Открытый урок по информатике
Тема:
«Системы счисления»
Подготовил учитель информатики Измайлов Рашид Кайдарович
Класс: 9 А
Дидактическая цель урока: создать условия для повторения и осмысления системы знаний по теме «Системы счисления»
Задачи урока:
I. Формирование предметной компетенции:
Познавательные - повторить понятия «система счисления», определение «позиционные и непозиционные СС»; повторить правила перевода чисел из одной СС в другую и наоборот.
Практические - учить детей работать с инженерным калькулятором
II. Формирование метапредметных компетенций:
Регулятивные компетенции - определять отличие схемы от рисунка - развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения;
Коммуникативные компетенции - работать в коллективе, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
III. Воспитательные задачи:
Вызвать интерес к изучению информатики как науке, изучающей хранение, передачу и обработку информации.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов действий
Методы обучения: проблемное обучение, проектный метод, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Дидактический материал: карточки с заданиями, текст стихотворения
Оборудование: раздаточный материал, АРМ учителя, проектор, ноутбуки, телефоны
Перечень используемых ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Понятие о системах счисления | информационный | видеофрагмент | http://www.fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html |
2 | Системы счисления (N 170369) | Информационный, анимация | Интерактивный мультфильм | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/15925a41-8dd5-48c5-9187-31628f22b89a/? |
ХОД УРОКА:
Организационный момент
У
читель: Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию
- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам понадобятся рабочие тетради, ручки, ноутбуки и сотовые телефоны.
Учащиеся: Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии, слушают учителя
Актуализация знаний
Учитель:
- Урок мы начнем с небольшого стихотворения (Приложение 1, Рисунок 1):
Читает стихотворение:
СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ
(
А. Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
П
ортфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
Учитель: задает вопросы по стихотворению, актуализирует внимание учащихся
- Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного?
-Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным?
У
чащиеся: слушают учителя, отвечают на вопросы
- Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Учитель:
- Давайте вспомним определение системы счисления.
- Назовите основные системы счисления?
Ученик: Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (Рисунок 3).
Учитель:
- Чтобы стихотворение стало понятным, переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную
(Рисунок 1). Читаем первую строчку: Ей было тысяча сто лет. Как мы переведем число из двоичной СС в
десятичную. Вспомним правила перевода вместе. Вы работаете в тетрадях, а я у доски.
(Учитель на доске переводит первое число из двоичной системы счисления в десятичную).
- Итак, девочке было 12 лет (Рисунок 4).
А теперь каждый из вас самостоятельно переведет все остальные числа в десятичную систему счисления (у вас есть ровно 3 минуты).
(ученики работают в тетрадях)
Учитель:
Итак, проверяем:
- В какой класс ходила девочка?
У
ченик: в 5 класс (Рисунок 5)
Учитель:
- Сколько книг она носила?
Ученик: 4 книги (Рисунок 6)
Учитель:
- Сколько было ног, рук, ушей и глаз у девочки?
Ученик: конечно по 2 (Рисунок 7).
Учитель: Показывает интерактивный мультфильм (ЭОР № 2), предлагает выписать в тетрадь пример перевода чисел из десятичной системы счисления в другую.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу
- Мы с вами вспомнили правила перевода из двоичной СС и десятичную.
- А как перевести числа из 8 и 16 сс в десятичную? Точно также.
-
Итак, вы уже, наверное догадались чем мы сегодня на уроке будем заниматься.
Учащиеся: Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока
- На уроке мы будем повторять тему «системы счисления»
Учитель: Разъясняет условия и последовательность работы школьников
- Сегодня мы проведем урок – обобщение и систематизация знаний по теме «системы счисления». Мы повторим привила перевода из одной СС в другую и наоборот, научимся переводить числа с помощью инженерного калькулятора.
Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Системы счисления».
III. Закрепление, систематизация и контроль знаний и способов действий.
Учитель: актуализирует внимание учащихся на экран, задает вопросы (ЭОР № 1)
- Посмотрите на экран и скажите, в какой системе счисления могут быть записаны числа?
2007, 10101, 343434, F12A ?
-
Вы знаете, что все СС делятся на 2 большие группы. Какие?
- К какой группе систем счисления относятся эти числа?
Учащиеся: слушают, отвечают на вопросы о непозиционных систем счисления, позиционной системы счисления, формулы перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
- Позиционные и непозиционные. К позиционной.
Учитель: актуализирует внимание учащихся на экран, задает вопросы (Презентация)
- Что вы можешь сказать о числах 333 и ХХХ ?
- Чему в десятичной системе счисления равны следующие числа, записанные римскими цифрами:
а) XI; б) LX; в) MXD?
