СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории "Начало правления Петра I " 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории "Начало правления Петра I " 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории "Начало правления Петра I " 10 класс»

Предмет: История

Класс: 10

Урок 40

Тема: Начало правления Петра I

Цели урока:

  • образовательные:

- Рассмотреть причины, повлиявшие на формирование личности Петра I;

- Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол,

- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения

  • развивающие:

- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в паре;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений.

  • воспитательные:

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, работать в малых группах

- воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.


Тип урока: изучение нового материала.

Проблемный вопрос: Почему результаты борьбы за власть на рубеже XVII – XVIIII вв. имели исключительно важное значение в истории России?

Ресурсы: А.А. Левандовский. История России XVIIII – XIX вв., § 1; рабочий лист.

Понятийный аппарат: Боярская Дума, стрелецкое войско, «потешные полки», «старая вера», раскольничество, бунт.

План урока (Слайд)

  1. Борьба за престол.

  2. Правление Софьи.

  3. Приход к власти Петра.

  4. Поездка Петра за границу и стрелецкий бунт.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационный этап

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Тема раздела «Россия в эпоху Петра Великого».

Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру какое бы прозвище дали вы?

Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?


Петр I






Выход к Балтийскому морю

Европеизация страны



Реформы: военная, экономические, культурные


Провозглашение империи




Тема сегодняшнего урока - «Начало правления Петра I» (слайд)

Основные цели урока (слайд):

- Рассмотреть причины, повлиявшие на формирование личности Петра I;

- Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол,

- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения

17 век в истории России – время новых явлений в экономике, политике, культуре. Но это с одной стороны, а с другой…Век - бунташный. Итоги этого века были очень противоречивы. Да и в царских хоромах было неспокойно…

Вспомните, пожалуйста, к какой из династий относился Петр 1? С какого времени считается правление этой династии?



  1. Актуализация имеющихся знаний у учащихся

Давайте вспомним, какие новые явления происходили в экономическом, политическом, культурном плане в нашей стране в данный период.

Проверяем, выполняя задание №1 из Рабочего листа :

Задание. Распределите по сферам жизни общества изменения, которые происходили в России в XVII в. и создавали условия для петровских преобразований
      Сферы жизни общества: А — экономика, Б — социальная сфера, В — политическая сфера, Г — духовная сфера:
      

  1. Развитие ремесла, мелкотоварного производства - А

  2. Отмена местничества (1682) - Б

  3. Политика протекционизма (покровительства национальной промышленности и торговле) - А.

  4. Развитие мануфактурного производства - А

  5. Укрепление самодержавия- В

  6. Сближение поместного и вотчинного землевладения – А.

  7. Обмирщение сознания - Г

  8. Начало формирования всероссийского рынка - А

  9. Прекращение созыва земских соборов - В

  10. Указ о белых и черных слободах - Б

  11. Закрепощение крестьян (1649 г.) - Б

  12. Утверждение самодержавия (соборное уложение – титул “самодержец”); - В.

  13. Уменьшение роли боярской думы (малая дума) – В.

  14. Тайный приказ – В.

  15. Окончательно сложилась приказная система – бюрократия – чиновники поддержка государя – В.

  16. Попытка некоторых представителей высших слоев общества устроить свою жизнь по западному образцу - Г.

  17. Появление первых мануфактур, развитие мелкотоварного производства – А.


Проблемный вопрос: Почему результаты борьбы за власть имели исключительно важное значение для истории России? (слайд)


  1. Изучение нового материала.

  1. Борьба за власть


Борьба за власть

?






Выбор пути развития России

Альтернатива исторического развития



Петр Софья


Европеизация Патриархальная

России Россия


Приход к власти Петра I сопровождался борьбой за власть двух враждующих боярских группировок - Нарышкиных и Милославских.

В конце XVII в. при малолетних наследниках престола в России снова началась активная борьба за власть между соперничавшими группировками знати. Династические споры обостряло отсутствие четких норм наследования и формальное равенство претендентов. В своей борьбе боярские группировки использовали стрелецкие полки (в Москве находилось 20 стрелецких полков, примерно 15 тыс. человек).


Задание 2 рабочий лист:

Прочитать текст стр. 13, 17 и составить таблицу, используя материал учебника. Работа в парах, обсуждение и коллективная проверка. (Слайд)

Два стрелецких бунта

1682 г

Линии сравнения

1689 г


Причины бунта



Повод



Участники



Требования восставших



Руководители



Результаты



Комментирование группы, которые заполняли колонку «1682».


