Предмет: химии | Школа: Д.Конаева |
Дата:28 ноября 2016г | Имя учителя: Монастырева И.П. |
Класс: 8 кл | Количество уч-ся:23, отсутствующих: ___ присутствующих: _____ |
Раздел: Строение атома. Периодический закон. Химическая связь Тема урока: Нахождение элементов в природе. |
Цели обучения | Все учащиеся смогут: назвать насколько распространен то или иной химический элемент в живой и неживой природе. |
Большинство учащихся будут уметь: выделять биологическую роль элементов в живых организмах. |
Некоторые учащиеся смогут: определить взаимосвязь состава, строения и свойств химических элементов; значении некоторых химических элементов в жизнедеятельности живых организмов. |
Языковая цель | Учащиеся могут: выделять главные вопросы, находить нужную информацию и поделиться ее с одноклассниками. |
Ключевые слова и фразы: химический элемент, химическое соединение, простые и сложные вещества, биологическая роль. |
Вопросы для обсуждения: Всех ли химических элементов в природе одинаковое количество? Каких на ваш взгляд больше, а каких меньше? Все ли в природе распределены равномерно? |
Можете ли вы сказать, почему…? «Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать» Почему так сказал Гете. |
Подсказки: схемы, таблицы. |
Предыдущее обучение | Знают строение атома. Строение периодической системы. Физический смысл порядкового номера, номера периода и группы. |
План Организационный этап Этап проверки домашнего задания. Этап изучения нового материала. Этап информации домашнего задания. Этап подведения итогов урока (оценивание). Рефлексия. |
Планируе- мые сроки | Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) | Ресурсы |
Начало урока | Организационный этап (2 мин). Приветствие, настрой на урок. Актуализация знаний (3 мин). Другого ничего в природе нет. Ни здесь, ни там в космических глубинах. Все — от песчинок малых до планет Из элементов состоит единых.
- О каких элементах идет речь (о химических) - На какие две группы делятся все химические элементы? (металлы и неметаллы) - Чем они отличаются (по свойствам) - От чего зависят свойства химических элементов?(от строения атома) - Как можно узнать о строении атома? (по положению в периодической системе) - А можно ли по строению атома узнать его положение в периодической системе? Этап проверки домашнего задания (5 мин). На предыдущем уроке было задано составить схему строения атомов: натрия, хлора и железа. | Настрой на урок. Чтение стихотворения с последующим обсуждением. Работа у доски. |
Середина урока | Этап изучения нового материала (15 мин составление кластера и по 2 мин на защиту): Как вы думаете где могут содержатся химические элементы? Деление на группы по карточкам (человек, растения, не живая природа). 1 группа готовит материал о химических элементах в организме животных и человека(врачи) 2 группа готовит материал о химических элементах в организмах растений(агрономы) 3 группа о нахождении в природе (геологи) Ученики группы работая с предложенным текстом составляют кластер. Защита кластера у доски. Закрепление материала (10 мин). Техника «Черный ящик». В ящике вопросы каждая группа достает по два вопроса и отвечают на них после подготовки. • На какие группы можно разделить «Элементы жизни»? • Какие элементы относят к органогенам? • Какого элемента больше всего в земной коре? • Какой элемент наиболее распространен в природе? • От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?
• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека? | Проблемный вопрос Ответ: человек, растения, не живая природа. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текс для работы групп 1 – врачи 2 – агрономы 3 - геологи Например. «Черный ящик» |
Конец урока | Домашнее задание параграф 24,25 стр 84, упр 1 (2 мин). Подведение итогов урока. Формативное оценивание (2-3 мин). Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял | Рефлексия (плюс, минус) (2-3 мин). Плюс – отметить, что понравилось на уроке. Минус – что вам бы хотелось изменить. | Формативное оценивание и рефлексия. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. |
|
Отчеты по уроку №1
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Помогать учащимся при выполнении заданий, консультировать группы при выполнении заданий. Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Способным учащимся на данном уроке отводится роль учителя, провести с этими учащимися предварительную консультацию. | Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Продуманы задания на этапах: проверки домашнего задания, усвоения новых знаний, проверки понимания нового материала, закрепления нового материала – так, чтобы выявить и устранить недостатки. | Межпредметные связи. Соблюдение СанПиН. Охрана здоровья, употребление витаминов в разумном смысле, здоровый образ жизни. ИКТ компетентность. Не использовалось на данном уроке Связи с ценностями (воспитательный элемент). Прежде всего сохранение здоровья, не заниматься самолечением. |
Приложение 1.
