СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по изобразительному искусству - «Сатирические образы человека», 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа:  «Изобразительное искусство», Б.М. Неменский

3 четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет»

Тема урока. «Сатирические образы человека»

Вид урока: традиционный.

Тип урока: изучение новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок по изобразительному искусству - «Сатирические образы человека», 6 класс»

Развернутый план-конспект урока


Предмет: изобразительное искусство

Класс: 6

Программа: «Изобразительное искусство», Б.М. Неменский

Тема года: «Искусство в жизни человека».

3 четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет»

Тема урока. «Сатирические образы человека»

Вид урока: традиционный.

Тип урока: изучение новых знаний.

Селезнева Ольга Валентиновна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Коммунарская СОШ №3», Гатчинский р-он, Ленинградская обл.



Цели и задачи деятельности учителя

Формировать представления о виде изобразительного искусства – карикатуре и ее разновидности: шарже;

познакомить обучающихся с переплетением понятий «правда жизни» и «правда языка искусства», приемами художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве;

развивать наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека; учить отбирать детали и «обострять» образ;

воспитывать интерес к человеку, положительное отношение к юмору.

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение

Методы и формы

обучения

Эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный,; индивидуальная, фронтальная, парная

Интнрнет-ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki


Оборудование

Бумага, карандаш, гелевая ручка, черный фломастер, ластик, конверты №1(определения «карикатура», «шарж»),№2 (фотографии и шаржи известных личностей, алгоритм характеристики шаржей) на 6 групп, №3 (памятка «Карикатурятам»).

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции: шаржи на известных личностей(раздаточный материал)
шаржи Кукрыниксов, памятки «Карикатурятам»

Мультимедийный ряд: презентация «Сатирические образы».


Основные понятия и термины

Карикатура, шарж









Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
обучающихся

Формы

организации

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент


1. Приветствие

2.Проверка готовности к уроку

Прошу проверить друг у друга наличие материалов.













Регулятивные: определяют цель и проблему

в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала

Познавательные: определяют понятия, художественные термины; знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявляют положительное отношение
к юмору.


II.Формулирование темы урока и целеполагание

Беседа

с постановкой проблемы

1.Формулирование темы

(Слайд 1)

- Чему научились на прошлом уроке?

- Как художник подбирает модель? На что обращает внимание? (Научились замечать индивидуальные особенности и характер человека и передавать их при помощи графических материалов.)

- Что вы можете сказать об этом человеке? Каким его увидел художник?

(-Умный, думающий, внимательный, вдумчивый, мыслящий)

Появляется изображение шаржа рядом с портретом.

- А что здесь хотел подчеркнуть художник? ( Другую сторону характера подчеркнул: весёлый, добродушный, энергичный)

-В чём разница этих портретов?

- Какой приём использовал художник во втором портрете, чтобы выделить определённую черту характера? (Резкое преувеличение.)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Сатирические образы человека»

3. Целеполагание

- Какие новые задачи надо решить? Что надо узнать? (Что такое карикатура и шарж)

- Что умеете?

- Чему должны научиться? (Выделять и увеличивать определённые качества человека)

- Давайте посмотрим, как работают художники-карикатуристы.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему

Осмысливают цель урока.

Фронтальная работа

III. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

(Слайд 2)

- Ребята, дайте характеристику этим изображениям. (Первое изображение: добродушный, мягкий, радостный.)

- Как вы об этом догадались? Какие выразительные средства вам это подсказали? (Линия и пятно. Линия плавная и мягкая, пятно мягкое, округлое.)

(Второе изображение: агрессивный, злой, человек-маска. Линия угловатая, разорванная, пятно агрессивное.)

- Как вы думаете, в чём разница между карикатурой и шаржем? (Карикатура высмеивает отрицательные качества. Шарж – добродушное юмористическое изображение).

- Откройте конверт, прочитайте определения. Согласны?

Карикатура - это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт. Сатирическая карикатура высмеивает, разит зло и беспощадно.

Шарж  — разновидность карикатуры, добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.

(Слайд 3)

- Перед вами шарж, где изображены энергетически разные люди? Как вы думаете, почему их объединили? Какая профессия их объединяет? Как вы думаете есть ли у них достижения в искусстве?

- Можно много сказать об этих людях, хотя мы и не знаем кто это такие.

- Это художники Кукрыниксы, художники-карикатуристы. Можно найти о них информацию в Интернете.












Анализируют изображения.








Знакомятся с определениями понятий










Ребята дают характеристики сатирическим образам



















Фронтальная работа



IV. Актуализация знаний и умений


Работа в группах по 4 человека с раздаточным материалом.

В конверте фото и шарж.

- Работая в группах, дайте характеристику портретов. Ответьте на вопрос: « Что хотел подметить художник? И как он это сделал?Каков этот человек? Какими выразительными средствами пользовался?(Линией , пятном, цветом)»

Ответы обучающихся.

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

Ответьте на вопросы: « Что хотел подметить художник? И как он это сделал?Каков этот человек? Какими выразительными средствами пользовался? » (Линией , пятном, цветом.)

- Перед вами изображения одних и тех же людей. Что это шарж или карикатура? Обоснуйте ответ.

- Итак, какими же качествами должен обладать художник-карикатурист?(Должен быть наблюдательным, подмечать в человеке то,что для него характерно, добрым и умным.)



Работают в группах, ответы записывают.

Дают характеристику шаржам.







































Дают ответы. Команды слушают и дополняют




Групповая работа






Физкультминутка.

- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.




V. Этап творческого применения

Практический. Творческий поиск

Предлагаювыполнить с помощью графических материалов дружеский шарж или карикатуру

Раздаю памятки.

- Воспользуйтесь памяткой «Карикатурятам». Прочтите и найдите опорные слова.

– Нарушение пропорций вызывает смех!

– Асимметрия не повредит карикатуре!

– Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!

– Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно!

– Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело!

– Одежда велика или мала, так и надо!

– Голова больше туловища? Здорово!

– Ноги короче рук, тоже не плохо!

– Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно!

- Длинное – ещё длиннее, широкое – ещё шире, острое - ещё острее, а круглое превращается в шар.

– Желаю удачи!

(Опорные слова: смех, изменяй, объединяй, растяни, преувеличение, не обидеть).

Помощь и консультирование учащихся, при необходимости – проведение фронтальной работы по устранению ошибок






Читают и выделяют опорные слова.













Выбирают вариант своей творческой работы, кого изобразить, материал для работы.

Ищут свои пути решения учебной задачи.








Работа в парах














Индивидуальная работа

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Познавательные: осваивают

приемы художественного преувеличения, отбирают детали, «обостряют образы».

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают.

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Демонстрация шаржа

Выбираю несколько лучших работ. Обучающиеся рассказывают, что хотели подметить и какими приёмами воспользовались.

Рефлексия.

1) Чему научился?

2) В чем затруднялся?

3) Как преодолеть затруднения?

4) С каким настроением работал?







Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.

Регулятивные:

выдвигают версии, работают по плану.

Личностные:

идут на взаимные уступки

в разных ситуациях; учатся критически осмысливать свое поведение


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!