СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии "Нахождение элементов в природе"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по химии в 8 классе "Нахождение элементов в природе" направлен на развитие самостоятельности в работе на уроке. Ученики узнают насколько распространен тот или иной элемент в природе, определят биологическую рольэлементов в живых организмах, значение элементов как в живой , так и в неживой природе. Разработка урока содержит приложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии "Нахождение элементов в природе"»

Предмет: химии

Школа: Д.Конаева

Дата:28 ноября 2016г

Имя учителя: Монастырева И.П.

Класс: 8 кл

Количество уч-ся:23, отсутствующих: ___ присутствующих: _____

Раздел: Строение атома. Периодический закон. Химическая связь

Тема урока: Нахождение элементов в природе.


Цели обучения

Все учащиеся смогут: назвать насколько распространен то или иной химический элемент в живой и неживой природе.

Большинство учащихся будут уметь: выделять биологическую роль элементов в живых организмах.

Некоторые учащиеся смогут: определить взаимосвязь состава, строения и свойств химических элементов; значении некоторых химических элементов в жизнедеятельности живых организмов.

Языковая цель

Учащиеся могут: выделять главные вопросы, находить нужную информацию и поделиться ее с одноклассниками.

Ключевые слова и фразы: химический элемент, химическое соединение, простые и сложные вещества, биологическая роль.

Вопросы для обсуждения:

Всех ли химических элементов в природе одинаковое количество?

Каких на ваш взгляд больше, а каких меньше?

Все ли в природе распределены равномерно?

Можете ли вы сказать, почему…? «Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать» Почему так сказал Гете.

Подсказки: схемы, таблицы.

Предыдущее обучение

Знают строение атома. Строение периодической системы. Физический смысл порядкового номера, номера периода и группы.

План

  1. Организационный этап

  2. Этап проверки домашнего задания.

  3. Этап изучения нового материала.

  4. Этап информации домашнего задания.

  5. Этап подведения итогов урока (оценивание).

  6. Рефлексия.

Планируе- мые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало

урока

Организационный этап (2 мин). Приветствие, настрой на урок.


Актуализация знаний (3 мин).


Другого ничего в природе нет.

Ни здесь, ни там в космических глубинах.

Все — от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.



- О каких элементах идет речь (о химических)

- На какие две группы делятся все химические элементы? (металлы и неметаллы)

- Чем они отличаются (по свойствам)

- От чего зависят свойства химических элементов?(от строения атома)

- Как можно узнать о строении атома? (по положению в периодической системе)

- А можно ли по строению атома узнать его положение в периодической системе?


Этап проверки домашнего задания (5 мин).

На предыдущем уроке было задано составить схему строения атомов: натрия, хлора и железа.

Настрой на урок.



Чтение стихотворения с последующим обсуждением.














Работа у доски.

Середина урока

Этап изучения нового материала (15 мин составление кластера и по 2 мин на защиту):

Как вы думаете где могут содержатся химические элементы?

Деление на группы по карточкам (человек, растения, не живая природа).

1 группа готовит материал о химических элементах в организме животных и человека(врачи)

2 группа готовит материал о химических элементах в организмах растений(агрономы)

3 группа о нахождении в природе (геологи)

Ученики группы работая с предложенным текстом составляют кластер.


Защита кластера у доски.


Закрепление материала (10 мин). Техника «Черный ящик».

В ящике вопросы каждая группа достает по два вопроса и отвечают на них после подготовки.


• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?

• Какие элементы относят к органогенам?

• Какого элемента больше всего в земной коре?

• Какой элемент наиболее распространен в природе?

• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?



• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?

Проблемный вопрос

Ответ: человек, растения, не живая природа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текс для работы групп

1 – врачи

2 – агрономы

3 - геологи

Например.

«Черный ящик»

Конец урока

Домашнее задание параграф 24,25 стр 84, упр 1

(2 мин).


Подведение итогов урока. Формативное оценивание (2-3 мин).

Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Рефлексия (плюс, минус) (2-3 мин). Плюс – отметить, что понравилось на уроке. Минус – что вам бы хотелось изменить.




Формативное оценивание и рефлексия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.




  • Дополнительная информация.


Отчеты по уроку №1

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Помогать учащимся при выполнении заданий, консультировать группы при выполнении заданий.