  1. Правление Софьи.


Рассказ учителя:

В результате бунта 1682 г. царями провозгласили Петра и Ивана, правительницей — Софью. (Слайд)

Учитель показывает иллюстрации портретов царевны Софьи и ее фаворита князя В. В. Голицына.

Софья стала регентом.

Кто знает, что такое регентство?

Регентство (от лат. regens, «правящий») — временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.

В 1682 г. начинается правление Софьи Алексеевны, закончилось оно в 1689 г.

Что касается внутренней политики, то ее занимала только одна мысль - как удержаться у власти.

Первым человеком в государстве был фаворит царевны Софьи - князь В. В. Голицын (слайд). Он являлся главой Посольского приказа, но все дела решались по его совету.

В это время в российском обществе назревает мысль о необходимости преобразования московской старины.

Сообщение ученика.

В. В. Голицын - образованный человек, знал несколько европейских языков, имел домашнюю библиотеку. Он как человек, чувствовавший время, считал дальнейшие развитие России - это путь через сближение с западной культурной традицией. Он постоянно говорил боярам о необходимости обучать детей наукам, приглашать для них иностранных учителей.
В. В. Голицын предлагал:

а) провести военную реформу;

б) отменить крепостное право (то есть предлагал сделать всех крепостных крестьян государственными, обложить их податью в пользу науки и т. д.).

К сожалению, намеченные планы и замыслы остались нереализованными.
- В каком году, с кем Россия заключила «вечный мир»?
1686 г. - с Польшей, «на вечные времена» за Россией закреплялся Киев. Это был серьезный успех правительства В. В. Голицына.
Согласно этому договору Россия брала обязательство вступить в антитурецкую коалицию и начать войну с крымским ханом.
Москва стала готовиться к походу на Крым. В. В. Голицын был назначен главнокомандующим. Но военная кампания 1687 г. закончилась бесславно. Войско В. В. Голицына из-за недостатка воды и из-за зноя степей отступило, так и не достигнув Крыма.

Второй поход предприняли через два года, но преодолеть перешеек русские не смогли. Русские простояли три дня, заключили с крымцами перемирие и отправились назад.


Вопрос:

А к каким событиям это привело?

Это вызвало недовольство в Москве. Росло влияние Натальи Кирилловны Нарышкиной и подрастающего Петра.


  1. Приход к власти Петра.

Комментирование группы, которые заполняли колонку «1689 г.».


Рассказ учителя.

В результате второго стрелецкого бунта 1689 г. Петр стал самостоятельным правителем. (Слайд)


  1. Поездка Петра за границу и стрелецкий бунт.

В 1689 г. Петра 1 поддержали бояре, дьяки, подьячие, полки нового строя, значительная часть стрельцов. Патриарх Иоаким через несколько дней после победы потребовал выслать из страны всех иноземцев. Молодой царь получил поддержку в борьбе против политики Софьи и Голицина, которую можно определить как «западническую» Вероятно только Великое посольство и Стрелецкий бунт 1698 г. Ознаменуют окончательный перелом во взглядах Петра, подтолкнут к преобразованиям на европейский лад.

Последнее выступление стрельцов в XVII в. произошло в отсутствии Петра. Недовольные требованиями регулярной службы, несколько стрелецких полков отказались подчиняться своим начальникам и попытались захватить Москву. Выступление было подавлено, зачинщики наказаны. Но, Пётр, который срочно вернулся из-за границы, потребовал возобновить следствие.


  1. Закрепление

Задание 4 (рабочий лист): заполните таблицу (знак + или-) (Слайд)

Основные события

1682 г.

1689 г.

Результатом бунта была расправа над Нарышкиными и их сторонниками



Ссылка Голицына



Двор, патриарх и стрелецкие полки прибыли в Троице-Сергиев монастырь



 Дознания и жестокие расправы над участниками восстания



Провозглашение царями Ивана и Петра



Софья заточена в Новодевичий монастырь



Установление регентства царевны Софьи;



Подавление восстания;



Прощение участников восстания



Софья Алексеевна пострижена в монахини




Задание. Объясните слова автора учебника (стр. 18 последний абзац):

«Так в лице стрельцов…» (слайд).


Задание (если осталось время): Напишите синквейн на тему Петр I

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Подведение итогов урока, выставление оценок!

  1. Домашнее задание

Параграф 1. Выполнить задание 6 (письменно), страница 18. (Слайд)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!