СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории в 7 классе "Крещение Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 7 классе "Крещение Руси"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа-интернат»



Урок истории в 7 классе

Крещение Руси при князе

Владимире.

учитель истории

Тренина Г.А.



2021 – 2022 уч.год

24.11.2021 г.


Тема. Крещение Руси при князе Владимире.

Цели:

Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.

Коррекционно-развивающие: развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал).

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений.

Оборудование и материалы

Презентация «Крещение киевлян», лента времени, карта «Киевская Русь IX – начале XII вв.», компьютер, портреты первых русских князей, карточки с их прозвищами и датами, игра «Древо познания», карточки для самостоятельной работы, видеоролик «Крещение».


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Повторение пройденного материала.

а) Работа по карте.

-Какой большой раздел истории мы изучаем в течение несколько уроков? (Древняя Русь)

- Покажите территорию Киевской Руси на карте.

-Почему Древняя Русь называется Киевской Русью?

- Покажите Киев на карте.

-Покажите реку, на которой стоит Киев.

- О каком еще городе Древней Руси мы с вами знаем? Покажите его на карте.

-Каких соседей восточных славян мы знаем? Покажите на карте их территории.

- С какими соседями восточные славяне часто воевали? Торговали?

- Как называется основной торговый путь восточных славян?

б) Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей (карточки на доске):

Ольга, Олег, Владимир, Игорь, Рюрик, Святослав

(Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир).

в) Вспомните, какие прозвища получили 1-е русские князья в истории? ( таблички с прозвищами прикрепляют к доске)

Олег Вещий, Святослав Воин, Владимир Красное солнышко.

г) Догадайтесь, кому принадлежат слова:

«Хочу мстить за мужа своего» (Ольга)

«Иду на Вас!» (Святослав)

«Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего» (Олег).

д) Назовите век по датам (показываю карточки с датами)

-Какие из названных дат нам знакомы? Какие события происходили в эти годы? (879 г., 912 г., 988 г.)


Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Крещение Руси при князе Владимире».(слайд1)


II. Актуализация опорных знаний.

  • Вспомните, как называлась вера восточных славян? (Язычество – вера в разных богов).

Работа с презентацией.

(слайд 2)Издавна Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и ругались друг с другом.


  • Как славяне изображали своих богов? (Идол – деревянное или каменное изображение богов).

Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.

У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Сварогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. (слайд 3)

Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под власть одного князя.

III. Изучение нового материала.

а) Работа с учебником (чтение с 3 -6 абзацы на стр.126)

988 год – Крещение Руси при князе Владимире.

Князь Владимир принял христианство в 988 году.

  • К какому веку относится дата? (10 век).

  • Это начало, середина или конец века? (конец века)

  • Покажите эту дату на ленте времени.

(слайд 6)И, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной.

(слайд 7 )Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон и веру нашу!». Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно, что каждый народ будет хвалить свою веру. А нужно послать в каждую страну послов, которые разузнают обычаи веры и расскажут все князю, а он сделает выбор.

(слайд 8 ) Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам (Ислам), потом к немцам (Католики), а потом к грекам (Христианство).

(слайд 9 ) У магометан и католиков послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты.

(слайд 10) А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.

(слайд 11)Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

(слайд 12)Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства.

(слайд 13)В Константинополе состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной

Интерактивная физминутка.


б) Рассказ учителя о крещении киевлян (стр. 127, иллюстрация).

(слайд 14) В Киев князь вернулся с греческим священником. Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.

(слайд 15)Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре».

(слайд 16) На следующий же день вышел Владимир с греческими священниками на Днепр (показать на карте), и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев. Священник прочитал молитву и поднял крест над головами киевлян. Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.

(слайд 17) После крещения Владимир велел «опрокинуть идолы языческих богов — одних изрубить, а других — сжечь».

(слайд 18) Приверженцы старой веры плакали, когда идолов жгли, рубили и валили на землю.

(слайд 19) В Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Но все волнения были подавлены и люди приняли новую веру.

в) Работа с текстом учебника (стр. 128, 1 абзац, стр. 129, 1 абзац).

  • Что дала Руси христианская вера? (Введение христианства принесло стране единство и примирение, так как христианство призывало к покорности, повиновению, любви к ближнему, почитанию старших).

IV. Первичное закрепление нового материала.

а) Игра «Древо познания»:

  • В каком году было принято христианство на Руси? (899 год)

  • Что такое христианство? Чему учит христианство?

  • При каком князе произошло крещение Руси?

  • Откуда пришло христианство на Русь?

  • Найдите на карте государство, император которого крестил князя Владимира. (Византия)

  • Покажите на карте столицу Древнерусского государства, жителей которой крестил князь Владимир (Киев)

  • Найдите реку, в которой крестились киевляне (Днепр).

б) Самостоятельная работа учащихся.


Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.

_____________________ - вера в Бога Иисуса Христа. Чтобы стать христианином нужно принять _______________ - войти в воду и очиститься. Крещение Руси произошло при князе _____________________ в _______ году.


Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что вызвало затруднения, было непонятно?

V. Итоги урока.

Оценка знаний учащихся с комментарием.

Домашнее задание.

стр. 126-129, вопросы 1-3, знать дату крещения Руси, 2 группа - рассказ по иллюстрации «Крещение Руси».

Релаксация. Просмотр видеоролика «Крещение ребенка в храме в наши дни».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!