Конспект урока на тему «Башкирский народный орнамент» в 6 классе.
Цель: ознакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы»,
Задачи:
- развитие умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;
- развитие способности к воображению;
- формирование аккуратности и эстетического вкуса;
- воспитание познавательного интереса к изучению материальной культуры родного края.
- закрепить теоретические знания практическим заданием.
Оборудование: компьютер, проектор, грамзаписи башкирских мелодий, логико – смысловая схема «Башкирский орнамент», образцы геометрических и растительных узоров башкирского орнамента, предметы быта (полотенца, посуда).
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. (слайд 1)
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.
Р.Б.Даутова
- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)
- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (Национальный или народный)
- Ребята, исходя из нашей беседы, назовите тему сегодняшнего урока. (Башкирский народный орнамент)
Слайд 2.
Запись даты и темы урока в тетради.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с башкирским орнаментом. А поможет нам вот такая схема (схемы – на столах учащихся). А полученные на уроке знания мы закрепим в практической работе.
Слайд 3.
К – 1. Мы живем с вами в Республике Башкортостан. Вы знаете уже много преданий, легенд о Башкортостане, о башкирском народе. Я расскажу вам еще одну (вкл.музыка).
Давным- давно жили 3 девушки. В один прекрасный вечер среди равнин, лесов и полей Уральских гор они разожгли огонь и завели беседу.
Одна из девушек сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас – черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас – карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях».
Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее ее украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и снова они встретились. У всех было нарядное платье с узорами.
Первая сказала: «Я сделала узор, он символизирует, а значит показывает определенную вещь». Она сделала рисунок солнца.
«А я, - сказала вторая, - люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зеленый лес».
А третья сказала: «А я , проснувшись утром, встречаю рассвет на Уральских горах. И мой символ – синие горы».
И с тех давних времен люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т.е. орнаментом на предметах быта, жилища, одежды.
К – 2. – А что такое орнамент?
Работа с учебником страница 86.
- Прочитайте первый абзац § 1. (Чтение сильным учеником)
Слайд 4.
Слайд 5.
- Ответьте на вопросы: от какого слова произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности? Какое значение они имеют в современном мире?
Работа в тетради.
Слайд 6.
ОРНАМЕНТ – украшенный (на доске как опорное слово).
ДЕКОРАТИВНЫЙ – украшение краса (на доске как опорное слово).
Рассказ учителя.
Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов деятельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, рыболовства, земледелия, других видов хозяйственной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.
Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят в глубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.
К – 3. Какие узоры орнамента вы знаете?
Рассказ учителя.
Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов.
Слайд 7.
Примеры геометрических узоров – это лес, солнце, горы, пашня; растительных – завитые стебельки цветка, листья, пшеничное поле; зооморфных – стилизованные изображения животных.
Словарная работа :
геометрические (на доске как опорное слово)
зооморфные (на доске как опорное слово)
растительные (на доске как опорное слово)
Слайд 8.
В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.
Словарная работа:
бордюр (на доске как опорное слово)
отдельные розетки (на доске как опорное слово)
сплошная сетка (на доске как опорное слово)
Слайд 9.
К – 4. В цветовой гамме орнамента наиболее распространенными были красный, черный, желтый и зеленый цвета. Узоры отличаются цветом, но рисуют их симметрично.
В Башкортостане выделяется шесть орнаментальных комплексов.
= работа с учебником (с.87 – 88).
- Рассмотрите комплексы орнаментов. К каким узорам они принадлежат?
Слайды 10 – 13.
К- 5. Башкирский народный орнамент отражает традиции, обычаи, характерные черты народа.
- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем. Выполняем под музыку танцевальные движения, а заодно обратите внимание на то, как и какое место на платье можно украсить орнаментом.
Слайд 14. Физминутка. (Включается видео – башкирский танец).
Слайд 15 .
Народный костюм украшается орнаментом на манжете рукавов, на поясе, юбке, фартуке, подоле платья, сукне сапога, шапке, на платке.
Башкирский народный костюм имеет верхнюю часть с меховой каймой. Обязательно присутствует головной убор, также отделанный мехом. Девушки вплетали в косу ленты с монетами.
Все, что выше пояса, связано с солнцем, небом, птицами, а что ниже – выражает плодородие земли, растения и воду.
В одежде всегда должна быть гармония. Узоры по цвету и форме должны соответствовать узору, стоящему рядом. Но запомните, что растительный узор – рядом с растительным, геометрический – с геометрическим.
К – 6. – А можно ли такие орнаменты увидеть у других народов? Почему?
Рассказ учителя о чувашском народном орнаменте.
(рассматривание иллюстраций чувашского орнамента, сравнение его с башкирским).
Слайд 16 - 18.
Все дело в том, что солнце, леса и горы, т.е.природа, вечные спутники в жизни человека. Они источники существования всего живого. И не удивительно, что они нашли отражение в народном искусстве и у представителей других национальностей.
К – 7. – Скажите, где мы можем видеть орнамент?
Слайды 19 – 25.
Предметы быта (полотенца, салфетки, фартуки);
Посуда;
Украшение домов – резьба.
Одежда.
Таким образом, любой узор связан с историей народа, показывает его образ жизни. Поэтому изучение узоров будет и изучением истории народа.
Народная культура Башкортостана очень богата и разнообразна, как и сама земля Башкортостана.
Обобщение, закрепление.
Слайд 26.
- О чем мы говорили?
- Что означают слова ОРНАМЕНТ и ДЕКОРАТИВНЫЙ?
- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?
- Как располагается узор в башкирском орнаменте?
- Какие цвета распространены в башкирском орнаменте?
- Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?
- Сколько орнаментальных комплексов выделяют в Башкортостане?
- Ребята, а теперь вы можете сами выполнить задание по украшению салфетки башкирским и чувашским орнаментом (работа в 2 группах).
- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать орнамент для украшения – картинки помощники на нашем экране.
Слайд 27.
Дети выполняют задание.
Готовые работы вывешиваем на доске.
По работам подводится итог урока, проверяются теоретические знания, воплощенные в практической работе.
Оценивание.
- Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: нарисуйте свою салфетку, используя те узоры орнамента, которые вам ближе. Вам нужно будет объяснить, почему вы выбрали именно эти элементы орнамента и что они означают.
- Я хочу закончить урок стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.
Башкортостан, поля твои
Пусть будут плодородны,
Пусть будут сыновья твои
Отважны, благородны!
Ты славишься, Башкортостан,
Своей грядой седою,
Пусть с нею нефтяной фонтан
Сравнится высотою.
Пусть яблони твои к земле
От тяжести склонятся.
И пусть в любой твоей семье
В 5 раз прибудет счастья!
Еще чего желаем мы?
Чтобы в Отчизне нашей
Была Башкирия наша
Счастливей всех и краше!
Урок окончен. Спасибо за урок!