изменилось?

увеличился объем тела, изменилась сила Архимеда!

  1. Масса не изменилась, объем увеличился; как изменилась плотность? она уменьшилась

  2. За счет чего это произошло? за счет воздушного пространства, которое стало частью нашего тела.

  3. Основные условия плавания судов.


Учитель:

То же самое происходит и с железными судами.


Сообщение

Корпус судов, крепления, делают из металла. Так же на строительство судна идет множество других материалов, плотности которых могут быть как больше, так и меньше плотности воды. Но на любом судне обязательно есть пространство, заполненное воздухом.

Именно поэтому средняя плотность всего судна оказывается меньше плотности воды.


Учитель: Итак, почему же судно плавает по воде?

Делаем отметку в своих маршрутных листах: суда не тонут потому, что средняя плотность судна меньше плотности воды.(отмечаем в листах)


Учитель:

Вернемся к нашему кораблику. Как он располагается на воде? У моряков существуют такие понятия как осадка судна, ватерлиния. Я предлагаю вам посовещаться в группе и используя материал параграфа 47 заполнить маршрутный лист

Самостоятельная работа с учебником

Учитель: Отметили в маршрутных листах основные условия плавания судов. (слайд 5)

Выступления ребят 1 группы :Глубина погружения судна в воду называется осадкой. Мы опустили в свою лодочку маленькую гирьку и осадка увеличилась Это позволило нам сделать вывод: Осадка судна меняется от количества груза, который грузится на судно.(слайд6)


Выступление ребят 2 группы: Мы тоже на свой кораблик опустили гирьку и он у нас потонул. Мы пришли к выводу, что посадке судна можно судить сколько груза можно погрузить на судно. Из учебника мы узнали что на каждом судне есть ватерлиния, которая показывает максимально возможную осадку. (Слайд 7 учитель демонстрирует на корабле ватерлинию)


Учитель: С кораблями вы разобрались А Что происходит с водой при погружении судна в воду?


Ученик: вода вытесняется


Учитель: Что вы знаете о весе жидкости, вытесненной телом?


Ученик: вес жидкости, вытесненной телом равен весу тела в воздухе


Учитель: Это же справедливо и для судна, а как это называется найдите в учебнике и отметьте в своих маршрутных листах. 2 минуты на работу

Самостоятельная работа

Учитель: Что вы отметили в своих листах слово вам, путешествующие на корабле дружба.

Учащиеся: вес воды, вытесненной судном, равен весу судна с грузом в воздухе. Эту величину называют водоизмещением. (слайд8-9-10)


Учитель: Самыми сложными среди водного транспорта являются подводные лодки. Конструкторам подводной лодки приходится решать множество задач.

(демонстрация видеофильма)


Учитель: Итак, мы познакомились с основными понятиями, необходимыми для грамотного плавания на наших небольших корабликах и можем смело продолжать путь по речке Ишим. Давайте подумаем, кого мы можем встретить, путешествуя по реке, что увидеть?

  • различные водоросли,

  • водоплавающих птиц,

  • рыб.

Ребята, я предлагаю вам выполнить микроисследование. Послушаем учащимися нашего класса и запишем в маршрутных листах какие водоплавающие птицы могут встретиться на пути, какие рыбы обитают у нас в реке.

(Презентация работ)

Презентацию подготовили Домолевская Анастасия и Сикорская Полина.

Учитель: Как вы думаете, благодаря чему рыбы способны регулировать глубину погружения в воду?

Ученик: рыба регулирует глубину своего погружения благодаря плавательному пузырю, который обладает большой сжимаемостью

Учитель: У водоплавающих птиц такого пузыря нет, почему же они мало погружаются в воду

Ученик: водоплавающие птицы мало погружаются в воду благодаря воздушному пузырю, окружающему тело птицы.

Учитель: Физминутка для глаз «Попугай»

Мы продолжаем путешествие.

Нам нужно определить глубину, на которой давление воды в реке равно 20кПа.

(ученик у доски решает задачу, остальные записывают в маршрутный лист)

Учитель:

Мы продолжаем свое путешествие.

Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объемом 15000м³. Вес судна без груза равен 5*10⁶Н. Чему равен вес груза?

(ученик у доски решает задачу)

Представьте себе, что баржа с бочками, содержащими солярку потерпела крушение.. Как вы думаете, может ли это крушение, стать причиной экологической катастрофы?