- По каким правилам вы перевели числа из римской СС в десятичную.
- А эти числа к какой системе счисления относятся?
Учащиеся: К непозиционной.
Учитель: организует самостоятельную работу перевода числа в десятичную СС
- Переведите самостояельно римское число в десятичную СС
M
CMXLVI (1946)
Учащиеся: работают самостоятельно, выполняют задания в рабочей тетради
Учитель:
- Это число вам о чем-нибудь говорит? Это год появления первого компьютера в США (Эниак)
-Итак, мы с вами вспомнили, что системы счисления делятся на позиционные и непозиционные СС и вспомнили правила перевода римских чисел.
- Какое количество компьютеров вы видите? Ответ дайте в двоичной, восьмеричной и десятичной системах счисления.
- Вспомним правила перевода чисел из 10-ичной СС в любую другую. Разберем вместе с вами первый пример, я у доски, а вы в тетрадях. У вас есть одна минута.
Учащиеся: работают самостоятельно, выполняют задания в рабочей тетради
У
читель: организует фронтальную работу проверки задания
- Итак, что у вас получилось?
- Хорошо, мы повторили перевод чисел из 10-ой СС в любую другую СС. Молодцы
Физкультминутка
Учитель организует небольшой перерыв, просит учащихся выполнить упражнения для глаз (Презентация)
Учитель: организует работу в парах.
- Сейчас мы еще раз убедились, на сколько это трудоемкий процесс с использованием только математических навыков. Для перевода чисел из одной системы счисления в другую и проведения вычислений в различных системах счисления можно использовать приложения, которые обычно называются научными или инженерными калькуляторами. Какое стандартное приложение входит в состав операционной системы Windows? (Калькулятор)
Воспользуемся этим приложением для вычислений. Используя инженерный калькулятор выполним задания по карточкам
Задания для парной работы
У
чащиеся: выполняют работу в парах, организуют взаимопроверку, взаимооценку
1) Переведите числа из одной системы счисления в другую:
12816 - Х2 Ответ:1001010002
6418- Х16 Ответ:1A116
2) Какое из чисел 1100112, 1118, 1В16 является наибольшим, наименьшим?
Ответ: 1В16 2 8.
- Чтобы проверить правильность выполнения заданий обменяйтесь с соседями карточками и проверьте друг у друга ответы. И поставьте оценки за работу.
IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: контроль усвоения знаний и умений через работу по карточкам.
Работа с карточками (Приложение 3)
-
У вас у каждого на столе лежат карточки с зашифрованными словами. Но каждая буква представлена в какой-то СС. Вам нужно перевести каждую цифру.
Учащиеся: выполняют задания в тетради, отвечают устно
Учитель: корректирует деятельность учащихся, разбирает допущенные ошибки
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: организует беседу по вопросам
- Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?
- Смогли ли вы их достичь?
- Какой материал был трудным, непонятным?
- А что воспринималось легко?
- Попробуйте дать оценку уроку
Учащиеся: отвечают на вопросы, анализирую свою деятельность на уроке
Учитель: оценивает работу учащихся, выставляет оценки за урок
- Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Особенно активными были…
VI. Информация о домашнем задании
Учитель: формулирует домашнее задание
- Выполните творческое задание (Приложение 4) – раскрасьте рисунок, определив его цвета, с помощью перевода чисел в десятичную систему счисления.
Учащиеся: записывают домашнее задание
П
риложение № 1
Приложение № 2
1) Переведите числа из одной системы счисления в другую:
12816 - Х2 Ответ: 1001010002
6418- Х16 Ответ: 1A116
2) Какое из чисел 1100112, 1118, 1В16 является наибольшим, наименьшим?
Ответ: 1В16 12 8.
Приложение № 3
КАРТОЧКА № 1
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11012 01002 10102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 2
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ___________
КАРТОЧКА № 3
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11002 01002 01012 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ____________
КАРТОЧКА № 4
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 00102 10112 10002 11102 00102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 5
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 00112 01102 10112 11012
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
Приложение № 4
Творческое домашнее задание
Возьмите цветные карандаши (6 цветов) с номерами в десятичной системе счисления. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ
101 – ГОЛУБОЙ
110 - КРАСНЫЙ
111 – ЖЕЛТЫЙ
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ
1001 – ЧЕРНЫЙ
![](https://fhd.multiurok.ru/8/2/6/82683874b1fe0d8a23f3fef96f951d62707e53cc/urok-po-informatikie-1_13.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/8/2/6/82683874b1fe0d8a23f3fef96f951d62707e53cc/urok-po-informatikie-1_14.png)