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Способным учащимся на данном уроке отводится роль учителя, провести с этими учащимися предварительную консультацию.

Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Продуманы задания на этапах: проверки домашнего задания, усвоения новых знаний, проверки понимания нового материала, закрепления нового материала – так, чтобы выявить и устранить недостатки.

Межпредметные связи.
Соблюдение СанПиН. Охрана здоровья, употребление витаминов в разумном смысле, здоровый образ жизни.
ИКТ компетентность. Не использовалось на данном уроке

Связи с ценностями (воспитательный элемент). Прежде всего сохранение здоровья, не заниматься самолечением.

Приложение 1.



Распространенность элементов в природе.



Среднее относительное содержание каждого элемента, выраженное в атомных или массовых процентах, называют его распространенностью или кларком. В природе известно лишь 89 химических элементов, т.к. №№ 43, 85, 87 и 93-109 получены искусственно в результате ядерных реакций.

Если расположить все элементы в ряд по их кларкам. Тогда окажется, что почти половина твердой земной коры состоит из одного элемента – кислорода (кларк 47 %). Иначе говоря, земная кора – это «кислородная сфера», кислородное вещество. На втором месте стоит кремний (29,5 %), на третьем – алюминий (8,05). В сумме они составляют 84,55 % твердой земной коры. Если к этому числу добавить еще железо (4,65), кальций (2,96), калий (2,5), натрий (2,5), магний (1,87), титан (0,45), то получим 99,48 %, т.е. практически почти всю земную кору. На долю остальных 80 % элементов приходится менее 1 % массы литосферы.

В каждой сфере Земли можно выделить несколько наиболее распространенных химических элементов.

Основную массу литосферы, как уже отмечалось выше, составляют три элемента (кислород, кремний и алюминий),  гидросферы – два (кислород (85,77 %) и  водород (10,73 %), атмосферы – два (азот (75,31 %) и кислород (23, 01%).

На долю всех остальных химических элементов приходится в земной коре 0,97 %, в гидросфере – 3,5 %, в атмосфере – 1,68 %.

Закономерности распространения химических элементов в ландшафтах нашли отражение в периодической системе Д.И.Менделеева. Наиболее распространены те элементы, которые имеют небольшие порядковые номера. Например, первые 26 элементов таблицы составляют 99,74 %. Преобладают элементы с четными порядковыми номерами (86  %). Повышенной распространенностью характеризуются элементы в области порядковых номеров 22 (титан) – 28 (никель). Содержания химических элементов зависят от строения их атомного ядра, а их миграция – от строения электронных оболочек, определяющих химические свойства элементов.

Все элементы по величине среднего содержания в земной коре делятся на основные, редкие и рассеянные. Основные элементы (кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, калий, натрий, магний, водород, кларк их больше единицы) широко распространены в породах. Элементы с низкими кларками (примерно менее 0,01-%) называются редкими. Элементы, которые обладают и низкими кларками и малой способностью образовывать минералы, называют рассеянными.

















Химические элементы в организме человека


Соотношение химических элементов в здоровом организме различных людей почти одинаковы.

Значение и роль химических элементов в организме человека

В неорганических веществах организма человека обязательно присутствуют 22 химических элемента: Ca, P, O, Na, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cr, Si, I, F, Se, которые являются структурными элементами скелета и мягких тканей, а также факторами, регулирующими основные физиологические функции организма.


Стоит отметить, что все химические элементы можно разделить на две группы:

  1. Микроэлементы. Их содержание в организме небольшое. Этот показатель может достигнуть лишь нескольких микрограмм. Несмотря на небольшую концентрацию, они участвуют в важных для организма биохимических процессах. Если говорить об этих химических элементах более детально, то к ним относятся следующие: бром, цинк, свинец, молибден, хром, кремний, кобальт, мышьяк и многие другие.

  2. Макроэлементы. Они, в отличие от предыдущего вида, содержатся в нас в большом количестве (вплоть до сотен грамм) и входят в состав мышечной и костной ткани, а также крови. К этим элементам относят кальций, фосфор, натрий, калий, серу, хлор.

