СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по картине Cайкиной "Детская спортивная школа" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по картине Сайкиной " Детская спортивная школа" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок по картине Сайкиной»




Тема учебного занятия. Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Цель: 1) углубить представления уч-ся о жанровых особенностях репортажа как разновидности публицистического стиля; 2) продолжить работу над формированием художественного мышления на уроках развития речи, обогащением словарного запаса учащихся; развивать навыки описания произведений живописи; совершенствовать навыки написания сочинения в жанре репортажа; 3) способствовать формированию здорового образа жизни, интереса к спорту, творческому труду, профессии журналиста.

Методы обучения: проблемно-поисковый, творческий, мотивационный.

ФОПД: фронтальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация.

Ученик должен ЗНАТЬ: структуру построения текста репортажа, его особенности; УМЕТЬ: создавать текст репортажа с включением описания картины; ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ: владеть навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Ход занятия.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.

Организация начала занятия

Приветствует уч-ся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность уч-ся к уроку, раскрывает цели урока (слайды 1,2).

Приветствуют учителя, фиксируют отсутствующих, настраиваются на урок.

2.

Подготовка уч-ся к работе на основном этапе

Фронтальный опрос.

1.Назовите функции публицистического стиля.

2.Назовите основные черты публицистического стиля.



3.Где встречается публицистический стиль?

4.Назовите жанры ПС.


- Вот именно о репортаже и пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.



1.Сообщить факты, убедить, воздействовать информацией.

2.Совмещение книжных и разговорных слов, вопросительные и побудительные предложения, обращения.

3.В газетах, журналах.


4. Заметка, статья, очерк, репортаж.

3.













































































Усвоение новых знаний и способов действий

1)Беседа:

1.Что вы знаете о репортаже?


2. Какие виды репортажа вы знаете?



3.Какие события обычно отражаются в репортаже?




4. Какова цель репортажа?








5. Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается?







Выводы (слайды 3,4).



2)Прочтение образца репортажа(слайд№5).


3)Словарная работа.

-Называет лексическое значение слова (карточки на доске).

-(Слайд №6).


4) -Сегодня мы будем работать над текстовым репортажем.

Репортаж наш будет о спортивной школе. Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.

- А мы с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе. Поможет нам в этом картина Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы (слайды7,8,9).


5)Демонстрация картин (слайды 10 -17).

-Художница в своем творчестве активно использует «деревенскую тему».


6)Работа по картине (слайды18,19,20).



7)Словарно-стилистическая работа ( слайды 21,22).


8)Составление плана сочинения.

Демонстрация примерного плана (слайд 23).




1. Репортаж – жанр публицистического стиля.

2.Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый).

3.Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям.

4.Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами.


5. В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я».





Уч-ся читает вслух образец репортажа (слайд№5).



-Угадывают слово по лексическому значению.

-Записывают слова в словарики.
























Уч-ся читает информацию (слайды 7,8.9).







Отвечают на вопросы слайдов 18-20.



Записывают слова и выражения в тетрадь.


Предлагают варианты плана.

Записывают примерный план.







4.

Обобщение и систематизация знаний

-Заключительная работа с картиной (слайд24).

-В качестве слов-связок между частями своего репортажа вы можете взять следующие (слайд 25).


-А сейчас давайте попробуем предложить ваши варианты вступления к репортажу и его заключения.












































-И в заключении мне хочется напомнить вам народную мудрость о здоровье и спорте (слайд 26).



Отвечают на вопрос к слайду.


Записывают слова.




-Предлагают свои варианты ( по группам):

(*Я захожу в гимнастический зал и вижу…

*Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?...

*Я стою перед дверью спортивного кабинета, сейчас там девочки-гимнастки. Их так много!...

*Взяв фотоаппарат, блокнот и ручку я отправилась в детскую спортивную школу. Там растят будущих олимпийских чемпионов.

*Я очень переживала, стояла в коридоре школы и не знала с чего начать. Услышав веселый смех за дверью, я направилась туда…)


*Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я ловила себя на том, что невольно улыбаюсь, и ловлю ответные улыбки прохожих…

*Да, гимнастки такие разные, не только внешне, а и по характеру, но я верю – это будущие чемпионки. Почему? Да просто, обладая упорством и трудолюбием, в руках талантливого тренера несомненно вырастит новая звезда и придет успех.

