МБОУ СОШ с. Воробьевка
Тема урока:
Смежные и вертикальные углы.
Подготовила: учитель
Чеканова Наталья
Викторовна
2012 год
Тема урока: Смежные и вертикальные углы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: ввести понятия смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства, содействовать развитию у учащихся навыков построения смежных и вертикальных углов, находить их на чертеже; учить учащихся применять изученные свойства при решении задач.
Развивающие: развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; развивать логическое мышление и творческую сторону мыслительной деятельности, математически грамотную речь; через ИКТ повышать интерес к изучаемому предмету; развивать навыки работы по готовым чертежам; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, памяти, внимания.
Воспитательные: воспитание установки на самообразование; воспитывать культуру умственного труда, умение контролировать внимание на всех этапах урока, ответственности к учебному труду.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, чертежные принадлежности.
Основные этапы урока:
1) подготовительный этап – мотивация необходимости изучения учебного материала;
2) обучающий этап – изучение и применение свойств смежных и вертикальных углов при решении задач на готовых чертежах;
3) самоконтроль при закреплении изученного материала.
Для осуществления поставленных на урок задач выбраны следующие методы и формы обучения:
методы: формы:
наглядный; общеклассная;
практический; индивидуальная.
словесный;
частично-поисковый.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
Что такое луч?
Как обозначается луч?
Какие лучи называются дополнительными?
Какая фигура называется углом?
Как обозначаются углы?
В каких единицах измеряются углы?
Какой угол называется прямым?
Какой угол называется острым?
Какой угол называется развернутым?
Какой угол называется тупым?
Что такое биссектриса угла?
Сформулируйте основное свойство измерения углов.
Изучение нового материала. Решение задач.
Введение понятия «смежные углы».
Практическая работа: Построим прямую АB и отметим точку С, лежащую между точками А и B. Проведём луч СD. Получились два угла: АСD и ВСD.
Попробуем сформулировать определение для этих углов, но сначала ответим на вопросы:
а) назовите стороны каждого из углов;
б) как связаны между собой стороны углов?
в) выделить особенности углов (одна сторона общая, две другие являются продолжениями одна другой).
Такие углы принято называть смежными.
Обратить внимание на слово «смежные» — находящиеся рядом («межа»).
Далее прочитать определение смежных углов в учебнике, подчеркнув те условия, которым должны удовлетворять смежные углы.
Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными.
Это же определение может звучать по-другому: два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными полупрямыми.
Дан Ð АОВ. Как построить угол, смежный данному? Для построения смежного с ним угла луч, являющийся одной из его сторон, дополняется до прямой.
2. Усвоение понятия смежных углов.
Найдите пары смежных углов и объясните, почему они смежные.
3. Сформулировать свойство смежных углов.
Вывести свойство смежных углов в ходе выполнения следующих упражнений:
Сколько углов изображено на рисунке? Какие это углы? (3 угла, Ð АОС и Ð ВОС - смежные, а Ð АОВ – развернутый).
Существует ли какая либо взаимосвязь между этими углами?
Ð АОВ +Ð ВОС = Ð АОС
Как по-другому можно записать данное равенство? Почему?
Ð АОС + Ð ВОС = 1800 , т.к. Ð АОВ - развернутый и его градусная мера равна 1800.
Для всякой ли пары смежных углов выполняется это равенство?
Данное равенство - математическая запись свойства смежных углов. Сформулируйте само свойство смежных углов: Сумма смежных углов равна 1800.
ЦОР. Свойство смежных углов.
Один из смежных углов равен 400, найдите градусную меру другого угла?
Углы АОВ и ВОС – смежные. Угол АОВ равен 1550, чему равен угол ВОС?
4. Закрепление понятия и свойства смежных углов.
№ 61 (а, г)
Ответ: 700, 1100.
Ответ: 450, 1350.
5. Физкультминутка.
6. Введение понятия вертикальных углов.
Практическая работа:
1) начертите неразвёрнутый угол АОВ и назовите лучи, являющиеся его сторонами;
2) проведите луч ОС, являющийся продолжением луча ОА и луч ОD, являющийся продолжением луча ОВ;
3) Сколько неразвернутых углов получилось?
4) Назовите углы, которые не являются смежными.
У построенных таким образом углов есть свое название. Они называются вертикальными углами. Запишите в тетради: углы АОВ и СОD - вертикальные.
Вопрос: Сколько пар вертикальных углов образуется при пересечении двух прямых?
Попробуем сформулировать определение вертикальных углов, ответив на вопросы:
1) назвать стороны каждого вертикального угла;
2) как связаны стороны вертикальных углов между собой?
3) выделить особенности вертикальных углов (1-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго, 2-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго).
Прочитать определение вертикальных углов в учебнике, подчеркнув те условия, которым должны удовлетворять вертикальные углы: Два угла называются вертикальными,
если стороны одного из них являются продолжением сторон другого угла.
Или: Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются дополнительными полупрямыми сторон другого.
7. Усвоение понятия вертикальных углов.
Указать пары вертикальных углов на рисунке и объяснить, почему они вертикальные.
8. Сформулировать свойство вертикальных углов.
Попробуйте сформулировать свойство вертикальных углов. Найдите взаимосвязь между вертикальными углами.
ЦОР. Свойство вертикальных углов.
9. Закрепление понятия и свойства вертикальных углов.
№ 64 (а) Устно:
Ответ: 630, 1170, 630, 1170.
10. Работа по готовым чертежам.
Найти величины всех неизвестных углов, образовавшихся при пересечении прямых.
Найдите как можно больше пар смежных углов.
Ответ: 16 пар
№ 65 (а)
Ответ: 570, 1230, 570, 1230.
Заключительный этап урока.
Подведение итогов.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие углы называются смежными, какие – вертикальными?
Посмотрите вокруг, нет ли таких углов в нашей классной комнате?
Домашнее задание: п.11, № 62, № 68.
8