Учитель:

Как вы думаете, каковы же экологические последствия этой катастрофы? Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив следующее задание. У каждого учащегося имеется список возможных экологических последствий. Выберете те, которые подходят для нашего случая. Также вы можете назвать свои последствия

Экологические последствия:

гибель морских животных;

нефть смачивает оперение водоплавающих птиц, и они погибают .увеличивается число морских животных;

кислород не поступает внутрь;

.усиливается процесс фотосинтеза;

углекислый газ и метан не выходят наружу;

уменьшается освещенность водоема;

затрудняется процесс фотосинтеза;

.улучшается газообмен;


Закрепление материала.

Учитель: Тестовая работа с последующей самопроверкой

А. На каком известном вам законе основано плавание судов?

1. На законе Паскаля. . 2. На законе Архимеда.

Б. С увеличением количества груза на судне архимедова сила на судно…

1. увеличивается. 2. уменьшается. 3. не изменяется.

В. Почему стальной лист тонет в воде, а судно, корпус которого сделан из

стальных листов, плавает?

. 1. Средняя плотность судна меньше плотности воды.

2. На судне имеется установка, удерживающая его на воде.

Г. Изменится ли водоизмещение судна при переходе из реки в море?

1. Уменьшится. 2. Не изменится. 3. Увеличится.

Д. Какая из названных ниже лодок погрузится до дна, если наполнится водой:

1. деревянная. 2. металлическая.

Е. Как изменится осадка корабля, если…

1. его загружают? 2. его разгружают? 3. Понижается температура до 40С,

в которой плавает корабль? 4. увеличивается уровень воды из-за прилива?



Учитель:

Наше путешествие подходит к концу. Теперь подсчитайте набранные баллы. (оценки будут выставляться с учетом проверки дом. задания)).



Рефлексия: В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Вы видите рисунок, на котором изображено море. При выходе из кабинета прикрепите свой кораблик , пожалуйста, на той глубине, которая соответствовала бы глубине ваших знаний за сегодняшний урок.

Домашнее задание: п.47, упр. 27 № 3







Экспериментальное задание №2

Маршрутный лист

Ф.И учащегося__________________________

Тема урока: _______________________________________________________

№ п\п

Задание

Кол-во баллов

1


Дом. задание

Написать формулу архимедовой силы.



2

Поставить знаки равенства между символами в таблицу.


Тело плавает

Тело всплывает

Тело тонет

FT  FA

FT  FA

FT  FA

ρT  ρЖ

ρT  ρЖ

ρT  ρЖ




3

Микроисследование «Условия плавания корабля»


Вывод: __________________________________________


__________________________________________________

4

Осадка судна -_____________________________________


__________________________________________________



5

Ватерлиния -_____________________________


________________________________________

________________________________________



6

Водоизмещение -_________________________


________________________________________

________________________________________



8

Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объемом 15000м³. Вес судна без груза равен 5*10⁶Н. Чему равен вес груза?

Дано:











9

Микроисследование «Рыбы и водоплавающие птицы, встречающиеся в реке Ишим»

________________________________________

_________________________________________

________________________________________

________________________________________





10

Общее количество баллов/ оценка.






Экспериментальное задание №1


Алгоритм выполнения :

  1. Опустите пластилиновый шарик в воду. Как он себя поведет?

__________________________________________________________

  1. А теперь спустите на воду лодочку, сделанную из точно такого же кусочка пластилина. Что произошло?___________________________

  2. Почему же лодочка плавает? Масса тела осталась прежней, значит, сила тяжести тоже осталась прежней. Что же изменилось? ________

__________________________________________

  1. Масса _________________, объем ______________________________; как изменилась плотность? ____________________________________

  2. За счет чего это произошло? ___________________________________

___________________________________________________________

  1. Основные условия плавания судов.

Задание № 2

Выбери экологические последствия попадания нефтепродуктов в реку, озеро, море:

гибель животных;

нефть смачивает оперение водоплавающих птиц, и они погибают увеличивается число морских животных;

кислород не поступает внутрь;

усиливается процесс фотосинтеза;

углекислый газ и метан не выходят наружу;

уменьшается освещенность водоема;

затрудняется процесс фотосинтеза;

улучшается газообмен;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!