*Девочки должны быть стройными и красивыми. А спорт помогает им в этом.

*Я с хорошим настроением покинула этот зал, уверенная в том, что эти девочки станут спортсменками, гордостью нашей страны.


Читают пословицы.



5.

Информация о домашнем задании

Слайд №27,28

Записывают дом.задание.

6.

Подведение итогов занятия

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое репортаж?

-Каковы требования к репортажу?

-С творчеством какой художницы мы познакомились?

Отвечают на вопросы.

7.

Рефлексия

«Я», «МЫ», «ДЕЛО». Оценить по 5-тибальной шкале.

Анализируют свою д-ть, д-ть одноклассника и класса в целом; ход занятия.



Просмотр содержимого документа
«карточки к уроку»











Спортсмен, занимающийся гимнастикой





Привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении





Приспособление для спортивных упражнений





Звание победителя по какому-либо виду спорта





Специалист по тренировке спортсменов





Регулярно заниматься тренировкой













Просмотр содержимого презентации
«Соч.по карт.Сайкиной Дет.спорт.шк.»

Сочинение  в жанре репортажа  по картине  А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Сочинение в жанре репортажа по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Цель урока – подготовка к созданию сочинения-описания картины в жанре репортажа.

Цель урока – подготовка к созданию сочинения-описания картины в жанре репортажа.

РЕПОРТАЖ-  сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в газетах, по радио, телевидению) (Словарь С.И. Ожегова). Как вы понимаете слово репортёр? Репортёр – журналист, доставляющий в газету сведения о фактах и событиях местной жизни. Что должен знать и уметь спортивный репортёр?

РЕПОРТАЖ-

сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в газетах, по радио, телевидению) (Словарь С.И. Ожегова).

Как вы понимаете слово репортёр?

Репортёр – журналист, доставляющий в газету сведения о фактах и событиях местной жизни.

Что должен знать и уметь спортивный репортёр?

  • «...нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах»;
  • «...вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель “увидел” ваши соревнования» (Н.Озеров).
Признаки репортажа: – точное указание места, времени;  – подробное изложение основных событий; – впечатление автора, оценка.   Требования к репортажу: – простота и выразительность; – точность и конкретность; – умеренная эмоциональность; – грамотность.

Признаки репортажа:

– точное указание места, времени; – подробное изложение основных событий;

– впечатление автора, оценка.

Требования к репортажу:

– простота и выразительность;

– точность и конкретность;

– умеренная эмоциональность;

– грамотность.

Юные ласточки встали на крыло    Ласточка спасла Дюймовочку из болотной тины и унесла ее в волшебную страну, но не цветов и эльфов, а туда, где все маленькие девочки занимаются художественной гимнастикой. Благодаря творческой задумке выпускницы режиссер-   ского отделения СибГУФКа Ирины Макаровой все, кто стоял в минувшую пятницу у гимнастического помоста спортивного центра «Авангард», не только вспоминали бессмертную сказку Ганса Христиана Андерсена, но и с удовольствием сравнивали грациозных гимнасток со свободными ласточками. Омский центр олимпийской подготовки «Авангард» в первые дни апреля действительно напомнил всем «ласточкино гнездо». Сюда, на Х турнир по художественной гимнастике, слетелись 210 юных граций из Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Краснообска, Томска, Северска, Иркутска.  (Сайт «Детский спорт», 08.04.2009)

Юные ласточки встали на крыло

Ласточка спасла Дюймовочку из болотной тины и унесла ее в волшебную страну, но не цветов и эльфов, а туда, где все маленькие девочки занимаются художественной гимнастикой. Благодаря творческой задумке выпускницы режиссер-

ского отделения СибГУФКа Ирины Макаровой все, кто стоял в минувшую пятницу у гимнастического помоста спортивного центра «Авангард», не только вспоминали бессмертную сказку Ганса Христиана Андерсена, но и с удовольствием сравнивали грациозных гимнасток со свободными ласточками. Омский центр олимпийской подготовки «Авангард» в первые дни апреля действительно напомнил всем «ласточкино гнездо». Сюда, на Х турнир по художественной гимнастике, слетелись 210 юных граций из Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Краснообска, Томска, Северска, Иркутска.