Распространенность элементов в природе.
Среднее относительное содержание каждого элемента, выраженное в атомных или массовых процентах, называют его распространенностью или кларком. В природе известно лишь 89 химических элементов, т.к. №№ 43, 85, 87 и 93-109 получены искусственно в результате ядерных реакций.
Если расположить все элементы в ряд по их кларкам. Тогда окажется, что почти половина твердой земной коры состоит из одного элемента – кислорода (кларк 47 %). Иначе говоря, земная кора – это «кислородная сфера», кислородное вещество. На втором месте стоит кремний (29,5 %), на третьем – алюминий (8,05). В сумме они составляют 84,55 % твердой земной коры. Если к этому числу добавить еще железо (4,65), кальций (2,96), калий (2,5), натрий (2,5), магний (1,87), титан (0,45), то получим 99,48 %, т.е. практически почти всю земную кору. На долю остальных 80 % элементов приходится менее 1 % массы литосферы.
В каждой сфере Земли можно выделить несколько наиболее распространенных химических элементов.
Основную массу литосферы, как уже отмечалось выше, составляют три элемента (кислород, кремний и алюминий), гидросферы – два (кислород (85,77 %) и водород (10,73 %), атмосферы – два (азот (75,31 %) и кислород (23, 01%).
На долю всех остальных химических элементов приходится в земной коре 0,97 %, в гидросфере – 3,5 %, в атмосфере – 1,68 %.
Закономерности распространения химических элементов в ландшафтах нашли отражение в периодической системе Д.И.Менделеева. Наиболее распространены те элементы, которые имеют небольшие порядковые номера. Например, первые 26 элементов таблицы составляют 99,74 %. Преобладают элементы с четными порядковыми номерами (86 %). Повышенной распространенностью характеризуются элементы в области порядковых номеров 22 (титан) – 28 (никель). Содержания химических элементов зависят от строения их атомного ядра, а их миграция – от строения электронных оболочек, определяющих химические свойства элементов.
Все элементы по величине среднего содержания в земной коре делятся на основные, редкие и рассеянные. Основные элементы (кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, калий, натрий, магний, водород, кларк их больше единицы) широко распространены в породах. Элементы с низкими кларками (примерно менее 0,01-%) называются редкими. Элементы, которые обладают и низкими кларками и малой способностью образовывать минералы, называют рассеянными.
Химические элементы в организме человека
Соотношение химических элементов в здоровом организме различных людей почти одинаковы.
Значение и роль химических элементов в организме человека
В неорганических веществах организма человека обязательно присутствуют 22 химических элемента: Ca, P, O, Na, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cr, Si, I, F, Se, которые являются структурными элементами скелета и мягких тканей, а также факторами, регулирующими основные физиологические функции организма.
Стоит отметить, что все химические элементы можно разделить на две группы:
Микроэлементы. Их содержание в организме небольшое. Этот показатель может достигнуть лишь нескольких микрограмм. Несмотря на небольшую концентрацию, они участвуют в важных для организма биохимических процессах. Если говорить об этих химических элементах более детально, то к ним относятся следующие: бром, цинк, свинец, молибден, хром, кремний, кобальт, мышьяк и многие другие.
Макроэлементы. Они, в отличие от предыдущего вида, содержатся в нас в большом количестве (вплоть до сотен грамм) и входят в состав мышечной и костной ткани, а также крови. К этим элементам относят кальций, фосфор, натрий, калий, серу, хлор.
