СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии Горные породы и минералы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии Горные породы и минералы»

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

дополнительного профильного образования

Институт повышения квалификации






Творческая работа

конспект урока по географии для 6 класса по теме

«Исследование горных пород и минералов»









Выполнила: слушатель

учитель географии Коренева Е. В.

Проверил: Рябов В. А., к. г. н., доцент










Новокузнецк, 2010

Тема урока «Исследование горных пород и минералов»

Цели:

Образовательные: закрепить понятие горные породы, минералы, полезные ископаемые, обобщить и систематизировать знания об этих понятиях;

Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной, практической работы, творческих способностей, образного мышления, умения классифицировать, стимулировать эмпатию и любознательность;

Воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы, умения работать в группах (коммуникативные навыки).

Тип урока (по целям) – обобщение изученного материала.

Вид урока – практическая работа.

Форма проведения – индивидуально-групповая.

Оборудование: на каждом столе у учащихся - коллекции горных пород и минералов, сигнальные карточки, инструкционные карточки по практической работе, информационные листы «Описание горных пород и минералов», бланки отчетов, цветные карандаши, плакаты с изображениями горных пород и минералов.

Предварительная работа – разделить класс на 3 - 5 групп.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, давайте определим тему нашего урока с помощью загадок.

  1. Белый, как сахар. Пока руки не замараешь, ума – разума не наберешься. (мел)

  2. Черен, как ворон, а греет, как Солнце. (уголь)

  3. Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)

Что объединяет все эти загадки? (Это всё горные породы и минералы)

Правильно, значит тема нашего урока «Горные породы и минералы»

  1. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие в «Мир камней», начатое на прошлом уроке и проверим можно ли вас назвать «МАСТЕРАМИ КАМНЯ». Но сначала вспомним то, что вы знаете о горных породах и минералах. Я буду зачитывать предложения, а вы с помощью сигнальных карточек мне отвечать.

  1. Геологические тела, слагающие земную кору.

  2. Природные тела, из которых состоят горные породы.

  3. Минеральные образования, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.

  4. Какие по происхождению бывают горные породы?

  5. Какие свойства горных пород вы знаете?

Учитель. Молодцы! Знания у вас есть, но каждый «мастер камня» должен уметь распознавать горные породы и минералы, а также определять их свойства. Сейчас мы это проверим.

  1. Практическая работа «Определение горных пород и минералов по описаниям»

Учитель. Вам необходимо по описаниям определить названия образцов горных пород или минералов, которые находятся у вас на столах и заполнить таблицу № 1 в отчетах.

- работа в группах.

- проверка результатов работы. Учитель по 1 человеку от двух групп с разными заданиями вызывает к доске для заполнения таблицы. Остальные группы сверяют свои ответы и отмечают правильность выполнения в отчетах (синими галочками – допущенные ошибки, красными – правильные ответы)

  1. Физминутка.

  2. Практическая работа «Определение свойств горных пород и минералов».

Учитель. А теперь «Мастерам камня» выполнить другое задание – определить свойства горной породы или минерала и заполнить таблицы № 2 в отчетах.

Давайте вспомним какими свойствами обладают горные породы.

- учащиеся отвечают.

- работа в группах.

  1. Творческая работа «Человечек из горной породы»

Учитель. Свойства все определены. Но ведь глядя на камень каждый мастер уже может разглядеть в нем будущее изделие. Вооружаемся фломастерами и карандашами, включаем свое воображение и представим, что ваш камень превратился в человечка! Изобразите его, передавая все свойства горной породы, ваши ощущения и впечатления, полученные при исследовании.

-работа в группах.

- выступление от каждой группы, сдача отчетов.

  1. Заключение.

Учитель. Да, сегодня действительно можно всех вас назвать «Мастерами камня».

Что нового вы узнали на этом уроке?

Что больше всего понравилось?

Кто знает, чем богат наш край?

Спасибо за работу! Урок мне бы хотелось закончить стихами.

В седые времена тысячелетий

На ложе древних океанов и морей

Ложились строго по пластам столетий

Остатки микроорганизмов и солей.

Они вернулись к людям из пучины

И принесли им известняк и писчий мел,

Чтобы помочь познать наук вершины

И сделать много мирных добрых дел!


Приложение.

Инструкционная карточка

Практическая работа «Исследование горных пород и минералов»


Цель: научиться распознавать некоторые горные породы и минералы и определять их свойства»

Задание № 1. «Распознай горные породы и минералы»

  • Внимательно рассмотрите образцы горных пород и минералов.

  • Ознакомьтесь с описанием горных пород и минералов в информационном листе.

  • Сравните имеющиеся у вас образцы с описанием и определите название каждого (в случае затруднения смотри учебник)

  • Заполните таблицу:

№ образца

название

По каким признакам определяется

1

2

3




Задание № 2.

«Исследование и определение свойств горной породы или минерала»

  • Внимательно рассмотрите выданный образец горной породы или минерала (потрогайте, понюхайте, ощутите вес)

  • Определите свойства образца:

  1. Какого цвета

  2. Есть ли блеск (не блестит, блестит (матовый, стеклянный, жирный)

  3. Прозрачен или нет (прозрачный, не прозрачный, полупрозрачный)

  4. Твердость (твердый, мягкий, рыхлый)

  • Подумайте, как человек может использовать данную горную породу в своей хозяйственной деятельности.

  • Занесите информацию в таблицу:

Название


Цвет


Блеск


Прозрачность


Твердость


Использование человеком



Задание № 3. «Человечек из горной породы»

Представьте, что ваша горная порода превратилась в человечка, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке свойства и все ощущения, полученные при её изучении.

Отчет по практической работе

«Исследование горных пород и минералов»

Задание № 1. «Распознай горные породы и минералы.

№ образца

название

По каким признакам определяется

1

2

3



Задание № 2.»Исследование и определение свойств горной породы или минерала»

Название


Цвет


Блеск


Прозрачность


Твердость


Использование человеком


Задание № 3. «Человечек из горной породы»

(место для рисунка)

Информационный лист № 1

«Описание горных пород и минералов»


Каменный уголь – горная порода черного цвета, плотная, матовая, мажет руки, горючая, используется человекам как топливо.

Мел – осадочная, рыхлая, рассыпчатая порода белого цвета, пачкает руки, одна из разновидностей известняка. Широко используется в строительстве.

Кварц минерал (составная часть гранита), прозрачно-белый, блестящий, твердый. Используется в производстве стекла, фарфора, фаянса.


Информационный лист № 2

«Описание горных пород и минералов»


Гранит – прочная, тяжелая магматическая порода серого или темно-красного цвета, состоит из зерен нескольких минералов (кварца, полевого шпата, слюды). Используется в строительстве.

Мрамор – твердая горная порода, метаморфического происхождения, цвет от белого до серого, серо-зеленого или красно-розового. Имеет матовый блеск. Часто используется в строительстве как отделочный материал и для изготовления произведений искусства.

Торф – рыхлая горная порода бурого или коричневого цвета, без блеска, содержит остатки отмерших растений. Торф легкий, хорошо впитывает влагу, используется человеком в качестве удобрения или топлива



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!