(Сайт «Детский спорт», 08.04.2009)

Работа со словарными словами, данными в рамке в учебнике. Г И МНАСТКА  О САНКА  СН А РЯД  Ч Е МПИОН  ТРЕН Е Р, НО ТРЕН И РОВАТЬСЯ

Работа со словарными словами, данными в рамке в учебнике.

Г И МНАСТКА О САНКА СН А РЯД Ч Е МПИОН ТРЕН Е Р, НО ТРЕН И РОВАТЬСЯ

Сайкина  Александра Васильевна Заслуженный художник Российской Федерации

Сайкина Александра Васильевна

Заслуженный художник Российской Федерации

Родилась в деревне Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945 — 1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949 —1955). Работает преимущественно в области жанровой картины. Член Союза художников России с 1960 года.
  • Родилась в деревне Меленково Ивановской области.
  • Окончила Пензенское художественное училище (1945 — 1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949 —1955).
  • Работает преимущественно в области жанровой картины.
  • Член Союза художников России с 1960 года.
Расцвет творчества пришелся  на 1970-1980-е годы

Расцвет творчества пришелся на 1970-1980-е годы

  • Большой успех выпал на долю таких ее произведений, как "Грибная пора" (1967), "Юные мушкетеры" (1974), "Гаврила Поляков - мастер городецкой росписи" (1976), "Детская спортивная школа" (1979), "Девчата сороковых" (1984).
  • В 1978 году состоялась первая персональная выставка в Горьковском государственном художественном музее.
  • В 1980 г. А.В.Сайкиной было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР".

"Грибная пора" (1967)

"Гаврила Поляков - мастер городецкой росписи" (1976)

«Лето» (1985 г.)

«Лето» (1985 г.)

«Утро» (1990)

«Утро» (1990)

«Ксюша»

«Ксюша»

«Люба»

«Люба»

"Юные мушкетеры" (1974)

"Детская спортивная школа" (1979)

Рассмотрите картину. Где происходит действие, изображенное на картине? Что привлекает ваше внимание в первую очередь?

Рассмотрите картину. Где происходит действие, изображенное на картине? Что привлекает ваше внимание в первую очередь?

Рассмотрите, как построена картина. Что вы видите на переднем плане? Кто изображен на втором плане картины? Что вы видите на заднем плане? На какие детали вы обратили внимание? Какие цвета и оттенки использует художник?

Рассмотрите, как построена картина. Что вы видите на переднем плане? Кто изображен на втором плане картины? Что вы видите на заднем плане? На какие детали вы обратили внимание? Какие цвета и оттенки использует художник?

Представьте, что вы – репортер, которому поручили написать именно об этих девочках. О чем вы будете расспрашивать их?

Представьте, что вы – репортер, которому поручили написать именно об этих девочках. О чем вы будете расспрашивать их?

Словарно-стилистическая работа Гимнастка, гимнастические упражнения, осанка, мостик, сальто, мах, соскок, шпагат, прыжок, страховка, гимнастические снаряды, шведская стенка, перекладина, планка, брусья, конь, чемпион, тренер, тренироваться.

Словарно-стилистическая работа

Гимнастка, гимнастические упражнения, осанка, мостик, сальто, мах, соскок, шпагат, прыжок, страховка, гимнастические снаряды, шведская стенка, перекладина, планка, брусья, конь, чемпион, тренер, тренироваться.

Словарно-стилистическая работа Репортаж о подготовке спортсменов к Олимпийским играм, гимнастический зал, юные гимнастки, заслуженный тренер России, делали разминку, упражнения с лентами, даже отдыхая, ловили каждое слово тренера и наблюдали за движениями подруг, синхронно вытягивали обручи вверх и держали осанку, девушка в красном купальнике привлекла моё внимание, будущая чемпионка, качественная подготовка к международным соревнованиям.

Словарно-стилистическая работа

Репортаж о подготовке спортсменов к Олимпийским играм, гимнастический зал, юные гимнастки, заслуженный тренер России, делали разминку, упражнения с лентами, даже отдыхая, ловили каждое слово тренера и наблюдали за движениями подруг, синхронно вытягивали обручи вверх и держали осанку, девушка в красном купальнике привлекла моё внимание, будущая чемпионка, качественная подготовка к международным соревнованиям.

Примерный план описания картины   1. Вступление.  Задание редакции.  2.Основная часть.  2.1. Описание времени, места действия.  2.2. Описание спортсменок.  2.3. Описание зрителей.  2.4. Интервью с гимнасткой или тренером.  3. Заключение .  Впечатления от увиденного.

