«Выдающийся физик и организатор»
(жизнь и деятельность И.В. Курчатова)
Решение задач по теме
«Радиоактивные превращения», 11 класс
Цель урока: учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал, уметь решать задачи по данной теме.
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
развивать:
умение применять знания теории на практике;
наблюдательность, самостоятельность;
мышление учеников посредством логических учебных действий.
Воспитательные:
На доске: фотография И.В. Курчатова, биографические данные
1.Водно-мотивационный момент
Постановка целей и задач урока
2. Основная часть
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией выдающегося физика, жизнью его и творчеством.
1 слайд: 1.Лев Давидович Ландау
2.Абрам Федорович Иоффе
3. Пётр Леонидович Капица
4. Сергей Иванович Вавилов
5. Игорь Васильевич Курчатов
Учитель: Из четырёх фамилий выберете фамилию человека, о котором академик Фролов писал : (на доске) «Все мы можем научиться у него целеустремлённости в жизни, неиссякаемому желанию быть полезным Родине, взыскательности к себе, душевному благородству и скромности».
Номеру правильного ответа соответствует числовой ответ задачи:
2 слайд: Во сколько раз заряд ядра атома азота 14N7 меньше , чем заряд ядра атома цинка 65Zn35 (ответ 5).
Учитель: Итак, это И.В.Курчатов. Имя этого выдающегося физика, организатора отечественной ядерной энергетики пользуется всеобщей признательностью.
Он прожил недолгую, но яркую и плодотворную жизнь. Его научное творение было слито с государственной и общественной деятельностью на благо народа. Решив следующую задачу, мы узнаем, в каком году он родился.
3 слайд : Определить порядковый номер изотопа, который получится из плутония 242Pu94 после одного α - распада и одного β - распада.
(ответ 93)
Учитель: Игорь Васильевич Курчатов родился 12 января 1903 года. В семье Курчатовых на протяжении многих поколений отмечалась тяга к образованию. Дед Алексей Константинович,- человек железного здоровья и могучего телосложения, сначала работал мастеровым, потом стал казначеем завода. Отец, Василий Алексеевич, один из 10 детей, поступил в землемерное училище в Уфе.
4 слайд: Как назывался посёлок, в котором родился Игорь Васильевич?
Сим | Аша | Миньяр | Улу-Теляк |
19 | 16 | 17 | 20 |
Число, записанное под названием посёлка, соответствует сумме правильно выбранных ответов на следующие вопросы.
5 слайд: При трёх β - распадах, порядковый номер элемента:
1. увеличится на 6.
2. не изменится.
3. уменьшится на 6.
4. уменьшится на 3.
5. увеличится на 3. (ответ:5)
Второй продукт ядерной реакции: 209Po84─?+ 205 Pb82
протон
электрон
позитрон
ядро атома 4He2
нейтрон. (ответ:4)
6 слайд:
231Pa91
230Pa90
231U92
230Pu94
218Rn86 (Ответ:5)
69Ga31
91Zr40
222Rn86
230Pu94
144Nd60(Ответ:5)
Учитель: Возвращаясь к заданию, получили следующие слагаемые: 5+4+5+5 и результат 19, которому соответствует посёлок Сим (возвращается к 4 слайду).
В 1912 году, в Симферополе Игорь поступил в 1 класс гимназии. Он одинаково успешно осваивал все дисциплины, но его явно тянуло к технике и математике. Окончив гимназию с золотой медалью, весной 1920 г., он поступил на математическое отделение Таврического университета. Одной из характерных его черт была исключительно чёткая организация личного времени. Он будто знал, что судьба подарит ему всего 57 лет жизни, дорожил каждой минутой. Осенью 1923г. Он уехал в Петроград и поступил там на кораблестроительный факультет политехнического университета.
Какой год назван звёздным годом ядерной физики или Annus mirabilis-годом чудес? Ответ составьте из цифр , являющихся решением задач.
В результате скольки β- распадов из 238Np93 получится 238Pu94? (ответ 1).
Какой заряд имеет ядро атома 19F9? (ответ: 9)
На сколько число протонов ядра атома 27Al13 меньше числа протонов ядра атома 32S16? (ответ: 3).
В результате скольки α-распадов из 238U92 получится 230Ra88? (ответ: 2)
Итак, 1932 год назван звёздным годом ядерной физики, так как в этм году:
7 слайд:
Дж. Чедвик(Англия)- открыл нейтрон.
К.Андерсон(США)открыл позитрон
Кокрофт и Уолтон(Англия)-осуществили ядерную реакцию транс мутации ядерного лития
Г.Юри (США)- открыл тяжёлый изотоп водорода -дейтерий
В 1932 году в ЛФТИ была создана ядерная группа, в которую был включён И.В. Курчатов.
С началом ВОВ перед физиками, наряду с основными, встали вопросы помощи фронту. С 1941 г Курчатов занимается разработкой противоминной защитой кораблей, укрепления танковой брони, защитой танковых башен от прямого попадания снарядов.
В конце 1942 г. Комитет обороны принимает решение о возобновлении работ по физике ядра.
После испытания в 1953г. Термоядерной бомбы Курчатов взволнованно сказал: «Это было ужасное, чудовищное зрелище! Нельзя допустить, чтобы это оружие стали применять!»
3.Домашнее задание
4.Рефлексия
5.Подведение итогов урока.
И. В. Асташенков « Деятели наук Академик И. В. Курчатов»
Н. Головин. "Игорь Васильевич Курчатов",Атомизд, Москва, 1978 г
3. http://igz.ilmeny.ac.ru/lection zal/history/radiy/part1/str9.html