СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории в 5 классе на тему: «Природа и люди Древней Индии»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 5 классе на тему: «Природа и люди Древней Индии»»

Урок по истории в 5 классе на тему: «Природа и люди Древней Индии»

Цель урока: создать условие для ознакомления учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, познакомить с развитием греческой науки

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, познакомить с развитием греческой науки.


Развивающие:

- формирование навыка работы с исторической картой, совершенствование аналитических навыков обучающихся: умений сравнивать, обобщать;

- продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.


Воспитательные:

- повышение мотивации к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования;

- приобщение учащихся к историческому и культурному наследию прошлого


Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- учащиеся ознакомлены с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, с развитием греческой науки

Личностные УУД: 

- у учащихся сформирован навык анализа, логическое мышление;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

- сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- сформирован навык работы с исторической картой, совершенствованы аналитические навыки обучающихся: умений сравнивать, обобщать;

- сформировано умение работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.


Тип урока: комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


Ход урока


1.Вводная часть (2 мин)

 Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Наш сегодня урок будет необычный! Мы отправимся в путешествие в далекую, загадочную страну.

2.Проверка д/з. (4 мин) Но прежде чем мы отправимся в путешествие в новую страну, давайте вспомним:

Какие страны древнего мира вы уже знаете?!

(ответы учеников - Египет, Двуречье, Финикия и др.)

 Ответьте на следующие вопросы.

1. Где располагался Египет?

2. Что такое дельта?

3. Как назывался правитель Древнего Египта?

4. В какие страны совершали походы фараон Тутмоc III и его войско?

5. Из чего делали дома в Египте?

6. На чем писали в Египте?

7. Как называется письменность в Египте?

8. Египетская гробница?

9. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

10.На чем писали в Двуречье?

11. Как называется письменность в Двуречье?

12. Сколько букв в финикийском алфавите?

3.Объяснение темы урока, определение задач (4 мин)

Молодцы ребята! А теперь, перейдем к теме нашего урока. ) Сегодня мы отправляемся древнюю страну -Индию!

Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии»

На доске тема урока – ученики записывают в тетради дату и тему урока.

Учитель просит учеников сформулировать задачи на урок, после обсуждения на доске записываются задачи:

  1. познакомиться с географическим расположением новой страны;

  2. познакомиться с ее особенностями, природой и климатом;

  3. узнать про занятия населения и религиозные верования.

Ребята, в ходе урока вам предстоит найти ответ на вопрос «Почему древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?

4.Рассказ учителя (2 мин)

Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями.

Учитель: Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

5.Работа с картой (4 мин)

Задание ученикам найти на карте самые высокие горы в мире – Гималаи (термин с пояснением записывается учениками в тетрадь). Далее, сообщение учащегося о горах Гималаях, которое он готовит заранее к уроку.

Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Ученики записывают названия рек в тетрадь). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.


6.Работа с учащимися (8 мин)

Учитель читает отрывок о джунглях Индии. Слова сопровождают слайды презентации: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:" Дожди в  Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями (Слайд №1)

Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. (Слайд №2)Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность (Слайд №3). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает  слон. (Слайд №4). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Слайд №5).

Учитель спрашивает учеников:

– Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?

– Можно выжить в джунглях? Чем питаться?

Ученики отвечают, а учитель обобщает их ответы.

7.Разминка (3 мин)

Учитель проводит физкультминутку в игровой форме: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

• заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

• идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

• увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

• впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

• раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

• вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

8.Работа с историческим документом (8 мин)

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Я попрошу вас прочитать исторический документ, посвященный основным занятиям индийцев, он поможет нам ответить на следующий вопрос:

Каковы же были занятия населения Древней Индии?

Давайте вместе прочитаем отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии»

Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай  два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными - как наземными,  так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии. Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду.В Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее. Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи  того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой - летний, во время которого сеют рис и просо.

Вывод: Основным занятием древних индийцев было земледелие. (Ученики записывают вывод в тетрадь)

9.Историческая задача (4 мин)

Учитель:Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П  тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

10. Подведение итогов (4 мин)

Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Я хочу посмотреть насколько с пользой мы совершили это путешествие. Предлагаю вам выполнить  задание, где нужно закончить предложение.

Самостоятельная работа

На листочках выполнить задание. Впишите недостающие слова.

1.Индия расположена на юге материка_____

2. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы________________

3.Берега Индии омывает океан______

4. Самые многоводные реки Индии______

5. Труднопроходимые леса называются_______

6.Основное занятие индийцев________

7.Самое почитаемое животное в Индии____

Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Объяснение домашнего задания.


11.Домашнее задание: Прочитать §20 учебника. Задания на выбор:

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»


12. Рефлексия (3 мин.)

После изучения данной темы:

Я знаю


Я умею


Я могу


Я хочу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!