СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по И.А. Бунину "Темные аллеи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по теме «Любовь как источник света» по рассказу И.Бунина «Темные аллеи» разработан в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая отвечает требованиям, предъявляемым новым ФГОС. Основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен «на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры». Технология РКМЧП представляет целостную систему, направленную на формирование качеств современного человека, адаптированного в обществе, способного самостоятельно получать знания, извлекая из различных информационных источников, и моделировать их. Благодаря ТРКМЧП ученики не пассивно воспринимают прописные истины, а в активном напряжении мыслительной деятельности идут к ним, получая чувство радости и удовлетворения от исследовательской работы. Анализ художественного произведения – извлечение закодированной информации, послание автора, ведущего к постижению истины. Поэтому учителем заранее продумывается образовательная среда урока, которая должна стать движущей силой активности ученика  по формированию и развитию УУД. Для создания образовательной среды был разработан дидактический материал урока (путевой лист, содержащий инструкцию для работы учащихся в исследовательской лаборатории по решению ряда учебных ситуаций), выстроенный в рамках основных этапов технологии РКМЧП.  На стадии вызова созданы условия для того, чтобы ученик систематизировал свои уже имеющиеся знания по предложенной теме, опираясь на них, выдвинул гипотезу о сущности понятия любви как источника света всей жизни человека. Информация выслушивается, записывается, обсуждается.  Стадия осмысления (реализации) осуществлялась через погружение учащихся в текст, организацию непосредственного контакта ученика с новой информацией (текст, презентация), сохранение у исследователя интереса к знанию за счет и постепенного продвижения от «старого» знания к «новому». Для этого ученик получил возможность проанализировать собственные знания самостоятельно, в результате этой деятельности зафиксировать, что ему знакомо, что для него является новым, а что порождает вопросы. В результате, ребенок сам обнаруживает новое знание, что позволяет ему безболезненно признавать свое право на ошибку и других, не задевается его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или другого ученика, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства.  На стадии рефлексии (размышления) ученики вернулись к первоначальным записям – предположениям для их творческой переработки, анализа, интерпретации и т.д. на основе новой информации. Учащимся было предложено провести эксперимент и сделать вывод по исследованию.  В результате проведения урока у учащихся, безусловно, сформировалось нравственное отношение к чувству любви как источнику света жизни каждого человека, понимание бунинского концепта любви и раскрытие его как дара и соотнесение данной нравственной категории с жизнью и судьбой страны. Работа с текстовой информацией направлена на развитие читательских компетенций учащихся, Такие знания, полученные на уроке литературы посредством « погружения» в текст и самостоятельного извлечения из него подтекстовой информации, способствуют развитию творческих способностей. Данный урок предусматривал работу в двух группах (по количеству персонажей произведения), что позволило учащимся проводить отбор информации для определенного героя, быть более внимательными к ключевым словам, помогающим раскрыть не только образ героя, его понимание чувства любви, но и определить авторское отношение к герою. Также работа в группе становится работой в команде и для команды, где можно высказать свою точку зрения и прийти к общему мнению, потому что так в маленьком интеллектуальном пространстве формируются и развиваются у каждого участника исследовательской лаборатории очень важные в современном обществе качества сотрудничества, толерантности.  • На протяжении всего урока ведущей деятельностью стала деятельность самого ученика: от мысли к действию, а значит к знанию, что ведет к повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, к повышению качества образования учеников, к результату – становлению личности ученика, умеющего работать с разными видами информации.  • Роль учителя на уроке литературы данного типа координирующая, направляющая. Учитель имеет возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.  • Т.о., данный урок посредством применения ТРКМЧ  отвечает требованиям ФГОС и реализует системно-деятельностный подход в обучении.   

Почему именно  эта технология позволяет достичь поставленных целей и задач урока? Основным условием, при котором реализуется проведение данного урока, является создание проблемного обучения, при котором процесс познания становится исследовательским. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.  С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.)  учащиеся побуждлисьт к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.   Технология позволила за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления:  ü повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.  ü осуществить воспитательный процесс (работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества).  ü Способствовать становлению и развитию у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.  Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия  При отборе методов и содержания урока по теме «Любовь как источник света» учитывались психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса.  Подростковый возраст—это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых. Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности

Поэтому деятельность учащихся была организована от начала до завершения урока с учетом изучаемой проблематики, разнообразия исследовательских заданий и их постепенного усложнения. На уроке использовались индивидуальная, групповая формы организации самостоятельной деятельности учащихся. При составлении путевого (исследовательского) листа учитывались индивидуальные особенности учащихся: внимание, память, мышление, читательские компетенции. Дополнительная информация  Ресурсы, оборудование и материалы  Компьютер, проектор, аудиозапись.  Заготовки для проекта ( выращивание розы)  Фрагменты из кинофильмов «Не покидай», «Жестокий романс», «Темные аллеи».  Музыкальные композиции: «Песня о волшебной розе»,. «Надежда» Музыка Е. Крылатов слова Л. Дербенёв,  «Любовь - волшебная страна» Автор текста: Рязанов Э. Композитор : Петров А.   

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!