Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Чеботарская специальная школа-интернат»
Урок истории в 7 классе
Крещение Руси при князе
Владимире.
учитель истории
Тренина Г.А.
2021 – 2022 уч.год
24.11.2021 г.
Тема. Крещение Руси при князе Владимире.
Цели:
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.
Коррекционно-развивающие: развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал).
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений.
Оборудование и материалы
Презентация «Крещение киевлян», лента времени, карта «Киевская Русь IX – начале XII вв.», компьютер, портреты первых русских князей, карточки с их прозвищами и датами, игра «Древо познания», карточки для самостоятельной работы, видеоролик «Крещение».
Ход урока.
Оргмомент.
Повторение пройденного материала.
а) Работа по карте.
-Какой большой раздел истории мы изучаем в течение несколько уроков? (Древняя Русь)
- Покажите территорию Киевской Руси на карте.
-Почему Древняя Русь называется Киевской Русью?
- Покажите Киев на карте.
-Покажите реку, на которой стоит Киев.
- О каком еще городе Древней Руси мы с вами знаем? Покажите его на карте.
-Каких соседей восточных славян мы знаем? Покажите на карте их территории.
- С какими соседями восточные славяне часто воевали? Торговали?
- Как называется основной торговый путь восточных славян?
б) Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей (карточки на доске):
Ольга, Олег, Владимир, Игорь, Рюрик, Святослав
(Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир).
в) Вспомните, какие прозвища получили 1-е русские князья в истории? ( таблички с прозвищами прикрепляют к доске)
Олег Вещий, Святослав Воин, Владимир Красное солнышко.
г) Догадайтесь, кому принадлежат слова:
«Хочу мстить за мужа своего» (Ольга)
«Иду на Вас!» (Святослав)
«Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего» (Олег).
д) Назовите век по датам (показываю карточки с датами)
-Какие из названных дат нам знакомы? Какие события происходили в эти годы? (879 г., 912 г., 988 г.)
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: «Крещение Руси при князе Владимире».(слайд1)
II. Актуализация опорных знаний.
Вспомните, как называлась вера восточных славян? (Язычество – вера в разных богов).
Работа с презентацией.
(слайд 2)Издавна Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и ругались друг с другом.
Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.
У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Сварогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. (слайд 3)
Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под власть одного князя.
III. Изучение нового материала.
а) Работа с учебником (чтение с 3 -6 абзацы на стр.126)
988 год – Крещение Руси при князе Владимире.
Князь Владимир принял христианство в 988 году.
Это начало, середина или конец века? (конец века)
Покажите эту дату на ленте времени.
(слайд 6)И, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной.
(слайд 7 )Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон и веру нашу!». Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно, что каждый народ будет хвалить свою веру. А нужно послать в каждую страну послов, которые разузнают обычаи веры и расскажут все князю, а он сделает выбор.
(слайд 8 ) Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам (Ислам), потом к немцам (Католики), а потом к грекам (Христианство).
(слайд 9 ) У магометан и католиков послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты.
(слайд 10) А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.
(слайд 11)Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
(слайд 12)Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства.
(слайд 13)В Константинополе состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной
Интерактивная физминутка.
б) Рассказ учителя о крещении киевлян (стр. 127, иллюстрация).
(слайд 14) В Киев князь вернулся с греческим священником. Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.
(слайд 15)Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре».
(слайд 16) На следующий же день вышел Владимир с греческими священниками на Днепр (показать на карте), и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев. Священник прочитал молитву и поднял крест над головами киевлян. Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.
(слайд 17) После крещения Владимир велел «опрокинуть идолы языческих богов — одних изрубить, а других — сжечь».
(слайд 18) Приверженцы старой веры плакали, когда идолов жгли, рубили и валили на землю.
(слайд 19) В Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Но все волнения были подавлены и люди приняли новую веру.
в) Работа с текстом учебника (стр. 128, 1 абзац, стр. 129, 1 абзац).
Что дала Руси христианская вера? (Введение христианства принесло стране единство и примирение, так как христианство призывало к покорности, повиновению, любви к ближнему, почитанию старших).
IV. Первичное закрепление нового материала.
а) Игра «Древо познания»:
В каком году было принято христианство на Руси? (899 год)
Что такое христианство? Чему учит христианство?
При каком князе произошло крещение Руси?
Откуда пришло христианство на Русь?
Найдите на карте государство, император которого крестил князя Владимира. (Византия)
Покажите на карте столицу Древнерусского государства, жителей которой крестил князь Владимир (Киев)
Найдите реку, в которой крестились киевляне (Днепр).
б) Самостоятельная работа учащихся.
Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.
_____________________ - вера в Бога Иисуса Христа. Чтобы стать христианином нужно принять _______________ - войти в воду и очиститься. Крещение Руси произошло при князе _____________________ в _______ году.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было интересно?
- Что вызвало затруднения, было непонятно?
V. Итоги урока.
Оценка знаний учащихся с комментарием.
Домашнее задание.
стр. 126-129, вопросы 1-3, знать дату крещения Руси, 2 группа - рассказ по иллюстрации «Крещение Руси».
Релаксация. Просмотр видеоролика «Крещение ребенка в храме в наши дни».