СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по изобразительному искусству: "Деревянное кружево русской избы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по изобразительному искусству в 5 классе : "Деревянное кружево русской избы". Дополнительно к уроку необходимо скачать ролик телеканала культура передчи "Пряничный домик" - "Деревяноое кружево", в котором очень красиво и ёмко рассказывается о внешнем убранстве русской избы.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Деревянное кружево русской избы Кочкина П.С.»

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом



Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

по теме: «Деревянное кружево русской избы», разработан Кочкиной Полиной Сергеевной, учителем ИЗО и технологии МБОУ «Мезенская средняя общеобразовательная школа».

Цели урока:

-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;

-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;

-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Задачи:

Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы

Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.


Материалы к уроку:

- Слайды с элементами русской избы и с образцами резных и расписных украшений дома

- ролик передачи «Пряничный домик» «деревянное кружево»

- Краски, палитры

- Презентация

План урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.

Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы

Своеобразие декора.

Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.

3. Подготовка к творческой работе.

4. Изложение нового материала.

Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища .Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.

Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».

Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

Русская изба…

-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?

- Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)

-Почему ?

Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.

- Как вы думаете, почему?( потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов

Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.(показ слайдов)

Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная ;

конек – небесная колесница;

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем ( в северных районах нашей страны).

- Ребята , скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше ? (конь, конек).(Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).

- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?

Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда)

Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».


Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.

Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы(демонстрация слайда).

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.

Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.

«Ты лучами к полям прикасалось,

Улыбалось веселым огнем,

Ты и кругом и ромбом казалось,

Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.

5.Постановка творческой задачи.

- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант

- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)

- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант

- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.

- презентовать свой рисунок одноклассникам.

6.Педагогическое руководство творчеством учащихся.

7.Подведение итогов урока.

- Что нам удалось сегодня на уроке?

- Что не удалось и почему?

- Чему научился на уроке?

8. Анализ работ учащихся, выставление оценок.

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.

Вопросы для рефлексии:

- Зачем люди украшают свои жилища?

- О чем может рассказать декор крестьянской избы?

- Назовите элементы избы.

Источники для подготовки к уроку:

Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.

М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

Просмотр содержимого презентации
«Деревянное кружево русской избы»

«Деревянное кружево русской избы»  Урок разработан: Кочкина П.С., учитель технологии и ИЗО МБОУ «Мезенская средняя общеобразовательная школа»

«Деревянное кружево русской избы»

Урок разработан: Кочкина П.С., учитель технологии и ИЗО МБОУ «Мезенская средняя общеобразовательная школа»

Глаголем, кошелем и брусом  Дом строили с резным крыльцом,  С обдуманным мужицким вкусом  И каждый со своим лицом

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

Конь-охлупень  – находится в верхней части крыши избы

Конь-охлупень находится в верхней части крыши избы

  • Конь охранял домашний очаг
Фронтон –  треугольная сторона крыши Фронтон символизировал движение солнца по небу

Фронтон – треугольная сторона крыши

Фронтон символизировал движение солнца по небу

Полотенце – резная доска в центре крыши дома
  • Полотенце резная доска в центре крыши дома

Полотенце символизирует полуденное солнце в зените

Причелины –  резная доска слева и справа дома

Причелины – резная доска слева и справа дома

  • Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце
Наличник –  украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию

Наличник – украшение окна

В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию

Варианты изображения наличника

Варианты изображения наличника

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!