Предмет: История
Класс: 10
Урок 40
Тема: Начало правления Петра I
Цели урока:
- Рассмотреть причины, повлиявшие на формирование личности Петра I;
- Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол,
- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения
- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;
- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;
- работать в паре;
- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений.
- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, работать в малых группах
- воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Проблемный вопрос: Почему результаты борьбы за власть на рубеже XVII – XVIIII вв. имели исключительно важное значение в истории России?
Ресурсы: А.А. Левандовский. История России XVIIII – XIX вв., § 1; рабочий лист.
Понятийный аппарат: Боярская Дума, стрелецкое войско, «потешные полки», «старая вера», раскольничество, бунт.
План урока (Слайд)
Борьба за престол.
Правление Софьи.
Приход к власти Петра.
Поездка Петра за границу и стрелецкий бунт.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Мотивационный этап
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Тема раздела «Россия в эпоху Петра Великого».
Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру какое бы прозвище дали вы?
Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?
Петр I
Выход к Балтийскому морю
Европеизация страны
Реформы: военная, экономические, культурные
Провозглашение империи
Тема сегодняшнего урока - «Начало правления Петра I» (слайд)
Основные цели урока (слайд):
- Рассмотреть причины, повлиявшие на формирование личности Петра I;
- Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол,
- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения
17 век в истории России – время новых явлений в экономике, политике, культуре. Но это с одной стороны, а с другой…Век - бунташный. Итоги этого века были очень противоречивы. Да и в царских хоромах было неспокойно…
Вспомните, пожалуйста, к какой из династий относился Петр 1? С какого времени считается правление этой династии?
Актуализация имеющихся знаний у учащихся
Давайте вспомним, какие новые явления происходили в экономическом, политическом, культурном плане в нашей стране в данный период.
Проверяем, выполняя задание №1 из Рабочего листа :
Задание. Распределите по сферам жизни общества изменения, которые происходили в России в XVII в. и создавали условия для петровских преобразований
Сферы жизни общества: А — экономика, Б — социальная сфера, В — политическая сфера, Г — духовная сфера:
Развитие ремесла, мелкотоварного производства - А
Отмена местничества (1682) - Б
Политика протекционизма (покровительства национальной промышленности и торговле) - А.
Развитие мануфактурного производства - А
Укрепление самодержавия- В
Сближение поместного и вотчинного землевладения – А.
Обмирщение сознания - Г
Начало формирования всероссийского рынка - А
Прекращение созыва земских соборов - В
Указ о белых и черных слободах - Б
Закрепощение крестьян (1649 г.) - Б
Утверждение самодержавия (соборное уложение – титул “самодержец”); - В.
Уменьшение роли боярской думы (малая дума) – В.
Тайный приказ – В.
Окончательно сложилась приказная система – бюрократия – чиновники поддержка государя – В.
Попытка некоторых представителей высших слоев общества устроить свою жизнь по западному образцу - Г.
Появление первых мануфактур, развитие мелкотоварного производства – А.
Проблемный вопрос: Почему результаты борьбы за власть имели исключительно важное значение для истории России? (слайд)
Изучение нового материала.
Борьба за власть
Борьба за власть
?
Выбор пути развития России
Альтернатива исторического развития
Петр Софья
Европеизация Патриархальная
России Россия
Приход к власти Петра I сопровождался борьбой за власть двух враждующих боярских группировок - Нарышкиных и Милославских.
В конце XVII в. при малолетних наследниках престола в России снова началась активная борьба за власть между соперничавшими группировками знати. Династические споры обостряло отсутствие четких норм наследования и формальное равенство претендентов. В своей борьбе боярские группировки использовали стрелецкие полки (в Москве находилось 20 стрелецких полков, примерно 15 тыс. человек).
Задание 2 рабочий лист:
Прочитать текст стр. 13, 17 и составить таблицу, используя материал учебника. Работа в парах, обсуждение и коллективная проверка. (Слайд)
Два стрелецких бунта
1682 г | Линии сравнения | 1689 г |
| Причины бунта | |
| Повод | |
| Участники | |
| Требования восставших | |
| Руководители | |
| Результаты | |
Комментирование группы, которые заполняли колонку «1682».
Правление Софьи.
Рассказ учителя:
В результате бунта 1682 г. царями провозгласили Петра и Ивана, правительницей — Софью. (Слайд)
Учитель показывает иллюстрации портретов царевны Софьи и ее фаворита князя В. В. Голицына.
