СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ИКБ на тему "Башкирский народный орнамент"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по ИКБ на тему "Башкирский народный орнамент"

Просмотр содержимого документа
«Урок по ИКБ на тему "Башкирский народный орнамент"»

Конспект урока на тему «Башкирский народный орнамент» в 6 классе.

Цель: ознакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы»,

Задачи:

- развитие умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;

- развитие способности к воображению;

- формирование аккуратности и эстетического вкуса;

- воспитание познавательного интереса к изучению материальной культуры родного края.

- закрепить теоретические знания практическим заданием.


Оборудование: компьютер, проектор, грамзаписи башкирских мелодий, логико – смысловая схема «Башкирский орнамент», образцы геометрических и растительных узоров башкирского орнамента, предметы быта (полотенца, посуда).

ХОД УРОКА

- Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. (слайд 1)

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.

Р.Б.Даутова

- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)

- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (Национальный или народный)

- Ребята, исходя из нашей беседы, назовите тему сегодняшнего урока. (Башкирский народный орнамент)

Слайд 2.

Запись даты и темы урока в тетради.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с башкирским орнаментом. А поможет нам вот такая схема (схемы – на столах учащихся). А полученные на уроке знания мы закрепим в практической работе.

Слайд 3.


К – 1. Мы живем с вами в Республике Башкортостан. Вы знаете уже много преданий, легенд о Башкортостане, о башкирском народе. Я расскажу вам еще одну (вкл.музыка).

Давным- давно жили 3 девушки. В один прекрасный вечер среди равнин, лесов и полей Уральских гор они разожгли огонь и завели беседу.

Одна из девушек сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас – черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас – карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях».

Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее ее украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.

Прошло некоторое время, и снова они встретились. У всех было нарядное платье с узорами.

Первая сказала: «Я сделала узор, он символизирует, а значит показывает определенную вещь». Она сделала рисунок солнца.

«А я, - сказала вторая, - люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зеленый лес».

А третья сказала: «А я , проснувшись утром, встречаю рассвет на Уральских горах. И мой символ – синие горы».

И с тех давних времен люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т.е. орнаментом на предметах быта, жилища, одежды.

К – 2. – А что такое орнамент?

Работа с учебником страница 86.

- Прочитайте первый абзац § 1. (Чтение сильным учеником)

Слайд 4.

Слайд 5.

- Ответьте на вопросы: от какого слова произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности? Какое значение они имеют в современном мире?

Работа в тетради.

Слайд 6.

ОРНАМЕНТ – украшенный (на доске как опорное слово).

ДЕКОРАТИВНЫЙ – украшение краса (на доске как опорное слово).

Рассказ учителя.

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов деятельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, рыболовства, земледелия, других видов хозяйственной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.

Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят в глубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

К – 3. Какие узоры орнамента вы знаете?

Рассказ учителя.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов.

Слайд 7.

Примеры геометрических узоров – это лес, солнце, горы, пашня; растительных – завитые стебельки цветка, листья, пшеничное поле; зооморфных – стилизованные изображения животных.

Словарная работа :

геометрические (на доске как опорное слово)

зооморфные (на доске как опорное слово)

растительные (на доске как опорное слово)

Слайд 8.

В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Словарная работа:

бордюр (на доске как опорное слово)

отдельные розетки (на доске как опорное слово)

сплошная сетка (на доске как опорное слово)

Слайд 9.

К – 4. В цветовой гамме орнамента наиболее распространенными были красный, черный, желтый и зеленый цвета. Узоры отличаются цветом, но рисуют их симметрично.

В Башкортостане выделяется шесть орнаментальных комплексов.

= работа с учебником (с.87 – 88).

- Рассмотрите комплексы орнаментов. К каким узорам они принадлежат?

Слайды 10 – 13.

К- 5. Башкирский народный орнамент отражает традиции, обычаи, характерные черты народа.

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем. Выполняем под музыку танцевальные движения, а заодно обратите внимание на то, как и какое место на платье можно украсить орнаментом.

Слайд 14. Физминутка. (Включается видео – башкирский танец).

Слайд 15 .

Народный костюм украшается орнаментом на манжете рукавов, на поясе, юбке, фартуке, подоле платья, сукне сапога, шапке, на платке.

Башкирский народный костюм имеет верхнюю часть с меховой каймой. Обязательно присутствует головной убор, также отделанный мехом. Девушки вплетали в косу ленты с монетами.

Все, что выше пояса, связано с солнцем, небом, птицами, а что ниже – выражает плодородие земли, растения и воду.

В одежде всегда должна быть гармония. Узоры по цвету и форме должны соответствовать узору, стоящему рядом. Но запомните, что растительный узор – рядом с растительным, геометрический – с геометрическим.

К – 6. – А можно ли такие орнаменты увидеть у других народов? Почему?

Рассказ учителя о чувашском народном орнаменте.

(рассматривание иллюстраций чувашского орнамента, сравнение его с башкирским).

Слайд 16 - 18.

Все дело в том, что солнце, леса и горы, т.е.природа, вечные спутники в жизни человека. Они источники существования всего живого. И не удивительно, что они нашли отражение в народном искусстве и у представителей других национальностей.

К – 7. – Скажите, где мы можем видеть орнамент?

Слайды 19 – 25.

  1. Предметы быта (полотенца, салфетки, фартуки);

  2. Посуда;

  3. Украшение домов – резьба.

  4. Одежда.

Таким образом, любой узор связан с историей народа, показывает его образ жизни. Поэтому изучение узоров будет и изучением истории народа.

Народная культура Башкортостана очень богата и разнообразна, как и сама земля Башкортостана.

Обобщение, закрепление.

Слайд 26.

- О чем мы говорили?

- Что означают слова ОРНАМЕНТ и ДЕКОРАТИВНЫЙ?

- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?

- Как располагается узор в башкирском орнаменте?

- Какие цвета распространены в башкирском орнаменте?

- Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?

- Сколько орнаментальных комплексов выделяют в Башкортостане?

- Ребята, а теперь вы можете сами выполнить задание по украшению салфетки башкирским и чувашским орнаментом (работа в 2 группах).

- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать орнамент для украшения – картинки помощники на нашем экране.

Слайд 27.

Дети выполняют задание.

Готовые работы вывешиваем на доске.

По работам подводится итог урока, проверяются теоретические знания, воплощенные в практической работе.

Оценивание.

- Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: нарисуйте свою салфетку, используя те узоры орнамента, которые вам ближе. Вам нужно будет объяснить, почему вы выбрали именно эти элементы орнамента и что они означают.

- Я хочу закончить урок стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравнится высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся.

И пусть в любой твоей семье

В 5 раз прибудет счастья!

Еще чего желаем мы?

Чтобы в Отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше!


Урок окончен. Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!