Примерный план описания картины 1. Вступление. Задание редакции. 2.Основная часть. 2.1. Описание времени, места действия. 2.2. Описание спортсменок. 2.3. Описание зрителей. 2.4. Интервью с гимнасткой или тренером. 3. Заключение . Впечатления от увиденного.

Рассмотрите картину еще раз. Какую необходимую полезную информацию будет содержать ваше сочинение? КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? КАК?

Рассмотрите картину еще раз. Какую необходимую полезную информацию будет содержать ваше сочинение?

КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? КАК?

Что привлекает ваше внимание в первую очередь?  На какие детали обратили внимание? СЛОВА -СВЯЗКИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕПОРТАЖЕ ВВЕДЕНИЕ: во-первых, причем, кстати, только ЗАКЛЮЧЕНИЕ: наконец, напоследок, и таким образом, стало быть, подводя итоги ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ: впрочем, с другой стороны, между тем СРАВНЕНИЕ: подобно, как будто, словно, точно

Что привлекает ваше внимание в первую очередь?

На какие детали обратили внимание?

СЛОВА -СВЯЗКИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕПОРТАЖЕ

ВВЕДЕНИЕ: во-первых, причем, кстати, только

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: наконец, напоследок, и таким образом, стало быть, подводя итоги

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ: впрочем, с другой стороны, между тем

СРАВНЕНИЕ: подобно, как будто, словно, точно

Словарь мудрых мыслей

Словарь мудрых мыслей

  • Кто спортом занимается, тот силы набирается.
  • Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.
  • Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
  • В здоровом теле – здоровый дух.
  • Систематически заниматься спортом – значит заботиться о своём здоровье.
  • Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.
  • Береги платье снову, а здоровье смолоду .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  напишите свое сочинение- репортаж о посещении детской спортивной школы на основе картины

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: напишите свое сочинение- репортаж о посещении детской спортивной школы на основе картины

ПРОВЕРИМ:  1.Связаны ли предложения в каждом абзаце? 2. Нет ли длинных громоздких конструкций? 3. Состоят ли ваши предложения из точных, выразительных слов? 4. Сориентирован ли ваш текст на зрителя? 5. Интересно ли вступление? 6. Убедительно ли заключение?

ПРОВЕРИМ:

1.Связаны ли предложения в каждом абзаце?

2. Нет ли длинных громоздких конструкций?

3. Состоят ли ваши предложения из точных, выразительных слов?

4. Сориентирован ли ваш текст на зрителя?

5. Интересно ли вступление?

6. Убедительно ли заключение?

Использованы ресурсы: 1. картина А Сайкиной «Детская спортивная школа»- www.new-uz.ucoz.ru 2. Информация о художнице- http://www.vremyan.ru/news/FC1827C0_A191_8B9C_4653_277AC3F875F0 Картины А. Сайкиной  - www.museum.ru/N24535 3.Материалы книги «Поурочные планы по учебнику «Русский язык. 7 класс.» М.Баранов и др. Волгоград. Издательство «Учитель», 2010г. 4. http://festival.1september.ru/articles/571954/ 5. http://ershov-oo.narod.ru/DswMedia/urok-opisaniekartinyi.doc 6. http://www.rusedu.ru/detail_6703.html Автор : Еремина Ольга Владимировна , учитель МБОУ Карсунской сош р.п.Карсуна Ульяновской области

Использованы ресурсы:

1. картина А Сайкиной «Детская спортивная школа»- www.new-uz.ucoz.ru

2. Информация о художнице- http://www.vremyan.ru/news/FC1827C0_A191_8B9C_4653_277AC3F875F0

Картины А. Сайкиной - www.museum.ru/N24535

3.Материалы книги «Поурочные планы по учебнику «Русский язык. 7 класс.» М.Баранов и др. Волгоград. Издательство «Учитель», 2010г.

4. http://festival.1september.ru/articles/571954/

5. http://ershov-oo.narod.ru/DswMedia/urok-opisaniekartinyi.doc

6. http://www.rusedu.ru/detail_6703.html

Автор : Еремина Ольга Владимировна ,

учитель МБОУ Карсунской сош р.п.Карсуна Ульяновской области


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!