Софья стала регентом.
Кто знает, что такое регентство?
Регентство (от лат. regens, «правящий») — временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.
В 1682 г. начинается правление Софьи Алексеевны, закончилось оно в 1689 г.
Что касается внутренней политики, то ее занимала только одна мысль - как удержаться у власти.
Первым человеком в государстве был фаворит царевны Софьи - князь В. В. Голицын (слайд). Он являлся главой Посольского приказа, но все дела решались по его совету.
В это время в российском обществе назревает мысль о необходимости преобразования московской старины.
Сообщение ученика.
В. В. Голицын - образованный человек, знал несколько европейских языков, имел домашнюю библиотеку. Он как человек, чувствовавший время, считал дальнейшие развитие России - это путь через сближение с западной культурной традицией. Он постоянно говорил боярам о необходимости обучать детей наукам, приглашать для них иностранных учителей.
В. В. Голицын предлагал:
а) провести военную реформу;
б) отменить крепостное право (то есть предлагал сделать всех крепостных крестьян государственными, обложить их податью в пользу науки и т. д.).
К сожалению, намеченные планы и замыслы остались нереализованными.
- В каком году, с кем Россия заключила «вечный мир»?
1686 г. - с Польшей, «на вечные времена» за Россией закреплялся Киев. Это был серьезный успех правительства В. В. Голицына.
Согласно этому договору Россия брала обязательство вступить в антитурецкую коалицию и начать войну с крымским ханом.
Москва стала готовиться к походу на Крым. В. В. Голицын был назначен главнокомандующим. Но военная кампания 1687 г. закончилась бесславно. Войско В. В. Голицына из-за недостатка воды и из-за зноя степей отступило, так и не достигнув Крыма.
Второй поход предприняли через два года, но преодолеть перешеек русские не смогли. Русские простояли три дня, заключили с крымцами перемирие и отправились назад.
Вопрос:
А к каким событиям это привело?
Это вызвало недовольство в Москве. Росло влияние Натальи Кирилловны Нарышкиной и подрастающего Петра.
Приход к власти Петра.
Комментирование группы, которые заполняли колонку «1689 г.».
Рассказ учителя.
В результате второго стрелецкого бунта 1689 г. Петр стал самостоятельным правителем. (Слайд)
Поездка Петра за границу и стрелецкий бунт.
В 1689 г. Петра 1 поддержали бояре, дьяки, подьячие, полки нового строя, значительная часть стрельцов. Патриарх Иоаким через несколько дней после победы потребовал выслать из страны всех иноземцев. Молодой царь получил поддержку в борьбе против политики Софьи и Голицина, которую можно определить как «западническую» Вероятно только Великое посольство и Стрелецкий бунт 1698 г. Ознаменуют окончательный перелом во взглядах Петра, подтолкнут к преобразованиям на европейский лад.
Последнее выступление стрельцов в XVII в. произошло в отсутствии Петра. Недовольные требованиями регулярной службы, несколько стрелецких полков отказались подчиняться своим начальникам и попытались захватить Москву. Выступление было подавлено, зачинщики наказаны. Но, Пётр, который срочно вернулся из-за границы, потребовал возобновить следствие.
Закрепление
Задание 4 (рабочий лист): заполните таблицу (знак + или-) (Слайд)
Основные события | 1682 г. | 1689 г. |
Результатом бунта была расправа над Нарышкиными и их сторонниками | | |
Ссылка Голицына | | |
Двор, патриарх и стрелецкие полки прибыли в Троице-Сергиев монастырь | | |
Дознания и жестокие расправы над участниками восстания | | |
Провозглашение царями Ивана и Петра | | |
Софья заточена в Новодевичий монастырь | | |
Установление регентства царевны Софьи; | | |
Подавление восстания; | | |
Прощение участников восстания | | |
Софья Алексеевна пострижена в монахини | | |
Задание. Объясните слова автора учебника (стр. 18 последний абзац):
«Так в лице стрельцов…» (слайд).
Задание (если осталось время): Напишите синквейн на тему Петр I
Существуют определённые правила написания синквейна:
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Подведение итогов урока, выставление оценок!
Домашнее задание
Параграф 1. Выполнить задание 6 (письменно), страница 18. (Слайд)