Несомненно, в большинстве случаев химические элементы оказывают положительное влияние на организм человека, но это возможно, скажем так, при золотой середине. Не зря говорят, что прежде чем принимать какие-либо витамины, важно проконсультироваться с врачом.
Биологическая роль химических элементов в организме человека
Всем известно, что в нас находится почти вся периодическая система химических элементов. И здесь речь идет не только о тех веществах, которые оказывают положительное воздействие на организм. Так, мышьяк – это сильнейший яд. Чем больше его в организме, тем быстрее происходят нарушения в сердечно-сосудистой системе, печени, почках. Но при этом ученые доказали, что в небольшой концентрации он повышает устойчивость организма к всевозможным заболеваниям.
Если говорить о содержании железа, то для отменного самочувствия в день нужно потреблять 25 мг этого химического элемента. Его нехватка провоцирует возникновение анемии, а переизбыток – сидерозом глаз и легких (отложение соединений железа в тканях данных органов).
Содержание химических элементов в растениях и их роль
Ценность любого лекарственного растения зависит от элементного состава. Растения состоят из воды (70—90 %), сухой органической массы (5—20 %) и золы (1—5%). В химический состав органических соединений в количестве от десятых до сотых долей процента входят макроэлементы — углерод (45 % сухой массы), кислород (42 %), водород (6,5 %), азот (1,5 %) и зольные химические элементы — фосфор, калий, кальций, кремний, магний, натрий, железо, сера, алюминий (суммарно 5 %).
Азот — биогенный элемент, входящий в состав РНК, ДНК, аминокислот, витаминов группы В, хлорофилла и различных белков растений. Свободный азот атмосферы и почвы недоступен для непосредственного использования высшими растениями. Связывание и перевод молекулярного азота атмосферы в азотистые соединения осуществляют клубеньковые бактерии, живущие в почве в симбиозе с растениями. Азот образуется также в результате разложения органических веществ (навоза, листьев, травы, компоста) специальными бактериями. Под влиянием последних азот переходит в аммиак, азотистую и азотную кислоты и соли этих кислот.
Бром. Содержится в основном в белокочанной капусте и зерновых.
Железо в растениях вместе с медью и цинком может содержаться как микроэлемент, а в отдельных органах растений — как макроэлемент. При недостатке солей железа возникает хлороз растений.
Йод — незаменимый микроэлемент. Концентрация йода в растениях зависит от содержания его в почве и воде. Из овощей наиболее богаты йодом свекла столовая, помидоры, огурцы, лук репчатый, сельдерей, спаржа (проростки), капуста белокочанная, морковь, зерновые и бобовые культуры, ягоды, плоды фейхоа, морская капуста (ламинария).
Калий - способствует синтезу белков, крахмала, жиров, а также использованию железа для образования в листьях растений хлорофилла. У ряда растений соли калия составляют более 50 % золы.
Кальций - имеет большое значение для растений: способствует нейтрализации органических кислот в растениях; его соли — развитию корневой системы.
Кобальт - в сочетании с медью стимулирует рост стебля и корней растений. Кобальт — единственный элемент, который может запасаться в организме на длительный период. Большое содержание его отмечено в черемухе обыкновенной, шиповнике майском и др. Он участвует в синтезе белков, превращении жиров, усвоении азота, фосфора и кальция, стимулирует рост животных.
• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?
• Какие элементы относят к органогенам?
• Какого элемента больше всего в земной коре?
• Какой элемент наиболее распространен в природе?
• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?
• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?
• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?
• Какие элементы относят к органогенам?
• Какого элемента больше всего в земной коре?
• Какой элемент наиболее распространен в природе?
• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?
• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?
• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?
• Какие элементы относят к органогенам?
• Какого элемента больше всего в земной коре?
• Какой элемент наиболее распространен в природе?
• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?
• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?
• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?
• Какие элементы относят к органогенам?
• Какого элемента больше всего в земной коре?
• Какой элемент наиболее распространен в природе?
• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?
• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |
Урок прошел 1.интересно 2.скучно 3.безразлично | Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим | Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял |