Урок 13
Формирование характера Петра Гринева
Здравствуйте!
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Почему Пушкина интересовала история Пугачёвского бунта?
Какое произведение Пушкина мы будем изучать сегодня на уроке? The Daughter of the Commandant
Как зовут главного героя?
Главного героя повести зовут Гринёв. Фамилия Гринёв взята из архивных материалов. Подпоручик Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».
Как будет звучать тема нашего урока? Формирование характера Петра Гринёва.
Задачи урока:
1.Познакомиться с главным героем повести.
2.Проследить этапы формирования характера Петра Гринёва.
3.Выяснить, какими чертами характера обладал Гринёв.
Петр Гринёв занимает особое место в романе. Он не только действующее лицо, но и повествователь. Образ Гринева довольно сложный, его психология передается через действия, поступки. Чтобы рассказать последовательно о развивающихся событиях, поступках, отношениях к окружающим людям, необходимо выделить этапы, т.е. периоды жизни героя. Вслед за автором мы пойдем по страницам романа, чтобы выяснить, как формируется характер героя, какие испытания выпадают на его судьбу, как они влияют на героя.
Начнём читать 1 главу повести.
Прочитайте 1 главу до слов «Однажды осенью…» и ответьте на вопросы:
1.Кем был отец Петра Гринёва? Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе».
2.Сколькодетей было в семье Гринёвых? 9 детей.
3.Как звали француза учителя? Бопре.
4.Каким человеком был Бопре? Чему он научил ребёнка? Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки — вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог.
Прочитайте 1 главу со слов «Однажды осенью…» до «В ту же ночь…» и ответьте на вопросы:
1.Почему отец не послал Петрушу служить в Петербург, а отправил «понюхать пороху» в Оренбург? Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
2.Какой была мать Петруши Гринёва? Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».
3.Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца прямоту и честность.
4.Найдите в тексте слова, которые могут стать девизом семьи Гринёвых? Слова, которые можно назвать девизом семьи Гринёвых: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Так прожил свою жизнь Андрей Петрович Гринёв, этого же он ждёт и от сына. Отметим, что эта пословица стала эпиграфом ко всей повести. Это значит, что в ней заключена главная мысль произведения, что понятие чести — самое важное в “Капитанской дочке”.
Петруша Гринев рос в провинциальной небогатой дворянской семье, был единственным ребенком («Все мои братья и сестры умерли во младенчестве»).
Чтобы нам удобнее было охарактеризовать героя, составим схему. Начнём заполнять её.
1 этап жизни Гринёва – Детство и отрочество.
Качества: простодушный, наивный, добрый.
Прочитайте 1 главу со слов «В ту же ночь…» до конца и ответьте на вопросы:
1.Как ведёт себя Петруша, вырвавшись из родительского дома? Напивается и проигрывает Зурину 100 рублей.
2.Почему Савельич не хочет отдавать проигранные деньги? 100 рублей по тем временам очень большая сумма, Зурин обманывал Гринёва, игра была нечестной. И тем не менее, Петруша считает, что если проиграл, то нужно вернуть деньги.
3.Как ведёт себя Петруша по отношению к Савельичу? Грубо обращается с верным слугой. Проигрыш в 100 рублей — сумма очень внушительная. Поэтому гнев и возмущение Савельича вполне объяснимы. Но и твёрдое намерение юного проказника отдать долг Зурину свидетельствует о его, хотя ещё по-детски понимаемой, честности. А слова: “Мне было жаль бедного старика” — говорят о добром сердце Петруши, о том, что в душе его дремлют и доброта, и чуткость, и, что особенно важно, способность быть судьёй самому себе.
4.Какими же качествами обладает Петруша Гринёв? Юный, неопытный, неблагодарный, но честный и добрый.
Вернёмся к нашей схеме.
2 этап – Разлука с близкими, новые знакомые.
Качества: честный, прямолинейный, неблагодарный.
Как эта встреча с Зуриным повлияла на Петра Гринева?
Вывод: исчезает мечта о веселой, беззаботной жизни, сменяясь глубоким стыдом и раскаянием (записать в тетради).
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Стали бы вы отдавать долг Зурину на месте Гринёва? Почему?
2.Хотели бы вы дружить с Петром Гринёвым? Почему?
3.Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: прочитать главы 2-3