СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии на тему "Степи и лесостепи России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Цели урока - формирование образов лесостепей и степей России, значение их для сельского хозяйства и выявление основных экологических проблем этих природно-хозяйственных зон.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии на тему "Степи и лесостепи России"»

Данные об авторе

 Карасева Светлана Юрьевна

 учитель географии и экологии МОУ «СОШ с. Александровка Саратовского района Саратовской области»

Предмет:

география

Класс:

8 класс

Тема и номер урока:

тема: «Степи и лесостепи России», номер урока № 38

Базовый учебник:

География. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / (А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.) – М. Просвещение, 2017.



Тема урока: Степи и лесостепи России.

Цели урока:

- сформировать образы лесостепи и степи;

- выявить значение степной зоны для развития сельского хозяйства России;

- раскрыть роль черноземов;

- выявить экологические проблемы и пути их решения;

- формировать умение давать характеристику природной зоны.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Формирование знаний о природных зонах нашей страны — лесостепной и степной, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах.

Метапредметные:

Формирование умений:

- работать в группе;

- создавать образы степи и лесостепи;

- отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы.

Личностные:

Формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов.

Основное содержание: лесостепи и степи, особенности лесостепной и степной зон, лесостепи и степи — главный сельскохозяйственный район страны.

Деятельность учащихся:

Сравнивать географическое положение степи и лесостепи, наносить на контурную карту границы природных зон, выявлять причинно-следственные связи между географическим положением, особенностями климата, растительным и животным миром, раскрывать особенности ведения сельского хозяйства в степи; давать оценку чернозёмам.

Оборудование: карта «Природные зоны России», карты Саратовской области, слайды и фотографии по теме урока.

Тип урока: изучение нового материала

Методы 
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.



Ход урока

I. Оргмомент.

II.Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся

- Как называется раздел, над которым мы работаем?

- Что такое природно-хозяйственная зона? (Природно-хозяйственная зона - это крупный природный комплекс, в котором население занимается хозяйственной деятельностью)

- Характеристику, какой ПХЗ мы дали на прошлом уроке?



Географический диктант

Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный, широколиственный лес) относятся следующие признаки:


А) Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

Б) Эта природная зона занимает самую большую площадь.

В) Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые.

Г) Почвы подзолистые.

Д) В природной зоне деревья образуют один ярус.

Е) Эта зона отсутствует в Сибири.

Ж) Деревья более холодоустойчивы.

З) Условия зоны более благоприятны для земледелия.

И) В зоне много болот.



Работа в группах

Докажите, что Россия — лесная держава.

Значение леса для человека

Экологические проблемы зоны лесов.


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, обратите внимание на изображение природных ландшафтов. Какую особенность вы заметили? 
Ответ. В изображении природных ландшафтов частично или полностью отсутствуют деревья.

Работа с картами атласа.

- Какие зоны следуют за лесной?

- Какие природные зоны нам предстоит сегодня исследовать?

Ответ. Степь

П.А.Вяземский

«Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Тонут время и пространство

В необъятности твоей»

Ответ. Лесостепь

И.А.Бунин

«Рубеж лесной и степной зон составил всего рода вектор русской истории. Это родина богатейшего русского языка».

- В какой из этих природных зон вы бывали?

Итак, тема урока « Степи и лесостепи России » записывается в тетрадь. 

- Какова будет цель нашего урока?

- сформировать образы лесостепи и степи;

- выявить значение степной зоны для развития сельского хозяйства России;

- раскрыть роль черноземов;

- выявить экологические проблемы и пути их решения;



IV. Актуализация знаний.

Лесостепь.

Вопрос: На что больше похожа лесостепь – на лес или степь?

Работа с учебником, фотоматериалом.

Учащиеся дают словесный портрет лесостепи.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

«Лесостепь – это переходная зона между лесом и степью, где лесные массивы чередуются с обширными степными участками»

Далее учащиеся самостоятельно, используя учебник и карты атласа, дают характеристику лесостепной зоны по плану.

  1. Географическое положение

Юг Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины.

  1. Особенности климата

Умеренно континентальный, с умеренно холодной зимой, теплым летом и достаточным увлажнением.

  1. Типичные растения и животные

а) ковыль, пырей, тимофеевка, клевер, мышиный горошек, береза, осина, дуб, липа, ива, боярышник, шиповник, смородина, костяника, клубника, сосна, рогоз, камыш.

б) птицы  серые куропатки, грачи, сороки, дятлы, кукушки, тетерева, перепела, жаворонки, гуси, утки, журавли.

в)  суслики, серые полевки, тушканчики, зайцы, ласки, лисицы, волки, белки, лоси, ондатры, ящерицы, ужи, гадюки.

4. Преобладающие почвы

Серые лесные, черноземы

  1. Виды хозяйственной деятельности человека

Сельское хозяйство. Растениеводство: зерновые, овощные. Животноводство: молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

  1. Экологические проблемы

Деградация почв, загрязнение рек, вырубка лесов, уменьшение биологического разнообразия.

Вывод: Лесостепная зона сильно изменена человеком (большая плотность населения, распаханность, исчезновение лесов).

Физкульминутка.

Степь.

Вопрос: Что можно увидеть в степи?

Работа с учебником и фотоматериалом.

Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

- Возьмите карандаши и подчеркните, по – вашему мнению, главные признаки степи.

« Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна здесь длится не долго - 2-3 недели. Это время, когда появляются  растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища  и будут ждать в земле следующей  весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.

Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его на много километров. С многочисленных же курганов, в беспорядке разбросанных по степи, кругозор увеличивается еще более... Даже у современного человека этот простор вызывает безотчетное желание побежать

вдаль»

Вывод:

Главными признаками степей являются:

1) Травяной покров

2) Степи от лугов отличаются наличием в травяном покрове ковылей

3) Внешний облик степи сильно меняется в течение теплого периода, от весны до осени.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

«Степи – это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату»

Далее учащиеся самостоятельно, используя учебник и карты атласа, дают характеристику степной зоны по плану.

  1. Географическое положение

Неширокая полоса на юге Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин до Алтайских гор.

  1. Особенности климата

Климат континентальный с холодной зимой, умеренно жарким летом и недостаточным увлажнением.

  1. Типичные растения и животные

а) травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец, солянка, таволга и др

 б) из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы;

в) из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы.

г) обычные: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки.

д) многочисленны пресмыкающиеся и насекомые. 

4. Преобладающие почвы

Черноземы, каштановые

5.Виды хозяйственной деятельности человека

Сельское хозяйство. Растениеводство – зерновые, бахчевые, овощные культуры.

Животноводство – молочно-мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство.

  1. Экологические проблемы

Деградация почв, загрязнение рек, уменьшение биологического разнообразия.

Вывод: Степная зонная практически полностью изменена деятельностью человека (почти вся территория распахана, естественные ландшафты можно встретить только в заповедниках)

V. Первичное закрепление материала.

Практическая работа в контурных картах.

Задание. В контурных картах нанести зоны степей и лесостепей.

VI. Проблемные вопросы.

- Почему от сельскохозяйственного производства в степной зоне зависит продовольственная обеспеченность России? (за счет наличия черноземов, степь является главной зоной, где выращивают зерновые, сахарную свеклу, подсолнечник, зона мясного и молочного скотоводства, свиноводства, овцеводства)

- Можно ли избежать сильного воздействия человека на природу степей и лесостепей?

(возможно, если обратить внимание на экологические проблемы и пути их решения

по сохранению уникальных природных ресурсов).

VII. Закрепление материала.

Вопросы к учащимся:

- Почему почвы степей обладают высоким плодородием? (Много гумуса, нет промыва почв, лето длинное и теплое, благоприятный ежегодный травяной опад - благоприятные условия для почвообразования)

- Какие растения, и каких животных можно увидеть в естественной степи? (типчак, ковыль, грызуны, степной орел, змеи и др.)

- Почему у растений степи длинные и разветвленные корни, маленькие опущенные листья? (Растения добывают влагу с большой глубины, а опущенные листья испаряют меньше влаги)

- Где в степи можно увидеть деревья? (В долинах рек, где близко расположены грунтовые воды)

- Каков современный ландшафт степей? (Степи более чем на 80% распаханы)

- Какие опасные явления могут быть в степях? Что является их причиной? (Опасные явления степей - это засуха, то есть длительный период без осадков при сохранении высоких температур воздуха; суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву; пыльные бури; их причиной является распаханность степей).

Общий вывод по теме:

Лесостепи и степи – наиболее измененные человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки относительно нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Степи и лесостепи – житница страны. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного

сельскохозяйственного освоения этих земель. Каждый компонент не существует отдельно, независимо друг от друга или параллельно. Четко прослеживается связь между всеми компонентами природы. Климат влияет на растения и животный мир, растения на образование почвенного покрова и т. д. Изменение одного компонента природы влечет за собой изменение и другого.

VIII. Рефлексия

- Для чего мы изучили данную тему?

Оцените собственные знания и умения следующим образом:

- Я всё понял. Смогу объяснить другому.

- Я понял материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.

- Я понял материал частично.

- Я ничего не понял.

XIX. Домашнее задание.

& 34, ответить на вопросы после параграфа, написать сообщение по теме «Черноземы – самые плодородные почвы в мире»











Раздаточный материал


ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗОНЫ

  1. Географическое положение

  2. Особенности климата

  3. Типичные растения и животные

  4. Преобладающие почвы

  5. Основные виды хозяйственной деятельности человека

  6. Экологические проблемы


Географический диктант

Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный, широколиственный лес) относятся следующие признаки:

А) Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

Б) Эта природная зона занимает самую большую площадь.

В) Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые.

Г) Почвы подзолистые.

Д) В природной зоне деревья образуют один ярус.

Е) Эта зона отсутствует в Сибири.

Ж) Деревья более холодоустойчивы.

З) Условия зоны более благоприятны для земледелия.

И) В зоне много болот.


Задание

Докажите, что Россия — лесная держава.

Значение леса для человека

Экологические проблемы зоны лесов.


Отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

Задание: возьмите карандаши и подчеркните, по – вашему мнению, главные признаки степи.

Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна здесь длится не долго - 2-3 недели. Это время, когда появляются  растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища  и будут ждать в земле следующей  весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.

Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его на много километров. С многочисленных же курганов, в беспорядке разбросанных по степи, кругозор увеличивается еще более... Даже у современного человека этот простор вызывает безотчетное желание побежать вдаль.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!