Несомненно, в большинстве случаев химические элементы оказывают положительное влияние на организм человека, но это возможно, скажем так, при золотой середине. Не зря говорят, что прежде чем принимать какие-либо витамины, важно проконсультироваться с врачом.

Биологическая роль химических элементов в организме человека

Всем известно, что в нас находится почти вся периодическая система химических элементов. И здесь речь идет не только о тех веществах, которые оказывают положительное воздействие на организм. Так, мышьяк – это сильнейший яд. Чем больше его в организме, тем быстрее происходят нарушения в сердечно-сосудистой системе, печени, почках. Но при этом ученые доказали, что в небольшой концентрации он повышает устойчивость организма к всевозможным заболеваниям.

Если говорить о содержании железа, то для отменного самочувствия в день нужно потреблять 25 мг этого химического элемента. Его нехватка провоцирует возникновение анемии, а переизбыток – сидерозом глаз и легких (отложение соединений железа в тканях данных органов).

 












Содержание химических элементов в растениях и их роль

Ценность любого лекарственного растения зависит от элементного состава. Растения состоят из воды (70—90 %), сухой органической массы (5—20 %) и золы (1—5%). В химический состав органических соединений в количестве от десятых до сотых долей процента входят макроэлементы — углерод (45 % сухой массы), кислород (42 %), водород (6,5 %), азот (1,5 %) и зольные химические элементы — фосфор, калий, кальций, кремний, магний, натрий, железо, сера, алюминий (суммарно 5 %).

Азот — биогенный элемент, входящий в состав РНК, ДНК, аминокислот, витаминов группы В, хлорофилла и различных белков растений. Свободный азот атмосферы и почвы недоступен для непосредственного использования высшими растениями. Связывание и перевод молекулярного азота атмосферы в азотистые соединения осуществляют клубеньковые бактерии, живущие в почве в симбиозе с растениями. Азот образуется также в результате разложения органических веществ (навоза, листьев, травы, компоста) специальными бактериями. Под влиянием последних азот переходит в аммиак, азотистую и азотную кислоты и соли этих кислот.

Бром. Содержится в основном в белокочанной капусте и зерновых.

Железо в растениях вместе с медью и цинком может содержаться как микроэлемент, а в отдельных органах растений — как макроэлемент. При недостатке солей железа возникает хлороз растений.

Йод — незаменимый микроэлемент. Концентрация йода в растениях зависит от содержания его в почве и воде. Из овощей наиболее богаты йодом свекла столовая, помидоры, огурцы, лук репчатый, сельдерей, спаржа (проростки), капуста белокочанная, морковь, зерновые и бобовые культуры, ягоды, плоды фейхоа, морская капуста (ламинария).

Калий - способствует синтезу белков, крахмала, жиров, а также использованию железа для образования в листьях растений хлорофилла. У ряда растений соли калия составляют более 50 % золы.

Кальций - имеет большое значение для растений: способствует нейтрализации органических кислот в растениях; его соли — развитию корневой системы.

Кобальт - в сочетании с медью стимулирует рост стебля и корней растений. Кобальт — единственный элемент, который может запасаться в организме на длительный период. Большое содержание его отмечено в черемухе обыкновенной, шиповнике майском и др. Он участвует в синтезе белков, превращении жиров, усвоении азота, фосфора и кальция, стимулирует рост животных.

































• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?

• Какие элементы относят к органогенам?

• Какого элемента больше всего в земной коре?

• Какой элемент наиболее распространен в природе?

• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?



• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?







• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?

• Какие элементы относят к органогенам?

• Какого элемента больше всего в земной коре?

• Какой элемент наиболее распространен в природе?

• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?



• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?





• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?

• Какие элементы относят к органогенам?

• Какого элемента больше всего в земной коре?

• Какой элемент наиболее распространен в природе?

• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?



• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?







• На какие группы можно разделить «Элементы жизни»?

• Какие элементы относят к органогенам?

• Какого элемента больше всего в земной коре?

• Какой элемент наиболее распространен в природе?

• От чего зависят свойства и функции химических элементов в природе и в живых организмах в частности?



• Сколько химических элементов должно присутствовать в организме человека?





Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично


Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим


Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


Урок прошел

1.интересно

2.скучно

3.безразлично

Я на уроке

1. работал

2. отдыхал

3. помогал другим

Итог

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!